г. Пермь |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А71-3582/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 июня 2018 года по делу N А71-3582/2018,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019, ОГРН 1151840003480)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Городская УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее заинтересованное лицо, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска) от 05.02.2018 N 190/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель ООО "Городская УК" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что плата в размере 1,87 руб. за локальный ремонт обоснованно была включена сверх платы 15,40 руб. за текущий ремонт, поскольку это разные статьи расходов, текущий ремонт применяется в более широком понимании; по мнению заявителя, предписание не содержит конкретных мероприятий, подлежащих исполнению, является неопределенным и неисполнимым; также заявитель отмечает, что представитель заинтересованного лица - Дружинина Е.В. допущена к участию в судебном заседании по доверенности, подписанной предыдущим начальником Управление ЖКХ Администрации города Ижевска Чернышевым С.Р., следовательно, является неуполномоченным лицом.
Заинтересованное лицо Управление ЖКХ Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО Городская УК" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 018-000082 от 29.04.2015.
10.01.2018 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевска, ул. К.Либкнехта, д. 61, по вопросу необоснованного начисления дополнительной платы по строке "текущий ремонт".
На основании приказа Управления ЖКХ Администрации города Ижевска от 02.02.2018 N 190/06-02 в отношении ООО "Городская УК" проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за содержание и ремонт имущества по многоквартирному дому N 61 по ул. К.Либкнехта г.Ижевска.
В ходе проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлено, что согласно представленным платежным документам за период июль - ноябрь 2017 года размер платы за содержание составил 15,40 руб. + дополнительная плата 1,87 руб. по текущему ремонту + 0,08 руб. (благоустройство территории) + 0,02 руб. (обслуживание светильников наружного освещения).
В соответствии со Сметой расходов на минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 11.07.2014 N 753 (с учетом Постановления Администрации города Ижевска от 24.07.2017 N 322), статья "содержание и ремонт" включает в себя тариф для жилого фонда с централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением и водоотведением, который по многоквартирному дому N 61 по ул. К.Либкнехта г.Ижевска составляет 15,40 руб./кв.м (в том числе, локальные мероприятия по текущему ремонту, направленные на обеспечение или восстановление работоспособности отдельных частей элементов оборудования МКД в размере 1,87 руб.).
По представленным ООО "Городская УК" сведениям, собственниками помещений спорного многоквартирного дома решение по установлению дополнительной платы по текущему ремонту не принималось.
В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска сделан вывод о том, что управляющей организацией ООО "Городская УК" нарушены требования действующего законодательства по исполнению договора управления многоквартирным домом в части начисления в платежном документе дополнительной платы "текущий ремонт" в размере 1,87 руб.
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска составлен акт от 05.02.2018 N 190/06-02 и в адрес ООО "Городская УК" выдано предписание от 05.02.2018 N 190/06-02 об устранении выявленного нарушения в срок до 30.03.2018; а именно: привести порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствие с законодательством по многоквартирному дому N 61 по ул.К.Либкнехта г.Ижевска: 1. Прекратить начисление дополнительной платы по статье "Текущий ремонт" в размере 1,87 руб./ кв.м. 2. Снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину, излишне предъявленной суммы с момента предъявления дополнительной платы по статье "Текущий ремонт" в размере 1,87 руб./кв.м. по жилому помещению.
ООО "Городская УК", не согласившись с указанными предписаниями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в ст. 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 2.1.1, 2.13 Решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю согласно Закону Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в ст. 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей проведения внеплановой проверки, установленной ч. 3 настоящей статьи.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Судом установлено, что нарушений при проведении проверки не допущено, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Из материалов следует, что на основании протокола общего собрания собственников помещений от 21.05.2015 N 1/61КЛ в качестве управляющей компании многоквартирного дома по адресу: г.Ижевск, ул. К.Либкнехта, д. 61, выбрана ООО "Городская УК"; между собственниками многоквартирного и управляющей организацией ООО "Городская УК" заключен договор управления многоквартирным домом от 21.05.2015 N 17-61КЛ.
