г. Самара |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А72-2570/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
с участием:
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхина Сергея Александровича - представителя Самошкиной Н.В. (доверенность от 07.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 по делу N А72-2570/2018 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхина Сергея Александровича (ИНН 731400130565, ОГРН 311731133300049), с.Кадышевка, Павловский район, Ульяновская область,
к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ИНН 7325067064, ОГРН 1077325000257), г.Ульяновск,
о признании недействительным требования о необходимости возврата гранта в форме субсидии от 18.12.2017 N 73-ИОГВ-07-01/12111,
и по исковому заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхину Сергею Александровичу,
о взыскании субсидии в сумме 1 877 772 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхин Сергей Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - ответчик), о признании недействительным требования о необходимости возврата гранта в форме субсидии от 18.12.2017 N 73-ИОГВ-07-01/12111, и по исковому заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхину Сергею Александровичу, о взыскании субсидии в сумме 1 877 772 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 заявленные требования ИП Главы КФХ Илюхина С.А. удовлетворены. Признано недействительным требование о необходимости возврата гранта в форме субсидии от 18.12.2017 N 73-ИОГВ-07-01/12111. С Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ИНН 7325067064, ОГРН 1077325000257) в пользу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхина Сергея Александровича (ИНН 731400130565, ОГРН 311731133300049) взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек. ИП Главе КФХ Илюхину С.А. из федерального бюджета возвращено 2700 руб. излишне уплаченной госпошлины. Требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о взыскании субсидии в сумме 1 877 772 руб. 50 коп. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 по делу N А72-2570/2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхину С.А. о взыскании гранта в размере 1 877 772 рубля 50 копеек и отказе в удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхина С.А. о признании недействительным требования о необходимости возврата гранта от 18.12.2017 N73-ИОГВ-07-01/12111.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что основанием для возврата гранта является нарушение ИП Илюхиным С.А. условий пункта 3.1 соглашения, а именно приобретение сельскохозяйственной техники, не указанной в плане расходов.
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхин Сергей Александрович апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илюхина Сергея Александровича в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области N 188-П от 20.05.2014 "О порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области грантов в форме субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" 01.07.2015 между Министерством и ИП Главой КФХ Илюхиным С.А. заключено Соглашение N 6 о взаимодействии по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства. Срок действия Соглашения - 5 лет с момента подписания.
Предметом соглашения является предоставление гранта в форме субсидии в сумме 6 000 000 руб. на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ, а именно: строительство животноводческого помещения, комплектацию животноводческой фермы оборудованием и его монтаж, покупку сельскохозяйственных животных.
Платежными поручениями N 823193 от 08.07.2015 на сумму 5 316 000 руб., N 213917 от 27.07.2015 на сумму 684 000 руб. Министерство перечислило ИП средства в форме субсидии в размере 6 000 000 руб., из них: 5 316 000 руб. - субсидии из федерального бюджета, 684 000 руб. - из областного бюджета Ульяновской области.
В соответствии с условиями Соглашения от 01.07.2015 (раздел 3) Грантополучатель обеспечивает целевое использование полученного гранта в соответствии с представленным в конкурсную комиссию планом расходов; предоставляет Грантодателю отчеты об использовании гранта по состоянию на 01 января и 01 июля в течение пяти лет со дня получения гранта, с приложением копий документов, подтверждающих своевременное, целевое и правомерное использование гранта; обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет; обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Согласно п. 5.3 Соглашения от 01.07.2015 соглашение может быть досрочно расторгнуто Грантодателем в одностороннем порядке при выявлении нецелевого или неправомерного использования гранта. В силу п.3.11 соглашения Грантополучатель обязуется в течение 30 календарных дней с момента получения требования о необходимости возврата гранта возвратить грант (остаток гранта) в установленном порядке.
Согласно бизнес - плану ИП для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе КФХ необходимо финансирование на начальном этапе в размере 10 300 000 руб., из которых 4 300 000 руб. собственные средства, остальные - бюджетная поддержка по программе "Развитие сельскохозяйственных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств".
В соответствии с Планом расходов, представленным ИП и утвержденным при выдаче субсидии, направления использования гранта следующие:
1) строительство животноводческого корпуса с молочным и технологическим оборудованием и монтажом оборудования на 50 голов КРС - в общей сумме на 6 260 000 руб., из них: 3 720 000 руб. средства гранта и 2 540 000 руб. собственные средства;
2) приобретение КРС 50 голов в общей сумме на 4 040 000 руб., из них: 2 280 000 руб. средства гранта и 1 760 000 руб. собственные средства.
