г. Хабаровск |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А37-1152/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
на решение от 05.07.2018,
принятое судьей Минеевой А.А.
по делу N А37-1152/2018 Арбитражного суда Магаданской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонного) (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419) к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 18" (ОГРН 1024900971182, ИНН 4909066140) о взыскании 42 000 руб.,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 18" (далее - МАОУ "СОШ N 18") о взыскании 42 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2016 года.
Определением суда от 21.05.2018 исковое заявление было принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства, при этом было возбуждено производство по делу N А37-1152/2018.
Решением от 05.07.2018 в удовлетворении требований Пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы привел следующие доводы:
- суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, ошибочно руководствовался статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 57);
- поскольку срок обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций не определен Федеральным законом N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), равно как и не определен нормами АПК РФ, то следует применять по аналогии общий срок исковой давности 3 года.
На основании пункта 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, пенсионным органом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В результате проведённой проверки выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
По результатам проверки в отношении ответчика Пенсионным фондом было принято решение N 059S19160000107 от 10.10.2016, которым МАОУ "СОШ N 18" привлечено к ответственности по части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года в виде штрафа в размере 42 000 руб.
03.11.2016 пенсионным органом выставлено требование N 059S01160018770 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного законодательства со сроком исполнения до 29.11.2016, которое заказным письмом было направлено в адрес ответчика.
Неисполнение в установленный срок данного требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В спорный период правоотношения по процедуре осуществления органами Пенсионного Фонда Российской Федерации контрольных мероприятий, в том числе за индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако названный Закон с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции Пенсионный фонд вправе был обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Установленный в требовании срок для добровольной уплаты финансовой санкции определен Пенсионным фондом до 29.11.2016.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании финансовой санкции истек 29.05.2017.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением 14.05.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Магаданской области, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших обращению Пенсионным фондом в надлежащем порядке и своевременно с требованием о взыскании с МАОУ "СОШ N 18" финансовых санкций, не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Пенсионным фондом пропущен срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, и материалами дела не подтверждается уважительности причин пропуска указанного срока.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 05.07.2018 по делу N А37-1152/2018 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.