город Ростов-на-Дону |
|
11 сентября 2018 г. |
дело N А32-52894/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Чугуновой В.А. по доверенности от 22.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений администрации город Сочи; администрации города Сочи;
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2018 по делу N А32-52894/2017, принятое в составе судьи Боровика А.М., по заявлению Союза "Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов" к заинтересованному лицу департаменту имущественных отношений администрации город Сочи; администрации города Сочи о признании незаконным отказа; об обязании
УСТАНОВИЛ:
союз "Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов" (далее - союз, заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 04.10.2017 (далее - департамент, заинтересованное лицо) N 24542/0205-16 в предоставлении заявителю муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов" в отношении земельного участка площадью 10 672 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0304006:1054, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский р-н, ул. Шоссейная, 2 (далее - спорный земельный участок); обязать администрацию города Сочи (далее - администрация) по заявлению, поступившему из МАУ МФЦ г. Сочи в порядке и сроки, установленные ст. 39.6, 39.20 ЗК РФ, постановлением администрации г. Сочи от 27.02.2015 N 577 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов" вынести постановление (распоряжение) о предоставлении союзу "в аренду спорного земельного участка, о направлении заявителю проекта договора аренды земельного участка с предложением о заключении данного договора (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, департамент и администрация обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просили решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована законностью и обоснованностью обжалуемого отказа.
Союз с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, союз владел на праве долгосрочной аренды (49 лет) земельным участком, площадью 15 911 кв. м., с кадастровым номером 23:49:0304006:1054, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Хостинский, на котором находится 3 объекта недвижимости, принадлежащие союзу.
В связи со взятыми на себя обязательствами по передаче МУП "Сочитеплоэнерго" социально-значимых объектов недвижимости - зданий котельной и водолечебницы, расположенных по адресу: РФ, г. Сочи, Хостинский р-н, п. Хоста, ул. Шоссейная, д. 2, у союза возникла необходимость провести раздел указанного земельного участка.
24.04.2017 постановлением администрации N 651 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка 23:49:0304006:1054.
В результате постановки участков на кадастровый учет вновь образованному земельному участку площадью 5234 кв. м. присвоен кадастровый номер 23:49:0304006:1364, а в отношении прежнего земельного участка с номером 23:49:0304006:1054 изменены границы и его площадь - 10 672 кв.м.
Одним из условий для дальнейшей регистрации прав на указанные выше земельные участки явилось требование Росреестра (электронный документ Росреестра о приостановлении услуги по регистрации прав с 07.06.2017 г. до 07.09.2017 г.) о расторжении существующего договора аренды (на 49 лет) от 28.10.2014 N 4900009659.
В этой связи согласно соглашению с администрацией о расторжении договора от 12.07.2017 указанный договор сторонами расторгнут.
29.09.2017 союз обратился в департамент о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов" в отношении спорного земельного участка, поскольку на нем расположен объект недвижимости - спальный корпус 4, принадлежащий союзу на праве собственности.
04.10.2017 администрация в отношении вышеуказанного обращения вынесла отказ N 24542/0205-16 в предоставлении муниципальной услуги на основании пп. 7 п. 34 приложения к Постановлению администрации г. Сочи от 27.02.2015 N 577 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов".
Не согласившись с позицией департамента, заявитель обратился с заявлением в суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения соответствующего требования необходимо одновременное установление несоответствия обжалуемого решения нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 названного Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Для принятия судебного решения о признании акта государственного органа либо органа местного самоуправления недействительным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В статье 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды без проведения торгов заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 11 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела видно, что 24.04.2017 постановлением администрации от N 651 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка 23:49:0304006:1054.
Согласно данному постановлению выделен вновь образованный земельной участок площадью 5234 кв. м. по ул. Шоссейная, 2/12 в Хостинском р-не г. Сочи. В отношении прежнего земельною участка с номером 23:49:0304006:1054 постановлением утверждены измененные границы и его площадь - 10 672 кв.м.
На спорном земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304006:1054 площадью 10 672 кв.м. расположен объект недвижимости - спальный корпус 4, принадлежащий союзу на праве собственности. Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке, не отменено и не оспорено, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 25.09.2017.
Спальный корпус N 4 является лечебным корпусом ПЧЛОУ "Санаторий Кавказ" и предназначен для размещения граждан на оздоровительный отдых.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 14.01.2016 здание Спального корпуса N 4 имеет 44 комнаты отдыха на 84 мест.
Минимальная нормативная площадь для эксплуатации здания корпуса N 4 определяется как для санаториев согласно приложению 7 СНиП 2.07.01-89* - Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселении".
Размер земельного участка определяется из расчета 125-150 кв. м. на 1 место. Число мест - 84, размер земельного участка выделяемого на 1 место принимаем 125 кв. м.
Таким образом, расчетная минимальная нормативная площадь земельного участка под здание спального корпуса N 4 составляет 10 500 кв. м.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок сформирован с учетом назначения здания (размещение граждан на оздоровительный отдых), является соразмерным.
Доказательств, опровергающих указанный вывод, заинтересованное лицо суду не представило.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (п. 2 ст. 70.1 ЗК РФ).
Порядок резервирования земель определяется постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается, соответственно, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
П. 3 Положения предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
П. 6 Положения предусмотрено, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Из материалов дела видно, что 17.04.2017 администрацией вынесено Распоряжение N 121-р "О размещении объектов местного значения и определения границ их планируемого размещения".
Данное Распоряжение не содержит сведений, указанных в п. 5 Положения, а именно: цели и сроки резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель.
Кроме того, распоряжение вынесено при отсутствии соответствующих документов территориального планирования: утвержденного генерального плана г. Сочи с соответствующими изменениями, схемы резервируемых земель, иной технической и графической документации.
Отсутствие документов территориального планирования подтверждается Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г-к Сочи N ИСОГД-5740.02-Ю/09.17(10).
Также Распоряжение от 17.04.2017 N 121-р "О размещении объектов местного значения и определения границ их планируемого размещения" в соответствии с п. 7 Положения в официальных средствах массой информации не опубликовано.
Помимо этого согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель.
В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно выписке из ЕГРП от 28.08.2017 обременение прав на спорный земельный участок не зарегистрировано.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Распоряжение от 17.04.2017 N 121-р не является надлежащим документом о резервировании земельных участков для муниципальных нужд, а издано в целях проведения предварительных работ по резервированию и формированию земельных участков для размещения объектов местного значения.
Доказательств, опровергающих указанный вывод, заинтересованное лицо суду не представило.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии положениями Земельного кодекса, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на земельный участок означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (приобретение в аренду) участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким образом, не допускается возможность предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта либо единолично собственнику одного объекта (нескольких объектов), при наличии иных собственников таких объектов недвижимости.
В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из материалов дела, на основании запроса департамента от 04.09.2017 N 21972/02-05-13 представителями управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи произведен осмотр спорного земельного участка.
Из акта осмотра от 08.09.2017 следует, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 01.09.2017 N 99/2017/26815726. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка - для размещения и эксплуатации комплекса санатория "Кавказ" по ул. Шоссейной.
На указанном земельном участке за общественной организацией "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов" зарегистрировано право собственности на нежилое здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2017 N 99/2017/26816010.
Таким образом, при обращении в уполномоченный орган заявителем были соблюдены все требования действующего законодательства, подтверждающие его право на получение испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции, трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2018 по делу N А32-52894/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52894/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2018 г. N Ф08-9765/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Союз "Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов", Союз "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов"
Ответчик: Администрация г. Сочи, Департамент имущественных отношений Администрации город Сочи
Третье лицо: Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи