г. Самара |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А72-18469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича - Ханимов Радик Аронович (паспорт),
от Администрации города Ульяновска - представителей Клинк М.В.(доверенность от 06.08.2018), Суворова Е.В. (доверенность от 06.08.2018), Березиной Г.В. (доверенность от 09.01.2018),
от Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска- представитель не явился, извещено,
от муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой" - представитель не явился, извещено,
от Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал" - представитель не явился, извещено,
от Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 по делу NА72-18469/2017 (судья Овсяникова Ю.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича (ИНН 732500076803, ОГРНИП 304732510700161), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой",
Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал", Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
о признании незаконным и отмене постановления "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 16.10.2017 N 2264,
о признании незаконными действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева"), г.Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463" N 2082 от 15.09.2017, обязании восстановить нарушенные права,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ханимов Радик Аронович (далее -заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал", Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - третьи лица), о признании незаконным и отмене постановления "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 16.10.2017 N 2264, о признании незаконными действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева"), г.Ульяновск, о признании незаконным и отмене постановления "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463" N 2082 от 15.09.2017, обязании восстановить нарушенные права.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Ханимов Радик Аронович подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от "05"июня 2018 года полностью и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что Администрация, структурным подразделением которой является Комитет дорожного хозяйства, а в настоящее время - Управление дорожного хозяйства и транспорта, была осведомлена об изменении собственника ливневой канализации, однако не приняла мер по уведомлению арендатора (ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") и получению от него дополнительных согласований с правопреемником Комитета дорожного хозяйства.
Тем самым, бездействием администрации нарушены права предпринимателя.
По мнению подателя жалобы отсутствие объекта в Схеме размещения НТО при наличии действующего договора аренды земельного участка не влечет возможность его демонтажа.
Администрация города Ульяновска апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции. Просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Администрации города Ульяновска в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал", Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, возражений, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ИП Ханимов Р.А. с 06.05.1996 занимается предпринимательской деятельностью, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304732510700161 и его основным видом деятельности является - торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах.
Постановлением Администрации города Ульяновска от 06.08.2014 N 3875 ИП Ханимову Р.А. передан в аренду земельный участок по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г.Ульяновска площадью 56,25 кв.м. с кадастровым номером 73:24:010101:103.
Постановлением Администрации города Ульяновска от 20.10.2015 N 5317 на основании заявления ИП Ханимова Р.А. внесены изменения в ранее изданное постановление от 06.08.2014 N 3875 "О передаче Ханимову Р.А. в аренду земельного участка по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г.Ульяновска", которым изменена площадь предоставленного в аренду земельного участка с 56,25 кв.м. на 70,56 кв.м. и кадастровый номер на 73:24:010101:80.
С учетом указанного выше постановления Администрации 26.10.2015 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, действующий от имени МО "город Ульяновск", заключил с ИП Ханимовым договор аренды N 24-3-891 земельного участка из земель населенных пунктов площадью 70,56 кв.м. с кадастровым номером 73:24:010101:80, расположенного по адресу: ул.Пушкарева (остановка трамвая ул.Пушкарева) в Засвияжском районе г.Ульяновска; срок аренды с 06.08.2015 до 25.06.2024.
По акту N 891 приема-сдачи от 26.10.2015 Комитет передал ИП в аренду указанный выше земельный участок для размещения торгового павильон.
Указанный торговый павильон по данному адресу был приобретен заявителем у ИП Хакимовой Н.В., которая с 2002 года владела земельным участком по адресу: ул.Пушкарева (остановка трамвая ул.Пушкарева) в Засвияжском районе г.Ульяновска на праве аренды и соглашением от 21.01.2013 уступила ИП Ханимову Р.А. свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 17.04.2002 N 24-3-007284 с дополнительным соглашением от 30.12.2008 г.
Торговый павильон, расположенный на остановке трамвая "ул.Пушкарева" был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, под пунктом N 197 раздела "Засвияжский район".
18.08.2017 на основании обращения Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска проведено заседание рабочей группы в Администрации города, по итогам которого принято решение о внесении изменений в схему размещения НТО в части исключения пункта 197 раздела "Засвияжский район" в связи с тем, что данный объект расположен на сетях ливневой канализации и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ.
О принятом решении письмом от 14.09.2017 N 960/03-41 Администрация уведомила ИП.
