г. Саратов |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А57-2530/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Лыткиной О.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" - Ворсопова А.Н., по доверенности от 28.12.2017 N 04-02/1798,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ-ИНК" - Бабенко Ю.Г., по доверенности от 09.01.2018,
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 августа 2018 года по делу N А57-2530/2018, принятое судьей Н.С. Фугаровой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри Дом-ИНК", г. Энгельс Саратовской области к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета финансов Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри Дом-ИНК" (далее - истец) с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик), за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов", задолженности за оказанные коммунальные услуги (отопление) и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д.6, кв. N N 4, 5, 8, 9,11,12,13, 16, 17, 20, 21, 25, 28, 29, 32, 36, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 63, 64, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 75, 76, 79, 81, 83, 86, 89, 91, 94, 95, 98, 101, 102, 103, 105, 107, 109, 110, 111, 113, 114, 118, 119, 121, 122, 123, 125, 126, 127, 129 за период с 01 марта 2015 г. по 30 ноября 2017 г в общей сумме 310 218,22 руб.; а также судебных расходов.
В ходе судебного разбирательства Истец неоднократно уточнял исковые требования и просил суд о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги (отопление) и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 6, кв. N N 4, 5, 8, 9,11,12,13, 16, 17, 20, 21, 25, 28, 29, 32, 36, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 63, 64, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 75, 76, 79, 81, 83, 86, 89, 91, 94, 95, 98, 101, 102, 103, 105, 107, 109, 110, 111, 113, 114, 118, 119, 121, 122, 123, 125, 126, 127, 129 за период с 01 марта 2015 г. по 30 ноября 2017 г в общей сумме 284 772,52 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 9204 руб., почтовых расходов в размере 630,88 руб. Уточнения исковых требований приняты судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 августа 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "УК "Фри ДОМ-ИНК" просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д.6, который состоялся 05 февраля 2015 г., Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ-ИНК" (далее по тексту истец) было признано победителем, т.е. организацией, осуществляющей функции по управлению вышеуказанным домом (согласно протоколу N 1Р/15 от 05.02.2015).
В соответствии с положениями ч. 6 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, принявшие от застройщика помещения после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, несут обязанность по внесению платы за данные помещения и коммунальные услуги с момента передачи помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов", в период с 01 марта 2015 г. по 30 ноября 2017 г. являлось собственником помещений дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 6, кв. N N 4, 5, 8, 9,11,12,13, 16, 17, 20, 21, 25, 28, 29, 32, 36, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 63, 64, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 75, 76, 79, 81, 83, 86, 89, 91, 94, 95, 98, 101, 102, 103, 105, 107, 109, 110, 111, 113, 114, 118, 119, 121, 122, 123, 125, 126, 127, 129.
Принятые на себя обязательства ООО "Управляющая компания "Фри ДОМ-ИНК" выполняла надлежащим образом и в полном объёме. Однако, Муниципальное образование "Город Саратов" в лице в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" не оплатило услуги, оказанные управляющей организацией в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д.6.
Задолженность ответчика за период с 01 марта 2015 г. по 30 ноября 2017 г. составила в общей сумме 284 772,52 руб., в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой по оплате коммунальных услуг, возлагая обязанность по оплате на комитет финансов администрации муниципального образования "Город Саратов". Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П, "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Судом установлено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости Управления Росреестра по Саратовской области, правообладателем вышеуказанных жилых помещений является Муниципальное образование "Город Саратов" на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 6 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, принявшие от застройщика помещения после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, несут обязанность по внесению платы за данные помещения и коммунальные услуги с момента передачи помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица, что не освобождает от ответственности указанные органы перед ресурсоснабжающей организацией по оплате предоставляемых товаров и услуг.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246 муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (пп. 3.1.1). Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
Интересы казны в силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является - комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является надлежащим ответчиком по делу, удовлетворив к нему заявленный иск в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Апелляционную жалобу комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 августа 2018 года по делу N А57-2530/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.