г. Москва |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А40-81810/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2018 по делу N А40-81810/18, принятое судьей Е.А. Вагановой (139-817),
по заявлению Ассоциации по содействию в строительстве "Профессионалы строительного комплекса" (ОГРН 1097799028250, ИНН 7722310477, дата регистрации: 09.10.2009, адрес: 101000, город Москва, улица Маросейка, 9/2, стр. 6, этаж 3)
к Ростехнадзору (ОГРН 1047796607650, ИНН 7709561778, дата регистрации: 16.08.2004, адрес: 109147, город Москва, улица Таганская, дом 34, строение 1)
о признании недействительным и отмене предписания,
при участии:
от заявителя: |
Головач А.В. по дов. от 23.04.2018, Коломина Т.А. по дов. от 20.03.2018; |
от ответчика: |
Гаврилов А.В. по дов. от 20.12.2017, Сазонова Д.М. по дов. от 20.12.2017. |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация по содействию в строительстве "Профессионалы строительного комплекса" (заявитель, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ответчик, Ростехнадзор) о признании недействительным предписания от 27.03.2018 N 09-01-07/2586-П.
Решением от 15.06.2018 Арбитражный суд города Москвы завленные требования удовлетворил, а также взыскал с ответчика в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ростехнадзор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 21.03.2018 по 27.03.2018 Управлением государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на основании распоряжения от 22.12.2017 N 489-рп, проведена внеплановая проверка Ассоциации по содействию в строительстве "Профессионалы строительного комплекса" по соблюдению Ассоциацией обязательных требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.03.2018 N 09-01-07/2586, также Ассоциации выдано предписание от 27.03.2018 N 09-01-07/2801-П со сроком исполнения до 27.06.2018, которым предписано принять ряд мер по устранению выявленных нарушений:
1.Отдельные внутренние документы саморегулируемой организации не в полном объеме учитывают требования действующего законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности о саморегулируемых организаций, а именно:
- Пунктом 4.2. Требований к членам Некоммерческим партнерством по содействию в строительстве "Профессионалы строительного комплекса", выполняющим строительств, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии (утверждено решением общего собрания членов Ассоциации от 05.06.2017 протокол N 25) установлено, что состав и количество имущества члена Ассоциации, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии, необходимого для его соответствия минимальным требованиям, определяется Ассоциацией, однако ни указанным положением ни иными внутренними документами Ассоциации состав и количество такого имущества не определены;
- Положение о проведении Некоммерческим партнерством по содействию в строительстве "Профессионалы строительного комплекса" анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов (утв. решением общего собрания членов 20.04.2017 г. Протокол N 23) не учтены требования Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, утвержденных приказом Минстроя России от 10.04.2017 N 700/пр;
- Положение о контроле Некоммерческого партнерства по содействию в строительстве "Профессионалы строительного комплекса" за деятельностью членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил партнерства, условий членства (утв. решением общего собрания членов 15.05.2017 г. Протокол N 24) не учтены требования части 3 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно не установлены конкретные показатели категорий рисков, используемые саморегулируемой организацией для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований членами, обязательность установления которых предусмотрена пунктом 1.6.методики, утвержденной приказом Минстроя России от 10.04.2017 N 699\пр "Об утверждении Методики расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства. реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов".
Чем не соблюдены требования п. 3 ч. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ и ч. 15 ст. 3.3. Федерального закона от 29.01.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
2. Ассоциацией средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не размещены в полном объеме на специальных банковских счетах, открытых в кредитной организации, соответствующей требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 N 970, что нарушает ч. 1 ст. 55.16-1 ГрК РФ.
3. Ассоциацией не в полном объеме перечисляются взносы, внесенные в компенсационный фонд Ассоциации, по заявлениям членов, вступивших в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации, чем нарушены ч. 13.2 ст. 3.3. Федерального закона от 29 января 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
4. В реестре членов Ассоциации отсутствуют сведения об 1 индивидуальном предпринимателе и 50 юридических лицах, принятых в члены Ассоциации и уплативших взнос в компенсационный фонд Ассоциации, сведения о которых содержатся в реестре членов Ассоциации, представленном в Ростехнадзор для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, что нарушает части 1 и 6 ст. 7.1. Федерального закона от 01.12.2007N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Не согласившись с оспариваемым предписанием, полагая его незаконным, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, Ростехнадзор в п. 1 предписания указывает на нарушение Ассоциацией требований п. 3 ч. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) и ч. 15 ст. 3.3. Федерального закона от 29.01.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В силу ч. 15 ст. 3.3 Федерального закона от 29.01.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что "Некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязаны привести внутренние документы саморегулируемой организации в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации не позднее 1 июля 2017 года. Документы указанных некоммерческих организаций до их приведения в соответствие с установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации требованиями действуют в части, не противоречащей таким требованиям".
