г. Самара |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А72-5866/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
с участием: от акционерного общества "Димитровградский автоагрегатный завод" - представителя Новоселкина Д.Ю. (доверенность от 15.06.2018),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области - представителя Ивлева А.Г. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Димитровградский автоагрегатный завод" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.06.2018 по делу N А72-5866/2018 (судья Пиотровская Ю.Г.),
принятое по заявлению акционерного общества "Димитровградский автоагрегатный завод" (ОГРН 1027300533138, ИНН 7302004004), г.Димитровград,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (ОГРН 1107302000926 ИНН 7329000014), г. Димитровград,
о признании недействительным решения N 11-20/18566 от 26.01.2018 в части привлечения акционерного общества "Димитровградский автоагрегатный завод" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме, превышающей 1 386,19 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Димитровградский автоагрегатный завод" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее - ответчик), о признании недействительным решения N 11-20/18566 от 26.01.2018 в части привлечения акционерного общества "Димитровградский автоагрегатный завод" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме, превышающей 1 386,19 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, акционерное общество "Димитровградский автоагрегатный завод" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований АО "ДААЗ" в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, полагает, что сумма штрафа в размере 1 386,19 руб. является достаточной для реализации превентивного характера налоговых санкций и не возлагает на налогоплательщика чрезмерного бремени по уплате штрафа.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель акционерного общества "Димитровградский автоагрегатный завод" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, возражений на отзыв, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявителем в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области представлен уточненный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за полугодие 2017 года.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДФЛ за период с 01.01.2017 по 30.06.2017.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки N 11-20/20802 от 30.11.2017.
По результатам камеральной налоговой проверки данного расчета и представленных налогоплательщиком пояснений и возражений принято решение от 26.01.2018 N 11-20/18566 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст.123 НК РФ в виде штрафа в размере 138 619 руб. 60 коп.
АО "ДААЗ" подана апелляционная жалоба, которая решением вышестоящего налогового органа от 22.03.2018 N 07-05/04811@ оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями, АО "ДААЗ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области от 26.01.2018 N 11-20/18566.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.
В силу пп.1 п.3 ст.24 НК РФ, налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Из п.6 ст.226 НК РФ следует, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо но его поручению на счета третьих лиц в банках.
В соответствии со ст.123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Согласно п.3 ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза но сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
В п.1 ст.112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В силу п.4 ст.112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
По результатам проведенной налоговой проверки представленного АО "ДААЗ" расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за полугодие 2017 года установлено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 2 772 392 руб., в результате чего совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.123 НК РФ.
В соответствии с п.4 ст.112 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки были установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:
- признание вины и устранение ошибок;
- социальная значимость деятельности налогоплательщика - АО "ДААЗ" является градообразующим предприятием, где занято 750 человек, предоставляющим социальные льготы своим сотрудникам;
- тяжелое финансовое положение организации, подтвержденное наличием у налогоплательщика убытков по результатам финансово-хозяйственной деятельности за полугодие 2017 г. на сумму 200 857 тыс. руб.
В соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки были установлены обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения: решением Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 835 от 15.12.2016 АО "ДААЗ" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, вступившим в законную силу 25.01.2017 г. по решению УФНС России по Ульяновской области N 07-07/00986@ от 25.01.2017, в виде штрафа 174 632, 48 руб.
С учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств размер штрафных санкций был снижен в 4 раза по решению налогового органа от 26.01.2018 N 11-20/18566.
УФНС по Ульяновской области в решении по апелляционной жалобе пришло к выводу об отсутствии оснований для дополнительного снижения размера штрафа.
Таким образом, размер финансовых санкций был снижен в 4 раза.
Аналогичные доводы налогоплательщик приводит и в заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.01.2018 N 11-20/18566 в суд по настоящему делу, указанные доводы рассмотрены и учтены налоговым органом при принятии оспариваемого решения.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние, и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Подчеркивая важное социальное значение налоговой обязанности, Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал на то, что "налоговая обязанность имеет особый, публично-правовой характер, а се реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем, государственного принуждения взыскивать с лица, причитающиеся налоговые суммы'' (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П, Определения Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N 1572-0-0, от 27 декабря 2005 г. N 503-О и от 7 ноября 2008 г. N 1049-О-О).
По результатам проверки расчетов по форме 6-НДФЛ установлен значительный размер выявленного налоговым органом несвоевременного перечисления НДФЛ: за полугодие 2017 г. - 2 772 392 руб.
Специфика такого налога как НДФЛ заключается в том, что общество налогоплательщиком не является, оно в силу закона обязано перечислить налог физического лица в бюджет. Соответственно, не перечислив его в срок, оно незаконно пользуется денежными средствами, что является недопустимым.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при принятии решений инспекцией и УФНС России по Ульяновской области учтены все обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, оценена тяжесть допущенного обществом налогового правонарушения и снижена сумма начисленного штрафа в 4 раза на основании ст.112 и 114 НК РФ, основания для уменьшения размера штрафа по ст.123 НК РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.06.2018 по делу N А72-5866/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.