15.09.2017 Администрацией принято постановление N 2082 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", согласно которому строка 197 раздела "Засвияжский район" признана утратившей силу.
16.10.2017 Администрацией вынесено постановление "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" в соответствии с которым МБУ "Стройзаказчик" поручено демонтировать нестационарный объект, расположенный по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева") г.Ульяновск, дата и время начала работ по демонтажу: 15.11.2017 в 09 час. 00 мин., определено место хранения демонтированного самовольно установленного объекта движимого имущества: ул.Маяковского, д.57, г.Ульяновск.
Согласно акту N 236 от 15.11.2017, нестационарный торговый объект, собственником которого является ИП Ханимов Р.А., демонтирован.
ИП Ханимов Р.А. полагая, что постановления Администрации и действия по осуществлению демонтажа принадлежащего ему нестационарного торгового объекта являются незаконными и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих доводов ИП указал, что 17.07.2013 ИП Ханимовым Р.А. согласовано размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева"), г.Ульяновск в охранной зоне ливневой канализации с МУП "Ульяновскводоканал".
Собственник ливневой канализации не возражал против расположения НТО, не имеет претензий к ИП по поводу проведения сервисных и ремонтных работ сетей ливневой канализации; НТО был законно включен в схему размещения НТО. Считает, Администрацией при принятии оспариваемых решений нарушен пп.5 п.2.17.1 Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области N 6 от 22.01.2016.
Администрация заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что на территории МО "город Ульяновск" схема размещения НТО утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463. Внесение изменений в данную схему осуществляется в соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденным приказом Минприроды Ульяновской области N 6 от 22.01.2016, на основании предложений хозяйствующих субъектов. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, с учетом необходимости устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, наделены правом вносить изменения в схему размещения НТО.
Постановление от 15.09.2017 N 2082 вынесено после обсуждения рабочей группой Администрации вопроса по результатам рассмотрения обращения Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, изложенного в письме от 15.08.2017, согласно которому НТО (киоск "Шаурма"), размещенный на остановке трамвая "ул.Пушкарева", расположен на сетях ливневой канализации, что является нарушением пп.8 п.14.8.6 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 N 1406 и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ на сетях ливневой канализации.
Постановление от 15.09.2017 N 2082 принято на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказа Минприроды Ульяновской области N 6 от 22.01.2016 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области"; было подготовлено в соответствии с распоряжением администрации г.Ульяновска от 16.10.2012 N 390-Р "Об утверждении Правил подготовки и издания правовых актов администрации города Ульяновска", на проект постановления было получено положительное заключение прокуратуры Ленинского района; постановление опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" N 87 (1692) от 22.09.2017 и размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в разделе "Официальные документы".
С момента исключения НТО из схемы данный объект приобрел статус самовольного. Демонтаж самовольно установленных объектов движимого имущества на территории МО "город Ульяновск" осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1044 "Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск". Срок добровольного демонтажа составляет 1 месяц со дня опубликования информационного сообщения в газете "Ульяновск сегодня". Информационное сообщение о необходимости демонтажа было размещено непосредственно на торговом объекте заявителя и опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" N 90 от 29.09.2017. Поскольку самовольный объект не был демонтирован добровольно, Администрацией города Ульяновска было принято постановление от 16.10.2017 N 2264 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Демонтаж осуществлен 15.11.2017 силами подведомственного администрации города учреждения - МБУ "Стройзаказчик".
Ответчик указал, что предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора на размещение такого объекта, у ИП Ханимова Р.А. отсутствовал договор на размещение НТО.
Действия Администрации не лишили ИП статуса предпринимателя и не лишили его возможности подать в орган местного самоуправления заявление о внесении изменений в Схему в порядке, утвержденном Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов от 22.01.2016 N 6, для согласования нового места размещения НТО.
Третье лицо МБУ "Дорремстрой" в отзыве пояснило, что выполняет работы по содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений в объемах муниципального задания, отвечает за качество и объем выполненных работ перед Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Городские автомобильные дороги, в том числе тротуары, ливневая сеть, являются собственностью МО "город Ульяновск", включены в реестр муниципальной собственности согласно постановлению мэра г.Ульяновска N 491 от 06.03.2006.
Ливневая канализация по ул.Пушкарева не включена в перечень объектов КНС и ливневой канализации, являющегося Приложением N 3 к муниципальному заданию на 2017, плановый 2018 год.
Третье лицо УМУП "Ульяновскводоканал" в пояснениях сообщило об отсутствии на балансе предприятия ливневой канализации в правобережной части города Ульяновска.
Третье лицо Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска разъяснило, что Управление осуществляет свою деятельность согласно Положению, утвержденному решением Ульяновской городской Думы от 25.02.2016 N 19 "О внесении изменений в решение Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об утверждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска", в том числе по вопросам дорожной деятельности. Автомобильная дорога по ул.Московское шоссе в г.Ульяновске, автомобильная дорога (К-1) ул.Пушкарева - Московское шоссе (кольцевая развязка на одном уровне) включены в реестр муниципальной собственности и переданы в управление Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, как и ливневая канализация по ул.Московское шоссе, уч.1 (от ул.Пушкарева до 50 лет ВЛКСМ) в г.Ульяновске. НТО ИП Ханимова Р.А. был размещен на остановке трамвая "Пушкаревское кольцо" непосредственно на сетях ливневой канализации, что является нарушением пп.8 п. 14.8.6 Правил благоустройства территории МО "город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 N 1406 и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ на сетях ливневой канализации. ИП Ханимовым Р.А. размещение НТО не согласовывалось с Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, не признает довод ИП, изложенный в заявлении, что согласование на размещение НТО было получено 17.07.2013 с МУП "Ульяновскводоканал". Управление указывает, что МУП "Ульяновскводоканал" не является правообладателем сетей ливневой канализации, расположенной под объектом НТО, согласования размещения НТО предпринимателем с Управлением не проводилось.
Представитель Управления в судебном заседании также указывал, что в настоящее время в городе ведутся подготовительные работы к капитальному ремонту дороги и ливневой канализации, в том числе и на участке по ул.Пушкарева, ведется подготовка сметной документации, в подтверждение чего представлено письмо МБУ "Стройзаказчик" об отправке плана трассы с границами работ ремонта и ведомости объемов работ от 15.03.2018 N 340/08-04.
Третье лицо Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по заявленным требованиям пояснило, что в ноябре 2016 между Администрацией и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (правопредшественник Агентства), на основании Закона Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-З "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" заключен договор о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды N 24-3-891, заключенному Комитетом с ИП. До настоящего времени ни одна из сторон договора не выразила намерения о прекращении договора аренды, оплата арендной платы производится в срок, установленный договором.
При этом ответчиком в материалы дела представлено письмо Агентства от 8.05.2018 N 72-ИОГВ-1001/5586исх., согласно которому арендодателем в адрес ИП Ханимова Р.А. направлено соглашение о расторжение договора от 26.10.2015 N 24-3-891 (т.2 л.д.118).
ИП Ханимов Р.А. в возражениях на доводы ответчика и третьих лиц указал, что согласование размещения НТО было осуществлено им с правопредшественником Управления дорожного хозяйства - с Комитетом дорожного хозяйства в 2013 г., о чем свидетельствует штамп на схеме расположения, кроме того, подписание договора аренды земельного участка уполномоченным органом Администрации подтверждает законность размещения НТО. Предприниматель не оспаривает тот факт, что НТО располагалось в охранной зоне ливневой канализации, однако считает, что обслуживанию и проведению ремонтных работ торговый объект не препятствовал, уведомлений о необходимости проведения таких работ к нему от обслуживающих организаций ни разу не поступало.
ИП считает, что если бы земельный участок под НТО был необходим для муниципальных нужд с целью выполнения работ по организации содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на территории г.Ульяновска, то необходимо было провести изъятие арендуемого ИП Ханимовым Р.А. земельного участка и компенсировать стоимость изъятого участка или предоставить альтернативный участок. Соглашение об изъятии земельного участка Администрацией с ИП заключено не было, компенсация не предоставлялась. ИП Ханимовым Р.А. неоднократно направлялись в адрес Администрации заявления с просьбой включить земельные участки в схему размещения НТО и заключить с ним договоры на размещение НТО, однако данные заявления были оставлены без удовлетворения.
Аналогичные доводы приведены заявителем и в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1.03.2015) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2, п.9 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном положениями Правил для включения объектов в схему размещения.
Приказом Минприроды Ульяновской области от 29.02.2016 N 19 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок размещения N 19).
В силу п. 1.1 настоящий Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок) регламентирует процедуру предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, правила оформления договорных отношений, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) нестационарных торговых объектов, к их внешнему облику и направлен на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.