Пункт 3 части 1 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требование к саморегулируемой организации о наличии стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 ГрК РФ являются обязательными.
До 01.07.2017 у Ассоциации были в наличии, утверждены и внесены в государственный реестр СРО Ростехнадзора все стандарты и внутренние документы, установленные статьей 55.5 ГрК РФ, что подтверждается соответствующими Письмами Ростехнадзора.
Приказ Минстроя России от 10.04.2017 N 700/пр "Об утверждении порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц. осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров" и Приказ Минстроя России от 10.04.2017 N 699\пр "Об утверждении Методики расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" вступили в силу с 01.07.2017.
Так как Приказы Минстроя вступали в силу с 1 июля 2017 года, Ассоциация не могла их утвердить до 1 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 10 статьи 55.5 ГрК РФ стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации утверждаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. Порядок разработки стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации определяется саморегулируемой организацией самостоятельно (п. 11 ст. 55.5 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, Ростехнадзор в п. 2 предписания указывает на нарушение Ассоциацией требований ч. 1 ст. 55.16.1 ГрК РФ.
В силу ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным ч. ч. 1 - 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса, на основании заявлений своих членов не позднее
01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с ч. ч. 10, 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса.
В случаях, установленных ч. ч. 2, 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. ч. 11, 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса.
В соответствии с указанными нормами и в размере, указанном в ст. 55.16 Градостроительного кодекса заявителем и его членами сформированы компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
20.03.2018 в Ростехнадзор представлена информация по денежным средствам компенсационных фондов Ассоциации, размещенным на специальных счетах в АО "Альфа-банк", с указанием их распределения на действующих членов Ассоциации на 19.03.2018 (исх. N 745 от 19.03.2018 г.).
Заявителем в качестве таблицы представлены данные о размере компенсационного фонда.
Однако, в Акте проверки и своих расчетах минимальных размеров компенсационных фондов Ростехнадзор использует информацию, полученную из реестра членов Ассоциации после 20.03.2018 г., а именно: Протоколом Совета Ассоциации N 28-18 от 21.03.2018 ООО "Магнум" было предоставлено право участвовать в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельный размер обязательств по которым не превышает 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей (второй уровень ответственности). Таким образом, минимальный размер взносов КФ ОДО 2 уровень увеличился на 1 организацию с внесенным взносов 2 500 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.16.1 Градостроительного кодекса и ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016 или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами заявителем сформированы и размещены средства компенсационного фонда возмещения вреда на специальном банковском счете для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда N 40703810001300000295, открытым в АО "Альфа-Банк" и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальном банковском счете для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств N 40703810301300000296, открытым в АО "АЛЬФА-БАНК", что подтверждается выписками по специальным счетам: выписка по специальному банковскому счету N40703810001300000295 от 20.03.2018 на сумму 54 983 963, 28 руб.; выписка по специальному банковскому счету N40703810301300000296 от 20.03.2018 на сумму 58 771 028, 45 руб.
До 27.10.2016 денежные средств компенсационного фонда Ассоциации размещались в 4 банках ООО "СБ банк", ЗАО "Евротраст", ООО "Банк Клиентский", Сбербанк, что было предусмотрено действующим законодательством РФ. а именно в соответствии с частью 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организации размещали средства компенсационных фондов в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. Однако в период с 2013 года по 2015 год у 3 банков, в которых размещались средства Компенсационного фонда Ассоциации, были отозваны лицензии на осуществление банковских операций. В соответствии с законом Ассоциация включена в реестр требований кредиторов по 3-м вышеуказанным банкам общая сумма прав требований по которым составляет 203 437 165,45 рублей, но до настоящего времени так и не получила денег. Конкурсное производство ни у одного из банков не завершено. Ассоциация обращалась к Конкурсным управляющим Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" с требованием о перечислении средств компенсационного фонда Ассоциации ПСК на специальный счет. В ответ на Требование Ассоциации Агентство сообщило, что требование кредиторов -юридических лиц относятся к третьей очереди удовлетворения. Выплаты кредиторам осуществляются из конкурсной массы Банка, формируемой за счет денежных средств, поступающих в результате реализации его имущества и взыскания долгов с должника Банка. При этом прогнозировать объем и сроки поступления денежных средств в ходе конкурсного управления Банком не представляется возможным, поскольку они зависят от результатов судебной работы с должниками Банка, а также реализации оставшихся его активов, ответственность за низкое качество (ликвидность) которых несут бывшие руководители и собственники банка.
