г.Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А40-71407/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства связи
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.06.2018 по делу N А40-71407/17, принятое судьей Болиевой В.З. (шифр 82-448)
по иску ООО "СПБ ТВ Телеком"
к Российской Федерации в лице: Федерального агентства связи, Управления федерального казначейства по г.Москве
третьи лица: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство финансов РФ,
о взыскании излишне уплаченных отчислений в резерв универсального обслуживания,
при участии в судебном заседании:
от истца: Чугунова И.Е. по доверенности от 04.09.2018, Бен Джойа по доверенности от 04.09.2018, Кондрашов С.С. на основании решения N 4 от 19.06.2014;
от ответчиков: от Российской Федерации в лице: Федерального агентства связи - не явился, извещен, от Управления федерального казначейства по г.Москве - Евгажуков А.Х. по доверенности от 31.10.2017;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СПБ ТВ Телеком" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице: Федерального агентства связи, Управления федерального казначейства по г.Москве о взыскании излишне уплаченных отчислений в резерв универсального обслуживания в размере 4 260 888 руб.
Решением суда от 20.06.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, Федеральное агентство связи обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Управление федерального казначейства по г.Москве и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ поддерживают доводы апелляционной жалобы, просят решение отменить. Представили письменные отзывы на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального агентства связи, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства финансов РФ, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО"СПБ ТВ Телеком", являясь оператором сети связи общего пользования, в соответствии с выданными лицензиями осуществляет оказание услуг связи.
Начиная с 1 квартала 2014 года ООО "СПБ ТВ Телеком" производило уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, однако уплачивало их в размере, значительно превышающем размер обязательных к уплате платежей.
Всего за период с 1 квартала 2014 года и по 1 квартал 2016 года обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания от ООО "СПБ ТВ Телеком" составили 4 557 154 руб. 52 коп.
В обоснование требований истец указывает на то, что ошибочно определяло базу расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей).
Как пояснил истец, в связи с неверным пониманием значения термина "база расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей)", ООО "СПБ ТВ Телеком" при определении указанной базы расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей)" исходило из доходов ООО "СПБ ТВ Телеком", полученных от всех видов деятельности (а не только от оказания пользователям услуг связи в сети связи общего пользования).
В связи с изложенным за истцом образовалась переплата денежных средств в резерв универсального обслуживания.
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету сумма излишне уплаченных ООО "СПБ ТВ Телеком" обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за весь период (1-4 квартал 2014 года, 1-4 квартал 2015 года и 1 квартал 2016 года) составила 4 260 888 руб. 17 коп.
ООО "СПБ ТВ Телеком" неоднократно обращалось в Федеральное агентство связи с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (исх. N 43-2016 от 26.07.2016, исх. N 58-2016 от 26.09.2016, исх. N 78-2016 от 26.12.2016).
02.03.2017 ООО "СПБ ТВ Телеком" направило в Федеральное агентство связи претензию (исх. N 39-2017 от 02.03.2017) с просьбой возвратить излишне уплаченные отчисления в размере 4 260 888 руб. 17 коп.
06.04.2017 ООО "СПБ ТВ Телеком" получен ответ от Федерального агентства связи (N 54 от 06.04.2017) на претензию, в котором Федеральное агентство связи сообщило о том, что имеющиеся материалы переписки, документы и заключения, представленные ООО "СПБ ТВ Телеком" не позволяют удовлетворить запрос о возврате сумм, уплаченных в РУО в 2014-2016 годах.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, в связи с чем излишне переплаченные денежные средства подлежат взысканию на основании ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ, Приказа Россвязи N 165 от 05.06.2013 с ответчиков.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм материального права, а также не основанные на представленных в материалах дела.
Согласно п.6 ст.60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
В соответствии с п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ и с п.3.1 Приказа Федерального агентства связи N 245 от 30.10.2012 Федеральное агентство связи осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов, а также принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Неполный объем соответствующего обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования в резерв универсального обсуждения может быть выявлен при осуществлении действий об исчислении соответствующего размера платежа в резерв универсального обслуживания и при осуществлении контроля правильности исчисления платежа.
Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами неналогового характера, что подтверждается Постановлением Конституционного суда РФ от 28.02.2006 N 2-П (п.5, п.5.1, п.5.2), НДС не облагаются. Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования.
Оператором связи, в свою очередь, является юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Базой для расчета являются доходы оператора связи, полученные в течении квартала по ставке 1,2%.
Расчет производится организацией самостоятельно. Периодом для расчета и оплаты является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи.
Истец письмом от 26.07.2016 N 43-2016 одновременно с отчетными материалами за второй квартал 2016 года представил корректирующие сведения за период с первого квартала 2014 года и запрос на возврат денежных средств из РУО в сумме 4 201 696,00 рублей, в ответ на которое ответчик письмом от 26.08.2016 N Г133-1 -72-5138 запросил дополнительные документы для рассмотрения обращения истца по существу.
Письмом от 26.09.2016 N 58-2016 истец представил запрашиваемые документы, в том числе копии форм федерального статистического наблюдения 65-связь (услуги).
Также письмом от 26.12.2016 N 78-2016 истцом представлены новые корректирующие сведения за тот же период 2014-2016 годов, дополнительно уменьшающие базу расчета обязательных отчислений в РУО, со ссылкой на неправильный учет отражения данных по одному из доходных договоров. Общая сумма, предъявленная истцом к возврату, составила 4 260 888,17 руб.
Именно сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания являются документом, предоставляемым оператором связи Федеральному агентству связи как главному администратору дохода и администратору бюджета в отношение средств отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
Оснований полагать, что ООО "СПБ ТВ Телеком" нарушены требования о предоставлении сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания не имеется.
Кроме того, в период спорных отношений действовал Приказ Россвязи от 05.06.2013 N 165, которым утверждено Положение о Финансово-правовом управлении Федерального агентства связи.
Согласно п.4.13 указанного Положения Финансово-правовое управление организует работу по учету поступающих в доход федерального бюджета платежей, по которым Россвязь является администратором доходов федерального бюджета, при необходимости осуществляет уточнение вида и принадлежности платежа, возврат ошибочно перечисленных денежных средств.
Довод апелляционной жалобы ответчика о несоответствии доказательств, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, требованиям процессуального законодательства о представлении копий письменных доказательств, отклоняется судебной коллегией в связи с его необоснованностью.
Согласно ч.6 ст.71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Между тем, ответчиком в материалы дела не представлены копии документов, которые отличались бы от представленных истцом в обоснование своих требований.
Согласно ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания копий документов, представленных истцом, недопустимыми доказательствами.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.06.2018 по делу N А40-71407/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.