г. Москва |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А41-106273/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Сити-Лес-Плюс": Цыганков В.В., по доверенности от 12.03.2018, Нагайцев В.Г., по доверенности от 12.03.2018. от Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской: Караваева О.В., по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сити-Лес-Плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2018 года по делу N А41-106273/17, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению ООО "Сити-Лес-Плюс" к Межрайонной ИФНС России N21 по Московской области о признании задолженности безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сити-Лес-Плюс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области о признании безнадежной ко взысканию налоговым органом задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 1 733 руб., соответствующим пеням в сумме 439 руб. 11 коп.; задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 113 480 руб., соответствующим пеням в сумме 63 563 руб. 42 коп., задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 1 621 204 руб. 55 коп., соответствующим пеням в сумме 870 403 руб. 30 коп.; задолженности по налогу на имущество организаций в размере 449 854 руб., соответствующим пеням в размере 216 630 руб. 34 коп., а обязанность по ее уплате прекращенной, обязании налогового органа исключить из карточки лицевого счета ООО "Сити-Лес-Плюс" сведения о наличии задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 1 733 руб., соответствующим пеням в сумме 439 руб. 11 коп.; задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 113 480 руб., соответствующим пеням в сумме 63 563 руб. 42 коп., задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 1 621 204 руб. 55 коп., соответствующим пеням в сумме 870 403 руб. 30 коп.; задолженности по налогу на имущество организаций в размере 449 854 руб., соответствующим пеням в размере 216 630 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2018 года по делу N А41-106273/17 заявление ООО "Сити-Лес-Плюс" удовлетворено в части.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Сити-Лес-Плюс" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Как разъясняется в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57, при отсутствии судебного акта о признании задолженности безнадежной ко взысканию, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 указанного Кодекса формы документов, предусмотренные Кодексом, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Кодексом.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 9 постановления от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена. Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно положениям статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов, реализация одного из которых (обращение взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках) предопределяет возможность осуществления последующего (обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика).
Постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятое в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.
Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункт 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.
Положения указанной статьи устанавливают шестимесячный срок для предъявления к исполнению таких исполнительных документов как постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что пропущенные сроки предъявления к исполнению указанных исполнительных документов восстановлению не подлежат.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.
Из письменных пояснений налогового органа и сведений, представленных инспекцией с официального сайта Федеральной службы судебных приставов усматривается, что возбужденные судебным приставом-исполнителем исполнительные производства от 21.05.2015 N 15193/15/50036-ИП, N 15194/15/50036-ИП, N 15195/15/50036-ИП, N 15196/15/50036-ИП, N 15197/15/50036-ИП на основании постановлений Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 14.06.2012 N 290, от 01.03.2012 N 54, от 09.11.2011 N 498, от 13.11.2014 N 528, от 17.09.2013 N 490 соответственно, были возвращены налоговому органу 28.12.2015 со ссылкой на ч. 1 п. 4 и п. 3 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (пункт 3); если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункт 4).
Поскольку на дату выдачи справки от 01.01.2017 N 30615 срок предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановлений о взыскании налоговой задолженности за счет имущества должника инспекцией пропущен, а основания для взыскания спорной суммы задолженности в судебном порядке отсутствуют, арбитражный суд считает, что Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области утрачена возможность принудительного взыскания такой задолженности ввиду безнадежности ее взыскания.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил указанное требование.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 46 НК РФ налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исходя из системного анализа указанных норм, процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по пеням проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств, направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, установлен статьей 59 НК РФ.
Пунктом 1 указанной статьи определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Как усматривается из материалов дела, в отношении задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 412.556 руб. 45 коп., по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в общей сумме 26.092 руб. 14 коп., по пеням по налогу на имущество организаций в общей сумме 99.201 руб. 62 коп. Межрайоной ИФНС России N 21 по Московской области приняты меры по взысканию задолженности, а именно: выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, приняты решения и постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка).
На основании постановлений о взыскании задолженности за счет имущества от 16.09.2015 N 965, от 10.02.2016 N 238, от 08.06.2016 N 734, от 13.03.2017 N 1850 возбуждены исполнительные производства от 16.12.2015 N 34038/15/50036-ИП, от 23.03.2016 N 10222/16/50036-ИП, от 16.06.2015 N 22316/16/50036-ИП, от 19.04.2017 N 8381/17/50036-ИП, которые в настоящий момент, согласно банку данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, возвращены налоговому органу 23.04.2018 со ссылкой на ч. 1 п. 4 и п. 3 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.
Положения указанной статьи устанавливают шестимесячный срок для предъявления к исполнению таких исполнительных документов как постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика.
Также Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области принято постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) от 23.01.2018 N 95.
Постановления налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика являются исполнительными документами, перечисленными в пункте 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При таких обстоятельствах инспекцией выполнены требования по принятию мер по принудительному взысканию задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 412.556 руб. 45 коп., по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в общей сумме 26.092 руб. 14 коп., по пеням по налогу на имущество организаций в общей сумме 99.201 руб. 62 коп. и имеется возможность по взысканию спорной задолженности с учетом сроков, установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, кроме прочего, в случаях вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В связи с наличием у заявителя задолженности по пеням инспекцией приняты меры принудительного взыскания в соответствии со статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ.
Требование об уплате пеней, решение о взыскании пеней за счет денежных средств и/или имущества, постановление о взыскании задолженности за счет имущества, а также постановление о возбуждении исполнительного производства заявителем не оспаривались.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является признание сумм задолженности безнадежной к взысканию.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о взыскании задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 412 556,45 руб., по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в общей сумме 26 092,14 руб., по пеням по налогу на имущество организаций в общей сумме 99 201,62 руб безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом приняты все исчерпывающие меры взыскания задолженности, предусмотренные статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ.
Заявителем заявлено о признании сумм задолженности по пеням безнадежной к взысканию, в то время, как ни требования об уплате пеней, ни решения, ни постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, принятые в связи с неисполнением требований об уплате пеней, заявителем не обжаловались.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что постановления о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика является ничтожным в силу закона, поскольку приняты с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации, а также поскольку Инспекцией утрачено право на взыскание задолженности по спорным налогам.
Между тем, все доводы заявителя, изложенные в заявлении и приведенные в ходе судебного разбирательства, сводятся к оспариванию законности принятых налоговым органом актов в порядке исполнения процедуры принудительного взыскания задолженности по пеням по земельному налогу, при том, что непосредственно требования об уплате пеней, решения и постановления, принятые в порядке статей 46, 47, 69, 70 НК РФ заявителем в рамках данного дела не оспариваются.
Признание задолженности по спорным налогам ввиду возвращения исполнительных листов службой судебных приставов-исполнителей не означает, что у заявителя отсутствует задолженность по налогам, а лишь инспекцией исчерпана возможность по их взысканию, в связи с чем начисление пеней на указанную задолженность не означает, что у заявителя отсутствует обязанность по их уплате.
Указанная позиция суда согласуется с арбитражной практикой, в частности, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2016 N 305-КГ16-9981, от 22.12.2017 N 305-КГ17-18914.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2018 года по делу N А41-106273/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.