Указанное подтверждено документально (письмо исх.N 746 от 20.03.2018 г.) и сдано было под штамп 20.03.2018 г. в Ростехнадзор; а именно были представлены следующие документы: Письмо Ростехнадзора (исх. N 00-02-07/170 от 05.02.2014 г.; Письмо АСВ (исх. N 6-5888 от 21.02.2018 г.) с приложением Выписки из реестра требований кредиторов КБ "ЕВРОТРАСТ" (ЗАО) по состоянию на 20.02.2018 г., согласно которой размер установленных требований составляет 23 601 278 рублей; Письмо АСВ (исх. N 6-6031 от 21.02.2018 г.) с приложением Выписки из реестра требований кредиторов СБ Банк (ООО) по состоянию на 20.02.2018 г., согласно которой размер установленных требований составляет 77 124 230,04 рублей; Письмо АСВ (исх. N 6-6033 от 21.02.2018 г.) с приложением Выписки из реестра требований кредиторов Банк "Клиентский" (АО) по состоянию на 20.02.2018 г., согласно которой размер установленных требований составляет 104 562 209,52 рублей; Требование Ассоциации ПСК (исх. N 356 от 28.10.2016 г.) к АСВ (банк "Клиентский" (АО)) о перечислении денежных средств компенсационного фонда НП ПСК на специальный счет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 970 от 27.09.2016 г.; Требование Ассоциации ПСК (исх. N 357 от 28.10.2016 г.) к АСВ (КБ "ЕВРОТРАСТ" (ЗАО)) о перечислении денежных средств компенсационного фонда НП ПСК на специальный счет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 970 от 27.09.2016 г.; Требование Ассоциации ПСК (исх. N 358 от 28.10.2016 г.) к АСВ (СБ Банк (ООО)) о перечислении денежных средств компенсационного фонда НП ПСК на специальный счет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 970 от 27.09.2016 г.; Письмо АСВ (банк "Клиентский" (АО)) (исх. N 6/51948 от 15.11.2016 г.) на Требование Ассоциации ПСК (исх. N 356 от 28.10.2016 г.); Письмо АСВ АКБ "ЕВРОТРАСТ" (ЗАО)) (исх. N 6-6/57190 от 28.11.2016 г.) на Требование Ассоциации ПСК (исх. N 357 от 28.10.2016 г.); Письмо АСВ (СБ Банк (ООО)) (исх. N 6-3/61413 от 05.12.2016 г.) на Требование Ассоциации ПСК (исх. N 358 от 28.10.2016 г.).
Размеры компенсационных фондов Ассоциации, размещенные на специальных счетах, полностью отвечают требованиям статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Более того, превышают минимальный установленный законом уровень. Ответственность членов Ассоциации полностью обеспечена.
Пункт 1.4. Положения о компенсационном фонде возмещения вреда (утв. общим собранием 15.05.2017 г. Протокол N 24) и пункт 1.4. Положения о компенсационной фонде договорных обязательств (утв. общим собранием 15.05.2017 г. Протокол N 24) внесены на основании требований Ростехнадзора о переработке данных документов (Письмо Ростехнадзора N 09-01-03/4255 от 11.04.2017 г. и Письмо Ростехнадзора N 09-01-03/5103 от 03.05.2017 г.)
Таким образом, Ассоциация сформировала компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, установленном положениями ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации для саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также в полном объеме разместила их в установленном порядке согласно ст.55.16-1 ГрК РФ на специальных счетах в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и тем самым подтвердила возможность практической реализации обеспечения имущественной ответственности членов в случае причинения ими вреда или ущерба третьим лицам.
Кроме того, суд отмечает, что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 2423/13 исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в предписании действия (достичь поставленной цели), должен реально позволять выполнить все в нем указанное.
Также не может быть признано исполнимым предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий.
В пункте 2 Предписания Ростехнадзор не указал, каким способом, не нарушая законодательства, следует устранить в срок выявленное нарушение, с учетом того, что конкурсный управляющей не может выполнить требование Ассоциации - кредитора 3-й очереди о перечислении денег раньше осуществления выплат кредиторам 1-й и 2-й очереди, как и не представляется возможным прогнозировать поступление денег в конкурсную массу. В законе также нигде не указано, что в случае соответствия СРО требованиям статьи 55.16 ГрК РФ по достаточности средств компенсационных фондов на действующих членов, действующие члены должны восполнить размеры компенсационных фондов до размера, сформированного с моменты присвоения статуса СРО, включая проценты по депозитам и взносы за выбывших членов.
