г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А56-29244/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Муравьев А.О. по доверенности от 22.12.2017
от ответчика (должника): Гайнидинов К.Н. по доверенности от 10.01.2018
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20592/2018) ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2018 по делу N А56-29244/2018(судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области 3-е лицо: ООО НТЦ "Хитон"
об оспаривании постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 09.02.2018 г. N 05/9-18 по делу об административном правонарушении N 01-05-Ш/18 (далее - Постановление), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.06.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, неправильную квалификацию правонарушения антимонопольным органом, малозначительность нарушения, наличие оснований для снижения размера назначенного штрафа, просит решение отменить, признать незаконным и отменить спорное постановление.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Представитель антимонопольного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, приведенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, На основании заявлений ООО "НТЦ "Хитон" (вх. N 9341 от 09.10.2017, N 10707 от 20.11.2017, N 10759 от 21.11.2017), содержащих сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований пункта 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) в рамках выданного ПАО "Ленэнерго" проекта договора N ОД-ПрЭС-7396-17/6710-Э-17 Ленинградским УФАС определением от 09.01.2018 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 01-05-Ш/18 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения административного дела Управление пришло к выводу о том, что Обществом в нарушено требование пункта 19 Правил технологического присоединения, в отношении Общества 09.02.2018 вынесено постановление N 05/9-18, которым ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что постановление административного органа является законным, обоснованным, порядок его принятия не нарушен, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила, Правила N 861, Правила технологического присоединения), регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Как следует из материалов дела, 17.11.2017 ООО "НТЦ "Хитон" от ПАО "Ленэнерго" были получены проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) и технические условия, как неотъемлемая часть договора (приложение к проекту договора, далее - ТУ).
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 10 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Вышеуказанное приложение N 10 содержит Приложение к типовому договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (Технические условия для присоединения к электрическим сетям), которое содержит 12 пунктов.
Выданные ООО "НТЦ "Хитон" ТУ для присоединения к электрическим сетям не соответствуют типовой форме согласно приложению N 10 к Правилам присоединения, т.к. содержат дополнительный пункт, Правилами технологического присоединения не предусмотренный, а именно п. 12. - Общие требования.
Так в п. 12.1 ТУ установлена обязанность сторон по осуществлению осмотра электроустановок с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя. В Правилах технологического присоединения (действующие в спорный период) отсутствует указанное мероприятие, как и сам акт осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, что свидетельствует о том, что ПАО "Ленэнерго" навязывает обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 542 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям", Акт осмотра (обследования) электроустановки признается утратившим свою силу и не может быть на законном основании выдан ПАО "Ленэнерго".
Согласно п. 16.1. Правил технологического присоединения, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Материалами дела подтверждается, что ООО "НТЦ "Хитон" не обращалось в ПАО "Ленэнерго" за установлением границ балансовой и эксплуатационной ответственность за границами земельного участка, на котором расположено помещение, арендуемое ООО "НТЦ "Хитон".
Установлено, что в п. 12.2 ТУ установлено обязательство, которое противоречит п. 13 Договора и п. 16.1 Правил технологического присоединения, в соответствии с которыми стороны установили границы балансовой и эксплуатационной ответственности по границам участка заявителя - с учетом того, что объектом присоединения является объект капитального строительства - производственное здание, то такими границами являются наружные стены здания.
Таким образом, навязывание какого-либо дополнительного согласования разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в ТУ, Правилами присоединения не предусмотрены.
П. 11.5.6. ТУ Требование к автоматизации. ПАО "Ленэнерго" в данном пункте ТУ установило, что приборы учета, устройства передачи данных, программные средства, входящие в систему учета, должны обеспечивать возможность удаленного сбора и передачи результатов измерений смежным субъектам розничного рынка электроэнергии.
В соответствии со ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 25.1 Правил в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора о технологическом присоединение, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны, соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков (п. 26 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктам 138-139 Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, не указанными в пункте 138 настоящего документа, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и выше - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже и класса точности 0,5S и выше - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше.
Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.
Для учета реактивной мощности, потребляемой (производимой) потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, в случае если в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении энергопринимающих устройств таких потребителей в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, имеется условие о соблюдении соотношения потребления активной и реактивной мощности, подлежат использованию приборы учета, позволяющие учитывать реактивную мощность или совмещающие учет активной и реактивной мощности и измеряющие почасовые объемы потребления (производства) реактивной мощности. При этом указанные приборы учета должны иметь класс точности не ниже 2,0, но не более чем на одну ступень ниже класса точности используемых приборов учета, позволяющих определять активную мощность.
Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. Допускается использование измерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения) приборов учета класса точности 2,0.
Иных требований к приборам учета электрической энергии, в указанных Основных положениях и Правилах технологического присоединения не содержатся, таким образом, требования об обязанности ООО "НТЦ "Хитон" по установке учета, обеспечивающего возможность удаленного сбора и передачу результатов измерений являются излишними и навязываются заявителю.
Тогда как пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В материалах дела также содержится ответ от 26.09.2017 N 09-4670 Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), в который подтверждает, что все допустимые требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) Правил технологического присоединения, должны, соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, а именно требованиям установленным в пунктах 138-139 вышеназванных Основных положений.
Доводы ПАО "Ленэнерго" о том, что ООО "НТЦ "ХИТОН" не были представлены документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с п.п. "г" п. 10 Правил технологического присоединения, к заявке прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
К заявке ООО "НТЦ "ХИТОН" были приложены документы, подтверждающие право собственности на объект капитального строительства, то есть, требования, установленные Правилами технологического присоединения, были соблюдены.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
Между тем установлено что, ПАО "Ленэнерго" не приостановило рассмотрение заявки ООО "НТЦ "ХИТОН", не направляло в адрес ООО "НТЦ "ХИТОН" уведомления о необходимости представить какие-либо документы. ПАО "Ленэнерго" было направлено в адрес ООО "НТЦ "ХИТОН" несколько версий проектов договоров, из чего следует, что заявка ООО "НТЦ "ХИТОН" и приложенные к ней документы соответствовали необходимому перечню, поименованному в п. 10 Правил технологического присоединения.
Абзац 2 пункта 19 Правил N 861 запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, при наличии указанной и не отрицаемой Обществом повторности правонарушения настоящему правонарушению дана надлежащая квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства не установлено, вина Общества доказана в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), состав вмененного правонарушения доказан.
Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Для этого должны быть установлены исключительные обстоятельства, которые в настоящем случае отсутствуют.
Наказание назначено в пределах санкции рассматриваемой нормы, соответствует характеру, тяжести правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и индивидуализации. Исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено, надлежащих доказательств тяжелого материального положения и избыточного ограничения финансового положения наложенным штрафом заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2018 по делу N А56-29244/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.