Согласно пояснениям Министерства, ИП в соответствии с п.3.2 Соглашения представил в Министерство отчеты и документы, подтверждающие использование гранта:
- на строительство животноводческого корпуса с молочным и технологическим оборудованием и монтажом оборудования на 50 голов КРС на общую сумму 5 220 462 руб. 50 коп.,
- на приобретение КРС 40 голов - на общую сумму 1 650 000 руб.,
- на приобретение сельскохозяйственной техники и навесного оборудования для растениеводства, не указанных в Плане расходов на общую сумму 3 574 560 руб.
Однако, Министерство считает, что ИП, в нарушение пп "л" п. 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2017 N 198 "О реализации постановления Правительства РФ от 28 февраля 2012 N 165 и п. 3.3. Соглашения, оплатил за средства гранта приобретения, не указанные в плане расходов, а именно: прибрел сельскохозяйственную технику и навесное оборудование для растениеводства, что является нецелевым использованием гранта и послужило основанием для направления ИП требования от 18.12.2017 о возврате полученных бюджетных средств (гранта) в сумме 1 877 722 руб. 50 коп. в течение 30 календарных дней с момента его получения, из которых : 1 663 662 руб. 135 коп. - субсидия из федерального бюджета, 214 060 руб. 365 коп. - субсидия из областного бюджета Ульяновской области.
ИП, не согласившись с указанным требованием, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, ссылаясь на то, что предоставленные средства были израсходованы строго согласно указанных в соглашении целей, средства гранта потрачены на строительство фермы и покупку скота, подтверждающая отчетность сдана в Министерство в 2015 г.; сумма в размере 3 577 910 руб. (собственные и кредитные средства банка) израсходована на комплектацию семейной фермы оборудованием и техникой, а также их монтаж, что полностью соответствует п. 4 Порядка N 188-П и п. 1.1 Соглашения N 6 от 01.07.2015.
В связи с неисполнением требования от 18.12.2017 в добровольном порядке, Министерство просило взыскать с ИП нецелевым образом использованную сумму субсидии 1 877 722 руб. 50 коп. в судебном порядке.
Данные требования являются предметом рассматриваемого объединенного дела.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Порядок предоставления грантов из бюджета Ульяновской области N 188-П разработан в целях реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П.
Согласно п. 4 Порядка N 188-П (в редакции на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии 20.05.2014) гранты предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств для софинансирования не более 60 процентов их затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях развития на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ульяновской области крестьянских (фермерских) хозяйств, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных.
В силу п. 5 Порядка N 188-П гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе главам КФХ, прошедшим конкурсный отбор семейных животноводческих ферм.
Порядок проведения конкурсного отбора, заключения соглашения, выдачи гранта регулируется пунктами 6 - 16 Порядка N 188-П.
Требования по отбору семейных животноводческих ферм разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" и утверждены Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 198.
В соответствии с пп. "м" - "п" п. 2 Требований для участия в конкурсе, проводимом субъектом Российской Федерации, крестьянское (фермерское) хозяйство должно одновременно соответствовать следующим требованиям:
- глава хозяйства обязуется использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
- создание хозяйством условий для организации не менее трех постоянных рабочих мест;
- хозяйство обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Основаниями для возврата грантов в областной бюджет Ульяновской области в соответствии с п. 21 Порядка N 188-П являются: нарушение получателем гранта условий, установленных при предоставлении грантов, а также в случае его нецелевого использования; установление факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений; невыполнение условий соглашения об исполнении получателем гранта требований подпунктов "м" - "п" пункта 2 Требований если в течение пяти лет со дня получения гранта имущество, приобретенное за счет гранта, продано, подарено, передано в аренду и пользование другим лицам, обменено или внесено в виде пая, вклада или отчуждено иным образом.
Также возврату в областной бюджет Ульяновской области подлежат остатки грантов, не использованных в отчетном финансовом году.
Министерство обеспечивает возврат грантов (остатков грантов) в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю гранта в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления одного из вышеперечисленных оснований, требования о необходимости возврата грантов (остатков грантов) в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с Порядком N 188-П субсидия (грант) предоставляется с целью развития на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ульяновской области крестьянских (фермерских) хозяйств
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Министерство оспариваемое требование о возврате гранта от 18.12.2017 обосновывает нарушением ИП плана расходов, утвержденного при заключении соглашения о выдаче гранта, и нецелевым использованием бюджетных средств, причем расчет производит из общей суммы, необходимой на развитие семейной животноводческой фермы - 10 000 000 руб., из которых 6 000 000 - сумма гранта и 4 000 000 руб. - сумма собственных средств ИП, которые он обязался направить на развитие фермы, подписав условие о софинансировании проекта в размере 40%.