Суд также учитывает, что согласно судебной практике в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.09.2017 г. по делу N А40-35005/2017 указано, что при формировании компенсационного фонда возмещения вреда или обеспечения договорных обязательства нормами действующего законодательства не предусмотрено внесение взносов действующими членами СРО за членов, утративших членство в СРО, а также требований о восстановлении средств компенсационного фонда до размера, сформированного с момента создания СРО, включая проценты по депозитам и взносы выбывших членов.
Данное обстоятельство означает, что в случае достаточности средств компенсационных фондов согласно статье 55.16 Градостроительного кодекса, действующие члены не обязаны производить их восстановление с учетом взносов ранее выбывших членов и/или доходов (процентов) от размещения.
Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса целью формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, а также вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по заключенным с использованием конкурентных способов договорам подряда в случаях, предусмотренных ст. ст. 60, 60.1 названного Кодекса.
Статьей 55.16 Градостроительного кодекса установлены минимальные размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и порядок восстановления указанных компенсационных фондов при уменьшении их размера ниже установленного законом уровня, исходя из фактического количества членов саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Размеры компенсационных фондов Ассоциации, размещенные на специальных счетах, отвечают требованиям ст. 55.16 Градостроительного кодекса.
Доводы Ответчика о недостаточности средств для обеспечения ответственности Заявителя, как саморегулируемой организации, и его корпоративных членов, а также неразмещенности их на специальных счетах в полном объеме, основываются на неправильном применении норм материального права и неверном толковании части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 3 Градостроительного кодекса федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительного кодекса.
Позиция Ответчика по толкованию и применению части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ приводит к противоречию указанной нормы статьям 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса в части размеров взносов в компенсационный фонд, а также порядка его формирования и восстановления в случае снижения размера ниже установленного градостроительным законодательством, так как фактически отрицает возможность восстановления компенсационных фондов саморегулируемой организации, до размеров, которые предусмотрены частями 6-9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.
Так, согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ Заявитель был обязан в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, ИЛИ средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом порядок формирования и минимальные размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств установлены исключительно статьей 55.16 Градостроительного кодекса.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ саморегулируемые организации, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса, на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда (далее - КФ ВВ) саморегулируемых организаций (далее - СРО) в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее - КФ ОДО) в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.
Таким образом, и в части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ также имеется ссылка на статью 55.16 Градостроительного кодекса, где определяются размеры взносов в КФ ВВ и КФ ОДО.
В части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, на которую ссылается Ответчик, указано лишь о том, что ранее сформированные компенсационные фонды саморегулируемых организаций должны быть направлены на формирование КФ ВВ и КФ ОДО, т.е. указанные средства должны быть учтены.
Между тем, в части 10 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ не содержится требований о формировании и/или восстановлении компенсационных фондов СРО до размеров фонда, сформированного до 04.07.2016.
Кроме того, способ толкования и применения Ответчиком части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ приводит к дискриминации равностатусных хозяйствующих субъектов, а именно требования Ростехнадзора о восстановлении Заявителем средств компенсационных фондов с учетом доходов от их размещения в депозитах и взносов ранее исключенных членов ставят Заявителя в неравное положение со вновь создаваемыми СРО, которые формируют компенсационные фонды по статье 55.16 Градостроительного кодекса, а также с теми СРО, размеры компенсационных фондов которых уменьшились по иным основаниям, нежели утрата средств в кредитных организациях-банкротах.
Как следует из материалов дела, Ростехнадзор в п. 3 предписания указывает на нарушение Ассоциацией требований ч. 13.2 ст. 3.3. Федерального закона от 29 января 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Так, частью 13 статьи 3.3, с учетом части 13.2 статьи 3.3. Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусмотрены следующие права саморегулируемой организации: "Общим собранием членов саморегулируемой организации, в которую поступили заявление и документы, соответствующие требованиям части 13 настоящей статьи, может быть принято решение об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса. В таком случае размер подлежащих перечислению денежных средств должен быть установлен пропорционально размеру ранее внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса исходя из финансового результата размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда (части компенсационного фонда), сформированного на дату принятия данного решения, но не позднее 1 сентября 2017 года, в том числе с учетом отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций либо введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитных организаций, в которых размещались указанные средства, а также осуществленных выплат из средств компенсационного фонда в результате наступления солидарной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Ассоциация воспользовалась этим правом, а также равенством членов Ассоциации, и 21 июня 2017 года состоялось Общее собрание членов, в котором приняли участие строительные компании и индивидуальные предприниматели из действующего на тот момент реестра членов СРО. На Общем собрании было принято решение: установить с 28.06.2017 г., размер денежных средств, подлежащих перечислению в другие саморегулируемые организации в пропорции 1/3 от внесенного ранее членами Ассоциации взноса в компенсационный фонд Ассоциации.