Согласно п. 2.1 договора управления управляющая организация ООО "Городская УК" от своего имени, по поручению и за счет собственников, за вознаграждение обязуется оказать услуги по управлению многоквартирным домом и созданию благоприятных условий для проживания, обеспечить надлежащее содержания общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить выполнение работ по содержанию и ремонту (текущему и капитальному) общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 5.5 договора управления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается решением общего собрания собственников помещения. В случае отсутствия принятого решения, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в сумме, утвержденной Администрацией г. Ижевска. Размер платы на каждый последующий год действия настоящего договора, начиная со второго, подлежит индексации и составляет не менее утвержденной или рекомендованной Администрацией г. Ижевска на соответствующий год. Установление размера платы в указанном порядке не требует принятия дополнительного решения общего собрания собственников.
Протоколом общего собрания собственников помещений N 1/61КЛ от 21.05.2015 (восьмой вопрос) установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения в виде суммы двух составляющих:
- основной составляющей в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается Администрацией г.Ижевска для муниципального фонда;
- дополнительной составляющей в размере разницы между стоимостью 0,016 Гкал/кв.м отопления и суммой, предъявляемой за отопление в текущем году по показаниям прибора учета. Дополнительную составляющую использовать для оплаты перерасхода за коммунальные услуги (в случае наличия) и на текущий ремонт.
Постановлением Администрации города Ижевска от 11.07.2014 N 753 (с учетом Постановления Администрации города Ижевска от 24.07.2017 N 322) утверждена Смета расходов на минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, согласно которой статья "содержание и ремонт" включает в себя тариф для жилого фонда с централизованным отоплением, с горячим водоснабжением, оборудованный лифтом, мусоропроводом, электрической плитой (4 категория благоустройства жилищного фонда), который по многоквартирному дому N 61 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска составляет - 15,40 руб./кв.м (в том числе, локальные мероприятия по текущему ремонту, направленные на обеспечение или восстановление работоспособности отдельных частей элементов оборудования МКД в размере 1,87 руб.).
Имеющимися в материалах дела платежными документами за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года подтверждается, что размер платы за содержание жилого помещения по спорному многоквартирному дому собственникам дома предъявлен в размере 15,40 руб./кв.м + дополнительная плата 1,87 руб./кв.м по текущему ремонту + 0,08 руб./кв.м по благоустройству территории + 0,02 руб./кв.м по обслуживанию светильников наружного освещения.
При этом ООО "Городская УК" не представлены доказательства, подтверждающие, что собственниками помещений многоквартирного дома N 61 по ул. К.Либкнехта г.Ижевска принималось решение об установлении платы по статье "текущий ремонт" в размере 1,87 руб./кв.м. в виде дополнительной платы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае начисление ООО "Городская УК" по статье "текущий ремонт" в размере 1,87 руб./кв.м не соответствует положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя ООО "Городская УК" об обоснованности включения платы в размере 1,87 руб. за локальный ремонт сверх платы 15,40 руб. за текущий ремонт, судом отклоняются, поскольку опровергаются вышеприведенными нормами права и установленными по делу обстоятельствами. Ссылки ООО "Городская УК" на протокол N 1/2018 общего собрания собственников МКД от 27.04.2018 во внимание не принимаются, так как данный протокол собрания составлен после выявления нарушений и после вынесения оспариваемого предписания.
Доводы заявителя ООО "Городская УК" о том, что предписание не содержит конкретных мероприятий, подлежащих исполнению, в связи с чем является неисполнимым, судом отклонены, поскольку в предписании отражены выявленные нарушения, выразившиеся в нарушении порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (при этом конкретные обстоятельства выявленных нарушений указаны в акте проверки, на основании которого вынесено оспариваемое предписание); предписание содержит понятную формулировку способов устранения нарушений.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта не имеется.
Также судом апелляционной инстанции признаются необоснованными ссылки заявителя на то, что судом первой инстанции в судебное заседание допущена представитель заинтересованного лица Управление ЖКХ Администрации города Ижевска - Дружинина Е.В. по доверенности, подписанной предыдущим начальником Управление ЖКХ Администрации города Ижевска Чернышевым С.Р., при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что доверенность выдана уполномоченным лицом, данная доверенность не отозвана и не признана недействительной, в связи с чем представитель Дружинина Е.В. правомерно допущена к участию в рассмотрении настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июня 2018 года по делу N А71-3582/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.