город Москва |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А40-54141/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Александровой Г.С., Савенкова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЕнисейЮг", ООО "Правовая защита лизингополучателя" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 июля 2018 года по делу N А40-54141/2018, принятое судьей Т.В. Ильиной по иску ООО "Енисей-Юг", ООО "Правовая защита лизингополучателя" к ООО "РЕСО-Лизинг" о взыскании 658 264 рубля 90 копеек.
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: 1 - Каюмов В.В. по доверенности от 07.02.2017; 2 - Каюмов В.В. по доверенности от 20.01.2017;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Енисей-Юг", ООО "Правовая защита лизингополучателя" обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО "РЕСО-Лизинг" о взыскании 658 264 рубля 90 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, указывая, что ответчик после изъятия предмета лизинга, должен был осуществить процедуру консервации предмета лизинга, ввиду чего условия хранения не должны влиять на рыночную стоимость предмета лизинга, более того, судом не указано, на основании чего, отклонен отчет, предоставленный истцами и принят во внимание отчет ответчика.
Представитель истцов в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Ответчик, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Отзыв на жалобу не направил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истцов, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2018 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Енисей-Юг" (лизингополучатель) и ответчиком (лизингодатель) был заключен договор финансовой аренды (лизинга) от 05 мая 2016 года N 1197КД-ЕНЮ/01/2016.
По условиям заключенного между сторонами договора согласовано, что лизингодатель приобретает в собственность и передает за плату лизингополучателю во временное владение и пользование транспортное средство BMW 420D XDRIVE.
Сумма лизинговых платежей, подлежащих уплате лизингополучателем, составляет 5 125 922 рубля 86 копеек.
Судом установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением лизингополучателем обязанности по уплате лизинговых платежей договор финансовой аренды (лизинга) расторгнут, предмет лизинга возвращен лизингодателю года.
До расторжения договора лизингополучатель уплатил 568 000 рублей аванса и 1 343 895 рублей 99 копеек лизинговых платежей.
В свою очередь, по договору от 07 февраля 2018 года N 07/02-03/18-ДУ ООО "Енисей-Юг" (цедент) уступило ООО "Правовая защита лизингополучателя" (цессионарий) право требования 50% неосновательного обогащения лизингодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон (часть 1 статьи 19 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)").
Право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю по истечении срока аренды и уплаты предусмотренных договором платежей.
Исходя из п. 1 статьи 28 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" выкупная цена может включаться в общую сумму договора лизинга только в случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
В соответствии с пунктом 2 постановления от 14 марта 2014 года N 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга" в договоре выкупного лизинга имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств, а имущественный интерес лизингополучателя - в приобретении предмета лизинга в собственность за счет средств, предоставленных лизингодателем, и при его содействии.
Приобретение лизингодателем права собственности на предмет лизинга служит для него обеспечением лизингополучателя по уплате установленных договором платежей, а также гарантией возврата вложенного.
Согласно пункту 3.1 Постановления N 17 расторжение договора выкупного лизинга порождает необходимость соотнести взаимные предоставления сторон по договору, совершенные до момента его расторжения (сальдо встречных обязательств), и определить завершающую обязанность одной стороны в отношении другой согласно следующим правилам.
Если полученные лизингодателем от лизингополучателя платежи (за исключением аванса) в совокупности со стоимостью возвращенного ему предмета лизинга меньше доказанной лизингодателем суммы предоставленного лизингополучателю финансирования, платы за названное финансирование за время до фактического возврата этого финансирования, а также убытков лизингодателя и иных санкций, установленных законом или договором, лизингодатель вправе взыскать с лизингополучателя соответствующую разницу (пункт 3.2 Постановления N 17).
Если внесенные лизингополучателем лизингодателю платежи (за исключением авансового платежа) в совокупности со стоимостью возвращенного предмета лизинга превышают доказанную лизингодателем сумму предоставленного лизингополучателю финансирования, платы за названное финансирование за время до фактического возврата этого финансирования, а также убытков и иных санкций, предусмотренных законом или договором, лизингополучатель вправе взыскать с лизингодателя соответствующую разницу (пункт 3.3 Постановления N 17).
Размер финансирования, предоставленного лизингодателем лизингополучателю, определяется как закупочная цена предмета лизинга (за вычетом авансового платежа лизингополучателя) в совокупности с расходами по его доставке, ремонту, передаче лизингополучателю (пункт 3.4 Постановления N 17).
Лизингодатель предоставил лизингополучателю финансирование в размере 2 272 000 рублей.
Плата за предоставленное лизингополучателю финансирование определяется в процентах годовых на размер финансирования. Если соответствующая процентная ставка не предусмотрена договором лизинга, она устанавливается судом расчетным путем на основе разницы между размером всех платежей по договору лизинга (за исключением авансового платежа) и размером финансирования, а также срока договора (пункт 3.5 Постановления N 17).
Плата за финансирование = (общий размер платежей по договору лизинга - сумма аванса по договору лизинга = размер финансирования) : (размер финансирования х срок договора лизинга в днях) Х 365 дней Х 100 = проценты годовых.
Плата за финансирование согласно расчету лизингодателя составляет 20,49% или 741 026 рублей 18 копеек.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) N 2, утвержденном 20 декабря 2016 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 29 октября 1998 года N164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 2 постановления от 14 марта 2014 года N 17 "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга", следует, что денежное обязательство лизингополучателя в договоре выкупного лизинга состоит в возмещении затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю (возврат вложенного лизингодателем финансирования) и выплате причитающегося лизингодателю дохода (платы за финансирование).