Согласно положениям Порядка размещения N 19, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО (п. 2.2).
Право на размещение НТО предоставляется хозяйствующим субъектам на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со Схемой (п. 2.7).
Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО осуществляется на основании Договора на размещение НТО либо договора аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015, срок действия которого не истек, либо действие которого возобновлено на неопределенный срок (п. 2.8).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области утвержден приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 (далее - Порядок разработки и утверждения схем N 6), п.2 которого установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ульяновской области (далее - Схема) или внесение изменений в Схему, утвержденную до момента вступления в силу настоящего приказа, разрабатываются органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования Ульяновской области (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом.
На территории МО "город Ульяновск" схема размещения НТО утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, куда, по пояснениям представителей ответчика, во исполнение п.2.10 Порядка разработки и утверждения схем N 6, были включены все действующие на тот момент НТО, функционирующие на территории города, по итогам их инвентаризации и без проверки соблюдения правил их размещения.
Постановлением администрации г.Ульяновска N 1423 от 28.04.2016 создана Рабочая группа по принятию решений о внесении изменений в схему размещения НТО на территории г.Ульяновска и утверждено Положение о рабочей группе, в соответствии с которым основными задачами Рабочей группы являются:
- обеспечение жителей товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности и создание условий для организованной торговли;
- оптимизация размещения НТО;
-обеспечение устойчивого развития территорий в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными требованиями.
Решения рабочей группы оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
Внесение изменений в Схему в силу пункта 2.16 Порядка разработки и утверждения схем N 6 осуществляется в следующих целях:
- обеспечение жителей товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности;
-обеспечение устойчивого развития территорий в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными требованиями;
- обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов.
Инициатором внесения изменений в Схему могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели.
Порядок внесения изменений в Схему урегулирован пунктом 2.17 Порядка разработки и утверждения схем N 6, подпунктом 5 пункта 2.17.1 которого предусмотрено, что во включении НТО в схему отказывается в случаях, в том числе, нарушения установленных законодательством РФ противопожарных, санитарных, экологических, архитектурных норм, правил безопасности дорожного движения (на автодорогах, пешеходных тротуарах, магистральных улицах города, эспланадах, треугольниках видимости, на придорожной полосе и т.д.); размещения НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами.
В силу п. 2.20 Порядка разработки и утверждения схем N 6 органы местного самоуправления вправе внести изменения в Схему в порядке, предусмотренном п. 2.17, исключив из нее место размещения НТО, по следующему основанию: размещение НТО с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории МО Ульяновской области.
Как пояснил ответчик, НТО ИП Ханимова Р.А. было размещено на расстоянии менее 6 метров от строений, имеющих окна и двери, что не соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования" и менее 3 метров от проезжей части, что противоречит требованиям ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования", с нарушением ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Для проверки данных доводов суд определением от 03.04.2018 назначил сторонам дату совместного осмотра прежнего места расположения НТО.
10.04.2018 стороны провели осмотр участка, расположенного по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул.Пушкарева"), г.Ульяновск, на котором располагался НТО. В ходе осмотра установлено, что расстояние от границ павильона до трамвайных путей по мнению предпринимателя составило 4,40 м, до подземного перехода 7 м.; по мнению представителей администрации до трамвайных путей - 3 метра, до подземного перехода - 5,8 м., до проезжей части - 5,50 м. от одного угла и 5,20 м. от другого угла торгового павильона. Стороны пояснили, что разногласия по замерам вызваны невозможностью точного установления места расположения НТО после его демонтажа. Тем не менее данные замеры подтвердили ошибочность доводов Администрации о нарушении правил пожарной безопасности и ГОСТ Р 52766-2007 при размещении НТО заявителя.
После проведения совместного осмотра в дополнениях к отзыву Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска указало, что согласно выкопировке из плана города Ульяновска, НТО располагался в границах треугольника видимости и закрывал обзор пересечения трамвайных путей и проезжей части, тем самым создавал угрозу ДТП и нарушал требования п. 11.9 Свода правил СП42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Для проверки данного довода в Управление ГИБДД УМВД России по Ульяновской области судом направлялся запрос с целью получения сведений: создавал ли размещенный НТО угрозу движения транспорту в зоне треугольника видимости.