Министерство, исходя из всех приложенных ИП к отчетам документов Министерство считает израсходованными по целевому назначению 6 870 462 руб. 50 коп. (на строительство фермы и монтаж оборудования на общую сумму 5 220 462 руб. 50 коп. и на приобретение КРС 40 голов на общую сумму 1 650 000 руб.), приобретение оборудования на сумму 3 574 560 руб. по мнению Министерства произведено не в соответствии с планом расходов, Министерство производит следующий расчет:
10 000 000 - 6 870 462,50 = 3 129 537,5 (сумма, которую необходимо было направить на развитие фермы, но которая потрачена нецелевым образом), из которой 1 251 815 руб. - собственные средства (40%)
1 877 722,5 руб. - средства гранта (60%).
Суд первой инстанции, отклоняя доводы Министерства, правомерно исходил из следующего.
ИП Глава КФХ Илюхин С.А. является действующим сельскохозяйственным товаропроизводителем продукции животноводства на территории Ульяновской области, в доказательство представлены справки формы N 3-фермер за 2016, 2017 годы.
Из рекомендательного письма Администрации Муниципального образования "Павловский район" (л.д.134) ИП является единственным сельскохозяйственным предприятием на территории с.Кадышовка Павловского городского поселения.
Реализация проекта ИП Главы КФХ Илюхина С.А. позволит создать не менее 5 рабочих мест и обеспечить производство на территории муниципального образования отечественной мясомолочной продукции, обеспечив социальную сферу района.
Как следует из представленных документов и расчета ИП, по состоянию на 1.07.2017 на строительство фермы потрачено 6 875 435 руб., из них 4 191 500 руб. перечислено подрядчику ООО "РостАгроСтрой", приобретено стройматериала стоимостью 782 935 руб., оплачено строительных работ на 251 000 руб., закуплено КРС стоимостью 1 650 000 руб. Всего с начала реализации проекта на строительство, комплектацию фермы оборудованием и техникой потрачено 11 447 725 руб.
Данный расчет не оспаривается Министерством и подтвержден материалами дела.
Как указал заявитель, сумма гранта потрачена целиком в 2015 г. на строительство фермы и закупку КРС. При этом подрядчик, предложенный Министерством - ООО "РостАгроСтрой", с которым ИП заключил договор и перечислил большую часть грантовых средств, свои обязательства по строительству фермы и поставке оборудования не исполнил, что подтверждается судебными актами по делам N А72- 17046/2016, N А72-18154/2016. Данное обстоятельство потребовало от ИП дополнительного вложения средств, для строительства помещения для содержания закупленного скота, что также ответчиком не оспаривалось.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом первой инстанции о недоказанности довода ответчика о нецелевом использовании гранта на покупку техники, поскольку сумма гранта фактически была потрачена до покупки указанной в расчете Министерства техники, использование данной техники (трактора, транспортера с дополнительным оборудованием) при организации животноводческой фермы для подачи кормов, навозоудаления предусмотрено не только представленными паспортами на указанное оборудование, но и бизнес -планом, на реализацию которого фактически и был предоставлен грант. При этом указанная техника (в частности, трактор) приобретен ИП на кредитные средства банка, а не на грант, в подтверждение чего представлен кредитный договор от 7.09.2015 (т.1, л.д.109).
Кроме того, суд верно указал, что расчет истребуемой Министерством суммы - в процентах от общей стоимости проекта по плану расходов, а не в фиксированной сумме выданного гранта является сомнительным, поскольку представленный Министерством расчет в процентах может свидетельствовать лишь о недофинансировании проекта собственными средствами ИП на строительство и приобретение КРС, но является недопустимым доказательством для обоснования требования о нецелевом использовании бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Таких доказательств, как и доказательств того, что ИП были представлены недостоверные сведения, в материалы дела ответчиком не представлено.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов). Цели субсидии грантополучателем соблюдены. Иное не доказано.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Министерством не доказано наличие условий для возврата субсидии, оспариваемое требование от 18.12.2017 не соответствует закону, в связи с чем правомерно признано судом недействительным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 по делу N А72-2570/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.