Излишнее исполнение указанного денежного обязательства со стороны лизингополучателя возникает в том случае, когда внесенные им платежи в совокупности со стоимостью возвращенного предмета лизинга превысили сумму предоставленного лизингополучателю финансирования, причитающейся платы за финансирование, а также
убытков и иных санкций, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, лизингодатель должен узнать о получении им лизинговых платежей в сумме большей, чем его встречное предоставление, с момента, когда ему должна была стать известна стоимость возвращенного предмета лизинга.
Стоимость предмета лизинга определяется из суммы, вырученной лизингодателем от продажи предмета лизинга в разумный срок после получения предмета лизинга или в срок, предусмотренный соглашением лизингодателя и лизингополучателя, либо на основании отчета оценщика.
Лизингодатель определил плату за финансирование в разумный срок по истечении 90 дней после изъятия предмета лизинга.
В связи с этим, в расчет сальдо встречных обязательств подлежит включению плата за финансирование, определенная лизингодателем.
Убытки лизингодателя определяются по общим правилам, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, к реальному ущербу лизингодателя могут относиться затраты на демонтаж, возврат, транспортировку, хранение, ремонт и реализацию предмета лизинга, плата за досрочный возврат кредита, полученного лизингодателем на приобретение предмета лизинга (пункт 3.6 Постановления N 17).
В расчет сальдо подлежат включению 31 157 рублей 18 копеек пени, 314 245 рублей 38 копеек расходы на страхование, 2 496 рублей 51 копейка процентов, 27 900 расходы на хранение транспортного средства.
Указанная в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего постановления стоимость возвращенного предмета лизинга определяется по его состоянию на момент перехода к лизингодателю риска случайной гибели или случайной порчи предмета лизинга (по общему правилу статьи 669 Гражданского кодекса Российской Федерации) - при возврате предмета лизинга лизингодателю) исходя из суммы, вырученной лизингодателем от продажи предмета лизинга в разумный срок после получения предмета лизинга или в срок, предусмотренный соглашением лизингодателя и лизингополучателя, либо на основании отчета оценщика (при этом судам следует принимать во внимание недостатки, приведенные в акте приема - передачи предмета лизинга от лизингополучателя лизингодателю).
Согласно отчету, представленному лизингодателем, стоимость транспортного средства составляет 1 833 000 рублей.
Лизингополучатель может доказать, что при определении цены продажи предмета лизинга лизингодатель действовал недобросовестно или неразумно, что привело к занижению стоимости предмета лизинга при расчете сальдо взаимных обязательств сторон.
В таком случае, суду при расчете сальдо взаимных обязательств необходимо руководствоваться, в частности, признанным надлежащим доказательством отчет оценщика (пункт 4 Постановления N 17).
В обоснование своей позиции лизингополучатель представил отчет, согласно которому стоимость возвращенного предмета лизинга составляет 2 300 000 рублей.
Однако, суду не представлены доказательства того, что лизингодатель действовал недобросовестно или неразумно при определении рыночной стоимости предмета лизинга.
В связи с этим в расчет сальдо подлежит включению рыночная стоимость предмета лизинга, определенная лизингодателем.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Учитывая разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 года N 17, принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на стороне лизингодателя отсутствует неосновательное обогащение, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы истцов, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционной коллегией в связи со следующим.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что согласно положениям частями 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Истцами не были представлены доказательства, недобросовестности действий лизингодателя в целях реализации предмета лизинга, а также злоупотребления им правом.
Также в материалы дела не представлены доказательства непринятия лизингодателем мер, необходимых для реализации предмета лизинга.
С учетом норм статьи 71 АПК РФ, судом первой инстанции правомерно принято значение стоимости изъятого предмета лизинга по отчету ответчика.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3.6 Постановления N 17, убытки лизингодателя определяются по общим правилам, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, к реальному ущербу лизингодателя могут относиться затраты на демонтаж, возврат, транспортировку, хранение, ремонт и реализацию предмета лизинга, плата за досрочный возврат кредита, полученного лизингодателем на приобретение предмета лизинга.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом указанных разъяснений ответчик обоснованно включил в расчет сальдо расходы, связанные с хранением предмета лизинга. Доказательств, опровергающих факт несения ответчиком указанных расходов истцом не представлено.
В течение срока полезного использования предмета лизинга может по решению руководителя организации перевести его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев, в данном же случае необходимости переведения объекта на консервацию не требовалось, поскольку предмет лизинга не является специфическим и к которому применяются определенные условия хранения.
Следует отметить, что по смыслу разъяснений, содержащихся в Постановлении о выкупном лизинге, приоритетным является использование фактической цены реализации лизингодателем предмета лизинга. Невозможность применения указанной цены может быть обусловлена только недобросовестностью и неразумностью действий лизингодателя при осуществлении продажи, при этом бремя доказывания того, что лизингодатель действовал недобросовестно и неразумно возлагается на лизингополучателя.
Однако, истцы не предоставили в материалы дела доказательства недобросовестности и неразумности действия ответчика при установлении цены предмета лизинга, ввиду чего судом первой инстанции обоснованно не принят в качестве доказательства отчет об оценке, предоставленный истцами.
Доводы, приведенные заявителями в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине в размере 6 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2018 года по делу N А40-54141/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ЕнисейЮг", ООО "Правовая защита лизингополучателя" в доход федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.