Согласно ответу на запрос, при размещении НТО было не соблюдено положение п.11.9 Свода правил СП 24.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" так как он был расположен в зоне треугольника видимости для условия "транспорт- транспорт"; вместе с тем Управление ГИБДД пояснило, что пункт 11.9 СП 24.13330.2011 не входит в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его
организации на территории РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р.
Доводы ответчика о нарушении законодательных норм при размещении НТО заявителя на остановке общественного транспорта и на сетях ливневой канализации также подтверждены материалами дела.
В соответствии с п.6.2. "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли"(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст) не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Согласно п.14.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденных Постановлением администрации г. Ульяновска от 01.06.2017 N 1406, размещение нестационарных объектов не допускается:
- на инженерных сетях и коммуникациях и в их охранных зонах (в случае, если правовой режим соответствующих охранных зон предусматривает возможность размещения нестационарных объектов при наличии согласования с собственниками, владельцами соответствующих сетей и коммуникаций - без такого согласования);
- с созданием препятствий для свободного подъезда пожарного, медицинского транспорта, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (включая объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты);
- с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации, с нарушением градостроительных норм и правил, с нарушением установленных законодательством обязательных требований.
Согласно п.2.4 указанных Правил размещение нестационарных объектов различного назначения запрещается на остановках общественного транспорта.
Из представленных в материалы дела договоров аренды земельного участка под торговым павильоном заявителя следует, что земельный участок под НТО расположен на остановке трамвая "ул.Пушкарева", на части участка площадью 43,56 кв.м (из 70,56 кв.м) обременен охранной зоной ливневой канализации.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд, даже при наличии согласования с прежним владельцем сетей, Администрация вправе исключить объект из схемы НТО, размещенный с нарушением действующего законодательства.
Сам факт размещения торгового объекта в указанном месте с 1996 г., как следует из представленных предпринимателем в дело копий документов, не является доказательством того, что согласование данного размещения было проведено без каких-либо нарушений, и в отсутствие необходимости (или финансирования) проведения работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей (ливневой канализации) проведению таких работ не препятствует.
При этом, как верно указал суд, наличие действующего договора аренды земельного участка правового значения при принятии решения об исключении НТО из схемы не имеет, поскольку, в силу Земельного кодекса в действующей редакции, размещение НТО допустимо в отсутствие земельно-правовых документов и не зависит от предоставления земельного участка под таким НТО.
Принятие оспариваемых постановлений обусловлено несоответствием места размещения НТО заявителя требованиям действующего законодательства, что подтверждено материалами дела.
Как указано в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2018 N Ф06-25834/2017, от 10.04.2018 Ф06-30636/2018, частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Верховный суд РФ в определении от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18 указал, что указанная норма (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ) не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
По смыслу статьи 10 Закона N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (и внесения в нее изменений) является не ограничение прав организаций и предпринимателей, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Исходя из анализа представленных доказательств, суд сделал правильный вывод о том, что Администрацией не нарушен порядок принятия решений об исключении объекта из схемы НТО и его демонтажу не нарушен, демонтаж также осуществлен с соблюдением установленного порядка, с заблаговременным информированием ИП, в присутствии арендатора указанного НТО - Рахимова, который, согласно акту N 236 от 15.11.2017, забрал свое оборудование; демонтированный павильон помещен на хранение и доказательств наличия нарушения своих прав - препятствий в его получении - заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Подлежит отклонению довод подателя жалобы об отсутствии нарушений размещения НТО, т.к. размещение объекта непосредственно на остановке общественного транспорта подтверждается и реестром остановочных пунктов, и актом осмотра нестационарного объекта. Более того, факт размещения НТО на остановке общественного транспорта заявителем жалобы не опровергался. Вместе с тем, согласование размещения НТО с собственником ливневой канализации - Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, ИП Ханимовым Р.А. получено не было. Порядок принятия Администрацией решений об исключении объекта из схемы НТО и его демонтажу не нарушен, демонтаж также осуществлен с соблюдением установленного порядка, с заблаговременным информированием ИП, в присутствии арендатора указанного НТО - Рахимова, который, согласно акту N 236 от 15.11.2017, забрал свое оборудование; демонтированный павильон помещен на хранение и доказательств наличия нарушения своих прав - препятствий в его получении заявителем не представлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 по делу N А72-18469/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18469/2017
Истец: Ханимов Радик Аронович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МБУ "Дорремстрой", МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57121/19
09.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15651/19
23.08.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14799/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41455/18
10.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10835/18
05.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17