г. Красноярск |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А33-7593/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" августа 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекатуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Курагинское": Наприенко Д.В., представителя по доверенности от 01.07.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" июня 2018 года по делу N А33-7593/2018, принятое судьёй Железняк Е.Г.
установил:
Федеральное агентство научных организаций (ИНН 2425000160, ОГРН 1022401536189; далее - истец, ФАНО России, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Курагинское" (ИНН 2423012610, ОГРН 1082423000472; далее - ответчик, предприятие) о взыскании 8 549 940 рублей 22 копеек.
Дело рассмотрено при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "09" июня 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ФАНО России ссылается на то, что чистая прибыль формируется, в том числе, за счёт выделяемых для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального и регионального бюджетов субсидий, если такие средства облагаются налогом на прибыль организаций, то есть, признаются прибылью унитарного предприятия.
По мнению истца, полученные унитарным предприятием субсидии не признаются целевым финансированием и целевыми поступлениями в понятии законодательства о налогах для их исключения из налогооблагаемой базы; под иные основания, позволяющие не учитывать их при определении налоговой базы, в соответствии со статьёй 251 НК РФ не подпадают, в связи с чем, подлежат учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Поскольку полученные предприятием бюджетные средства подлежат учёту в составе доходов предприятия, по мнению ФАНО России, они также подлежат учёту при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность доводов истца, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились и явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 165 раздела II Перечня организаций, подведомственных ФАНО России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р, Федеральное государственное унитарное предприятие "Курагинское" Российской академии сельскохозяйственных наук является предприятием, подведомственным Федеральному агентству научных организаций.
Приказом Федерального агентства научных организаций от 30.07.2014 N 407 Федеральное государственное унитарное предприятие "Курагинское" Российской академии сельскохозяйственных наук переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Курагинское".
Согласно приказу Федерального агентства научных организаций от 28.04.2017 N 286 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2017 году", утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2017 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, в размере 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно приказу от 28.04.2017 N 286, ФГУП "Курагинское" обязано в срок до 15.06.2017 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2016 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на 2017 год, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
15.01.2015 между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и ФГУП "Курагинское" заключено соглашение N 23/3 о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках оказания государственной поддержки субъекту агропромышленного комплекса в соответствии с Законом Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487.
Согласно отчету ФГУП "Курагинское" о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года, прочие доходы составили 19 622 тыс. рублей, чистая прибыль (убыток) - 29 100 тыс. рублей, валовая прибыль (убыток) - 11 878 тыс. рублей, прибыль (убыток) от продаж - 11 878 тыс. рублей.
Согласно справке ФГУП "Курагинское" о величине чистой прибыли в 2016 году и отчету ФГУП "Курагинское" о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года, чистая прибыль организации составила 29 099 880 рублей 44 копейки (округленно 29 100 000 рублей).
С учетом справки о прибыли от основной деятельности предприятия от 11.05.2018, чистая прибыль сформировалась за счет прибыли от продаж 11 878 тыс. рублей (стр. 2200), прочих доходов 19 622 тыс. рублей (стр. 2340) (из них субсидий всех уровней 19 119 тыс. рублей), прочих расходов 1240 тыс. рублей (строка 2350), процентов к уплате 1160 тыс. рублей (стр. 2330), итого - прибыль 29 100 тыс. рублей, в строке 2340 указаны субсидии, полученные предприятием на возмещение понесенных затрат и поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителей в сумме 19 119 тыс. рублей.
Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края письмом от 01.06.2018 предоставлена информация о субсидиях, предоставленных ФГУП "Курагинское" в 2016 году на общую сумму 19 119 194 рубля 94 копейки.
Аналогичная информация о предоставленных субсидиях в размере 19 119 194 рубля 94 копейки содержится в карточке счета 86 ФГУП "Курагинское" и выписках по лицевому счету ответчика.
По платежным поручениям от 02.06.2017 N 773, от 05.06.2017 N 788, от 08.06.2017 N814, от 14.06.2017 N 838, от 23.06.2017 N 893, от 30.06.2017 N 939, от 25.08.2017 N187 ФГУП "Курагинское" перечислило истцу 6 000 000 рублей части прибыли за 2016 год.
В соответствии с реестром начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2017 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, сумма прибыли ФГУП "Курагинское" к перечислению в федеральный бюджет составила 14 549 940 рублей 22 копейки.
Претензией от 10.07.2017, направленной ответчику, истец указал, что требования законодательства ответчиком исполнены частично, по состоянию на 03.07.2017 у ФГУП "Курагинское" имеется задолженность перед федеральным бюджетом в размере 9 049 940 рублей 22 копейки.
Доказательства, подтверждающие исполнение исковых требований, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного ФАНО России обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила), предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В силу пункта 5 указанных Правил руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятиями до 15 июня.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у предприятия прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе отчета о финансовых результатах за 2016 год, следует, что чистая прибыль предприятия за указанный период составила 29 099 880 рублей 44 копейки, из них 19 119 194 рубля 94 копейки - полученные предприятием субсидии из федерального и краевого бюджетов.
Основанием для получения сельскохозяйственным товаропроизводителем от Министерства сельского хозяйства Красноярского края субсидий в 2016 году явилось исполнение предприятием обязательств в рамках Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", соглашения между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и ФГУП "Курагинское" от 15.01.2015 N 23/3 о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Таким образом, чистая прибыль предприятия составила 9 980 685 рублей 50 копеек, 50% от которой составляет 4 990 342 рубля 75 копеек.
Материалами дела подтверждается, что в счет погашения своей обязанности по перечислению части прибыли предприятием было оплачено 6 000 000 рублей.
Данные обстоятельства Агентством не опровергнуты. Доказательств наличия у предприятия в 2016 году чистой прибыли без учета денежных средств, направленных на целевое финансирование либо их использование с иной целью, а также доказательств наличия чистой прибыли в результате использования государственного имущества, часть которой не была перечислена истцу, материалы дела не содержат.
Апелляционная коллегия находит верным вывод суда о том, что предоставленные предприятию из федерального и краевого бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия, представителем которого является ФАНО России.
Полученные предприятием средства субсидии не могут быть квалифицированы в качестве прибыли от использования государственного имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение, и направление части данных средств Агентству приведет к снижению эффективности их предоставления и не достижению изначальной цели выделения, что противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, поскольку отраженная в отчете о финансовых результатах за 2016 год чистая прибыль предприятия сложилась вследствие предоставления ему субсидий из федерального и краевого бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственникам унитарных предприятий, суд правомерно указал на отсутствие оснований для взыскания денежных средств и отказал Агентству в удовлетворении иска.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.09.2017 N 307-ЭС17-12217 по делу N А05-9905/2016.
Доводы истца о том, что полученные предприятием субсидии подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов, возможность их исключения из налогообложения нормами статьи 251 НК РФ, не предусмотрена, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой (пункт 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации).
К доходам в силу пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В силу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования. При этом целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Статья 250 Налогового кодекса Российской Федерации не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Агентства - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральное агентство научных организаций освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" июня 2018 года по делу N А33-7593/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.