г. Самара |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А49-223/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Жилье-23" - не явился, извещен,
от Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-23" по обслуживанию жилого фонда на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.06.2018 по делу N А49-223/2018 (судья Дудорова Н.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-23" по обслуживанию жилого фонда,
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области,
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Жилье-23" по обслуживанию жилого фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области N ПР-623 от 24.11.2017.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.06.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Жилье-23" по обслуживанию жилого фонда просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения собственника квартиры N 31 в многоквартирном доме N 11 по ул. Кулакова в г. Пензе по поводу необоснованного выставления счетов на оплату услуги горячего водоснабжения, Управлением Госжилстройтехинспекции была проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки N 1519 от 24.11.2017.
Согласно акту, в ходе проверки установлено, что названная квартира оборудована индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения. По запросу Управления обществом представлены акты от 01.06.2017, от 01.07.2017, от 01.08.2017, от 01.09.2017, от 01.10.2017 о поставке тепловой энергии и теплоносителя ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность за период с 01.06.2017 по 30.09.2017. Из представленных документов видно, что в период с 01.06.2017 по 30.09.2017 горячее водоснабжение в спорном многоквартирном доме отсутствовало, при этом начисление платы за коммунальную услугу ГВС за июнь 2017 г. произведено собственнику квартиры N 31 в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета, а за период с июля 2017 г. по сентябрь 2017 г. - исходя из среднемесячных показаний.
Перерасчет в связи с поставкой некачественной услуги ГВС и с перерывами, превышающими установленную продолжительность, за август - сентябрь 2017 г. произведен собственнику квартиры N 31 и отражен в квитанции за октябрь 2017 г.
По результатам проведенной проверки Управлением выдано обществу предписание N ПР-623 от 24.11.2017 в срок до 29.12.2017 произвести перерасчет платы собственнику (пользователю) жилого помещения N 31 в многоквартирном доме N 11 по ул. Кулакова в г. Пензе за коммунальную услугу по ГВС на индивидуальное потребление за июнь-июль 2017 г. за период отсутствия коммунального ресурса по горячему водоснабжению, согласно актам о поставке коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме от 01.07.2017, от 01.08.2017.
Общество с предписанием не согласилось, что и послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормы которого применяются в редакции, действовавший в период спорных правоотношений), плата за коммунальные услуги включена в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2.3 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг, в том числе, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе устанавливают их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с Правилами N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31), а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33).
В силу подпункта "д" пункта 3 правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к названным Правилам.
Пунктом 104 Правил N 354 установлено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Приложением N 1 к Правилам N 354 являются Требования к качеству коммунальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена обязанность обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), в соответствии с чем, допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С.
За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Заявитель является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Кулакова в г. Пензе, а спорная квартира N 31 в указанном жилом доме оборудована индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения.
В материалах дела имеются акты, составленные уполномоченными представителями управляющей организации (заявителя) и ресурсоснабжающей организации, о том, что в июне 2017 г., а также в период с 0 час. 00 мин. 01.07.2017 по 24 час. 00 мин. 29.07.2017 горячее водоснабжение в спорном доме отсутствовало, 30-31 июля 2017 г. осуществлялась поставка в указанный многоквартирный дом тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) ненадлежащего качества - температура теплоносителя составила 29,53°С и 23,59°С и 35,52°С и 27,47°С соответственно.
При этом начисление платы за коммунальный ресурс по ГВС собственнику квартиры N 31 произведено за июнь 2017 г. - исходя из показаний индивидуального прибора учета ГВС, а за июль 2017 г. - исходя из среднемесячных показаний прибора учета по ГВС, что является нарушением требований приведенных выше норм.
Оспариваемое предписание Управления Госжилстройтехинспекции, обязывающее произвести перерасчет платы согласно актам о поставке коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме от 01.07.2017, 01.08.2017, направлено на устранение допущенного обществом нарушения, выдано при наличии законных оснований.
В обоснование своих требований заявитель привел доводы о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность перерасчета платы за потребленную коммунальную услугу при наличии индивидуального прибора учета коммунальной услуги, сослался на то, что за июнь плата рассчитана по переданным потребителем показаниям, а также указал, что имеющиеся в материалах дела акты, составленные представителями управляющей и ресурсоснабжающей организацией, не могут быть приняты во внимание, поскольку они фиксируют состояние коммунального ресурса на точке ввода в дом, а не на точке водоразбора потребителя.
Указанные доводы судом первой инстанции были правомерно отклонены. Оплате подлежат только фактически потребленные коммунальные услуги. Если коммунальная услуга в дом не подавалась и отсутствовала на точке ввода в многоквартирный дом, то она, соответственно, отсутствовала и в квартире конкретного потребителя. Поэтому, несмотря, на поданные потребителем сведения о показаниях ИПУ у управляющей организации отсутствовали правовые основания рассчитывать плату за эту услугу как за ГВС. Два дня в июле - 30 и 31 июля 2017 г. температура ресурса составляла ниже 40°С, поэтому тоже не подлежала оплате как ГВС.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 22 от 27.06.2017 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ) (пункт 20).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта) (пункт 22).
Имеющиеся в материалах дела акты и отчеты о потреблении ресурса в достаточной мере подтверждают отсутствие услуги ГВС в спорном доме в спорный период и позволили Управлению Госжилстройтехинспекции сделать правомерный вывод о допущенном обществом нарушении.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание выдано ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, пунктом 4.2.5 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области N 167-пП от 24.03.2011, при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июня 2018 года по делу N А49-223/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-223/2018
Истец: ОАО "Жилье-23" по обслуживанию жилого фонда
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области