29 июня 2017 года в адрес Ростехнадзора было направлено Уведомление об изменений сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций (исх. N 536 от 29.06.2017 г.), в котором были представлены, в том числе следующие документы: Протокол общего собрания членов Ассоциации N 26 от 21.06.2017 г.; таблица по взносам в Компенсационный фонд Ассоциации в соответствии с реестром членов по состоянию на 21.06.2017 г.; Письмо АСВ N 6/16267 от 1 1.05.2017 с приложением Выписки из реестра кредиторов КБ "ЕВРОТРАСТ" (ЗАО) по состоянию на 10.05.2017 г.; Письмо АСВ N 6/16262 от 11.05.2017 г. с приложением Выписки из реестра кредиторов Банк "Клиентский" (АО) по состоянию на 10.05.2017 г.; Письмо АСВ N 6/16250 от 11.05.2017 г. с приложением Выписки из реестра кредиторов СБ банк (ООО) по состоянию на 10.05.2017 г. Никаких замечание от Ростехнадзора по представленным документам в адрес Ассоциации не поступало.
Как следует из материалов дела, Ростехнадзор в п. 4 предписания указывает на нарушение Ассоциацией требований части 1 и 6 статьи 7.1. Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Между тем, ответчиком не правильно применена норма части 6 статьи 7.1. Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О саморегулируемых организациях".
26.11.2009 Ассоциацией в адрес Ростехнадзора было представлено Заявление о включении организации в государственный реестр саморегулируемых организаций с документами, предоставленными по описи. Ростехнадзор в своей деятельности по внесению некоммерческих организаций в реестр саморегулируемых организаций руководствовался Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" разделом III "III. Порядок внесения сведений о некоммерческой организации в реестр" пунктом 6 и 9. Ростехнадзор в течении 7 рабочих дней с даты представления документов, указанных в пункте 6 обязан был внести сведения о некоммерческой организации в реестр СРО или принять решение об отказе. Срок внесения сведений об НП ПСК (ныне Ассоциации) в реестр СРО должен был быть 08.12.2009 г., однако статус СРО НП ПСК получила 16.12.2009, что подтверждается Решением от 18.12.2009 г. За весь период с 14.11.2009 по настоящее время количество членов Ассоциации соответствовало требованиям Градостроительного кодекса РФ и даже превышало установленный минимум 100 членов.
В период с 26.11.2009 по 16.12.2009 (дата получения статуса СРО) представление дополнительных документов Ассоциацией не представлялось возможным, так как требования Ростехнадзора не содержали указанием о возможности сдачи дополнительных документы. Для включения в реестр были предоставлены Протоколы заседания Совета Ассоциации за период с 12.10.2009 г. по 14.11.2009 г. Указанные 50 строительных организаций и 1 индивидуальный предприниматель на дату представления документов в Ростехнадзор для получения статуса являлись членами Ассоциации ПСК. Так как Ассоциация продолжала свою деятельность, то в период с 15.11.2009 г. по 16.12.2009 г. в Ассоциацию входили новые члены, но некоторые строительные организации и 1 индивидуальный предприниматель, являющиеся членами Ассоциации вышли 11.12.2009 г. (Протокол N 13) из-за отсутствия к 10.12.2009 г. у Ассоциации статуса саморегулируемой организации.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях" и пункта 7.2.3. Устава НП ПСК (ред. утв. Протоколом N 1 от 14.09.2009 г.) члены некоммерческого партнерства вправе по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства.
18.12.2009 Ростехнадзором принято Решение N АФ-45/355-СРО о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций (дата включения в реестр сведения - 16.12.2009, номер реестровой записи - 115).
В силу п. 6 ст. 7.1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) саморегулируемая организация ведет реестр членов саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Действующее законодательство в 2009 году не содержало требование о предоставлении в Ростехнадзор документов об исключении членов из некоммерческой организации. На момент внеплановой проверки в реестре членов Ассоциации, размещенном на сайте СРО; в документах, представленных в Ростехнадзор по описи и в реестре членов Ассоциации, размещенном на сайте Ностроя, содержалась достоверная информация о количестве членов СРО (действующих и вышедших с момента получения статуса саморегулируемой организации).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 27.03.2018 N 09-01-07/2586-П нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2018 по делу N А40-81810/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81810/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2018 г. N Ф05-22108/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ассоциация по содействию в строительстве ПРОФЕССИОНАЛЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Ответчик: Ростехнадзор, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22108/18
11.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40174/18
15.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-81810/18
13.06.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-81810/18
16.05.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-81810/18