г. Ессентуки |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А63-22129/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Рассвет" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-22129/2017 (судья Турчин И.Г.) рассмотренному в порядке упрощённого производства,
по исковому заявлению ПАО "Ставропольэнергосбыт" в лице Кавминводского отделения "Горэлектросети" (ОГРН 1052600222927)
к ТСЖ "Рассвет" (ОГРН 1052600128217),
о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию,
при участии в судебном заседании:
от ТСЖ "Рассвет" - Хуболова А.А. по доверенности от 12.04.2017, Захарьящева Д.А. по доверенности от 09.06.2017;
от ПАО "Ставропольэнергосбыт" в лице Кавминводского отделения "Горэлектросети" - Пивоваровой А.А. по доверенности N 01-10/62 от 08.08.2017, Газарова Р.А. по доверенности N 01-10/43 от 31.07.2018.
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Ставропольэнергосбыт" в лице Кавминводского отделения "Горэлектросети" обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Рассвет" о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 в размере 14 358 рублей 63 копеек и возмещении расходов по оплате госпошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 (принятым путем подписания резолютивной части) заявленные требования удовлетворены, взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В жалобе ссылается на то, что товарищество не заключало с обществом договор энергоснабжения, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно товарищество управляло в спорный период многоквартирным домом. Общество не обращалось к товариществу с предложением заключить договор на поставку электроэнергии на общедомовые нужды. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему истец просит отказать в ее удовлетворении.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период истец осуществлял поставку коммунального ресурса гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская д. 140.
На начало 2017 года указанные МКД находились в управлении ответчика.
В заявленный период между истцом и ответчиком отсутствовал договор энергоснабжения на поставку электроэнергии для ОДН в качестве письменного документа, подписанного сторонами. Договоры энергоснабжения были заключены истцом с каждым конкретным гражданином в отдельности. Также на каждого конкретного гражданина был открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной гражданином электроэнергии, начисления и оплаты.
Согласно расчету общества в январе - апреле 2017 года объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании предприятия, составил 3452 кВт/ч на сумму 14 358 рублей 63 копейка.
Уклонение общества от платы электроэнергии привело к судебному спору.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно отклонил выше приведенные доводы ответчика по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу указанных положений для квалификации фактических договорных отношений между ресурсоснабжающей и управляющей организациями по приобретению коммунальных услуг необходимо представить доказательства того, что последняя приняла в управление для содержания общедомовое имущество, в том числе электрические сети.
Пунктом 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) установлено, что исполнитель коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Собственники помещений вправе управлять многоквартирным домом либо опосредованно (путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения), либо непосредственно. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу требований частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с жилищным законодательством и договором управления.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация после принятия общедомового имущества, в том числе внутридомовых электрических сетей, становится исполнителем коммунальных услуг и обязана оформить возникшие фактические договорные отношения на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до границы ответственности управляющей организации.
Пункт 14 Правил N 354 связывает обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом покупки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактических договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 10 Правил N 124 предусмотрено право ресурсоснабжающей организации, владеющей коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице товарищества не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления, направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Из анализа указанных норм права следует, что заключение договора энергоснабжения является обязательным для исполнителя коммунальных услуг; с даты государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления, Товарищество обязано заключить договор энергоснабжения с целью оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги. При этом наличие договорных отношений по поставке электроэнергии в многоквартирный дом возможно и в отсутствие письменного договора энергоснабжения, подписание которого (в виде оформления документа, подписанного сторонами) возможно по инициативе любой стороны (как энергоснабжающей организации, так и исполнителя).
Отсутствие письменного договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В силу статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в состав платы за жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ответчик указывает на то обстоятельство, что договор электроснабжения сторонами не заключен, собственники жилых помещений имеют прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Поскольку коммунальный ресурс предоставляет истец, на него возложена обязанность по снятию показаний как на ОДПУ, так и на ИПУ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в спорный период ответчик осуществлял управление спорным многоквартирным жилым домом. Истец в спорный период производил поставку электрической энергии в управляемые ответчиком многоквартирные дома.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что наличие и размер задолженности за поставленную электрическую энергию за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Факт поставки электрической энергии в спорный период с 01.01.2017 по 30.04.2017 подтвержден имеющимися в деле счетами-фактурами, актами снятия показаний средств приборов учета (первичного учета) электрической энергии (приложения к делу 1-4 том).
Судом установлено, что объем поставленной электрической энергии за январь - апрель 2017 года СОИД составил 3452 кВт/ч, на сумму 14 358 рублей 63 копейка.
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении им обязательств по оплате электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период январь - апрель 2017 года, суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования о взыскании основной суммы задолженности подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-22129/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.