г. Хабаровск |
|
12 сентября 2018 г. |
А73-6325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение от 18.06.2018
по делу N А73-6325/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) о признании недействительным предписания N П2018-03-0087 от 13.03.2018.
Решением суда от 18.06.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Полагая, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для принятия обжалуемого судебного акта, ООО "Ресурс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
До начала судебного заседания от ООО "Ресурс" поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Ресурс" имеет лицензию от 22.04.2015 N 027-000098 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом N 5 мкр. 2 п. Эльбан Хабаровского края.
В рамках ранее проведенной проверки управляющей организации выдано предписание от 25.12.2017 N П2017-13-0776. Комитетом (Управлением) установлено нарушение ООО "Ресурс" частей 2, 3 статьи 161, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 5 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а именно: не заключен договор на поставку коммунального ресурса энергоснабжения по МКД N 5 мкр.2 в п. Эльбан.
На основании распоряжения от 27.02.2018 N 429-р Комитетом в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по вопросу контроля исполнения последним предписания от 25.12.2017 NП2017-13/0776.
По результатам проверки Комитетом установлен факт неисполнения предписания от 25.12.2017 N П2017-13/0776, что зафиксировано в акте проверки от 13.03.2018 N П2018-03-0087.
Обществу выдано предписание от 13.03.2018 N П2018-03-0087 об устранении нарушений в срок до 11.05.2018.
Не согласившись с предписанием от 13.03.2018 N П2018-03-0087, ООО "Ресурс" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены лицензионные требования к управляющим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Данные требования, как отмечено в пункте 7 части 1 этой же статьи ЖК РФ, регламентируются также Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Таким образом, независимо от способа управления домом, с 03.04.2018 ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах на общем собраний принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 5 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" указано, что в соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2, в соответствии с которой прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг.
Таким образом, переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения. При таких обстоятельствах, принятие решения собственниками МКД о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями не освобождает управляющую компанию от обязанности по заключению договора с этой ресурсоснабжающей организацией.
С учетом изложенного получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что само по себе предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что представленные Обществом в материалы дела заявления собственников жилых помещений о заключении договоров датированы 24.05.2018, 25.05.2018, т.е. после выдачи оспариваемого предписания и не свидетельствуют о незаконности выданного Комитетом предписания от 13.03.2018, поскольку изменения в ЖК РФ вступили в действие после выдачи оспариваемого предписания, при этом из буквального толкования положений части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что законность и обоснованность ненормативного правового акта проверяются на момент его принятия, исходя из объема полномочий органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, и тех оснований, по которым он был принят.
На момент вынесения оспариваемого предписания изменения в ЖК РФ, предусматривающие право собственников и нанимателей в многоквартирных домах на общем собрании принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров энергоснабжения, еще не были внесены.
Договоры, заключенные собственниками помещений МКД напрямую с рерурсоснабжающей организацией, в материалы дела не представлены.
Таким образом, поскольку ООО "Ресурс" не исполнило обязанность по исполнению предписания от 25.12.2017 N П2017-13/0776, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание от 13.03.2018 N П2018-03-0087 принято уполномоченным органом, не возлагает на управляющую организацию дополнительные обязанности, не предусмотренные жилищным законодательством, отвечает принципам конкретности и исполнимости, вследствие чего является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 18.06.2018 по делу N А73-6325/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.