г. Саратов |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А12-16666/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" сентября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Лосевская Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2018,
от публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Парамонова С.А., представитель по доверенности от 29.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-На-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 июня 2018 года по делу N А12-16666/2018 (судья И.И. Маслова)
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-На-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-Й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210)
заинтересованное лицо: публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МРСК Юга" (далее - ПАО "МРСК Юга", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, административный орган, Управление) от 24.04.2018 по делу об административном правонарушении N 17-01-9.21-04/727 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт").
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "МРСК Юга", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Волгоградского УФАС России и ПАО "Волгоградэнергосбыт" в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным письменном отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 07 августа 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителя ПАО "МРСК Юга", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Волгоградского УФАС России и ПАО "Волгоградэнергосбыт", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании заявления ПАО "Волгоградэнергосбыт" о нарушении ПАО "МСРК Юга" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившегося в необеспечении сетевой организацией надлежащего качества и параметров передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013, 29.12.2017 Волгоградским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 17-01-9.21-04/727.
15.02.2018 антимонопольным органом в результате непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в отношении ПАО "МРСК Юга" составлен протокол об административном правонарушении N 17-01-9.21-04/727 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
24.04.2018 Волгоградским УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 17-01-9.21-04/727 о привлечении ПАО "МРСК Юга" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлены Правилами недискриминационного доступа к услугам по переда электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между ПАО "Волгоградэнергосбыт" и ПАО "МРСК Юга" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 425 от 28.12.2012, по условиям которого ПАО "МРСК Юга" приняло на себя обязательства по осуществлению комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) ПАО "Волгоградэнергосбыт" через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ПАО "МРСК Юга", производителям электрической энергии, бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, присоединенным к сети ПАО "МРСК Юга", а ПАО "Волгоградэнергосбыт" обязуется оплачивать оказанные ПАО "МРСК Юга" услуги в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора от 28.12.2012 N 425 об оказании услуг по передаче электроэнергии ПАО "МСРК Юга" обязано обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) в пределах максимальной мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. При этом качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
В ходе административного расследования установлено, что на основании жалобы потребителей, проживающих по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Калинина, ул. Солнечная и ул. Садовая, на предоставление электроэнергии ненадлежащего качества Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области была проведена внеплановая проверка в отношении ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Проверка показала, что внешнее электроснабжение жилых домов по указанным адресам осуществляется по ВЛ-0,4 кВ гр.1 от ТП-214 (6Л ПС 110/10 "Суходол"), состоящей на балансе ПАО "МСРК Юга".
В ходе внеплановой проверки испытательной лабораторией по качеству электрической энергии ПАО "МСРК Юга" в период с 27.01.2016 по 04.02.2016 были проведены испытания качества электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 по адресам, предоставившим доступ для проведения измерений (Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Калинина, ул. Солнечная, д. 5, д. 9, д. 24, и ул. Садовая, д. 18, д. 21, д. 24, д. 35).
В результате измерений показателей качества электроэнергии были составлены протоколы от 07.02.2016 N 30/16, N 31/16, N 32/16, N 33/16, N 34/16, N 35/16, N 36/16, N 37/16, согласно которым качество электроэнергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствует требованиям нормативных документов (установившееся отклонение напряжения в электрической сети потребителей превышает предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения +/-10% от номинала, установленного ГОСТ 32144-2013).
На основании результатов внеплановой проверки Инспекция выдала ПАО "Волгоградэнергосбыт" предписания от 24.02.2016 N 69-1, N 69-2.
В целях исполнения выданных Инспекцией предписаний ПАО "Волгоградэнергосбыт" обращалось к ПАО "МСРК Юга", как стороне договора от 28.12.2012 N 425 об оказании услуг по передаче электроэнергии, заключенного между ПАО "Волгоградэнергосбыт" и ПАО "МСРК Юга", с требованиями о приведении качества передаваемой электрической энергии в соответствие с ГОСТ 32144-2013.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2016 по делу N А12-17210/2016, на ПАО "МСРК Юга" возложена обязанность исполнить обязанности, предусмотренные пунктами 2.1, 3.3.1, 3.3.2 договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 425 от 28.12.2012 г., заключенного с ПАО "Волгоградэнергосбыт", и обеспечить передачу электрической энергии в точках поставки потребителям по адресам: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Калинина, ул. Солнечная, д. 5, д. 9, д. 24, ул. Садовая, д. 18, д. 21, д. 24, д. 35, качество и параметры которой должны соответствовать ГОСТ 32144-2013, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта, путем выполнения следующих мероприятий: реконструкции сетей ВЛ-о,4кВ в части замены проводов с целью увеличения сечения; проектирования и установки дополнительной трансформаторной подстанции в центе нагрузок с силовым трансформатором 10/0,4кВ, мощность которого необходимо рассчитать в соответствии с нагрузкой; строительства воздушной линии 0,4кВ и воздушной линии 10кВ до проектируемой трансформаторной подстанции; установки на проектируемой трансформаторной подстанции активного фильтра гармоник.
Вместе с тем в материалы дела представлены протоколы испытаний электрической энергии на предмет соответствия показателям качества и параметрам, установленным ГОСТ 32144-2013 N 15-17, N 16-17, N 17-17, N 18-17 от 06.06.2017, N 05-18 от 06.02.2018, N 06-18, N 07-18, N 08-18, N 09-18 от 07.02.2018, свидетельствующие о нарушении требований ГОСТ 32144-2013.
Факт нарушения ПАО "МРСК Юга" требований Правил N 861, выразившихся в необеспечении сетевой организацией надлежащего качества и параметров передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 15.02.2018 N 17-01-9.21-04/727.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что спорные правоотношения возникли в связи с исполнением условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии, имеют гражданско-правовой характер; антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, судебной коллегией не принимаются ввиду следующего.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует действующим федеральным стандартам. Указанное право порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электрической энергии поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества.
Доминирование на соответствующем товарном рынке само по себе налагает на субъект такого доминирования, помимо гражданско-правовых обязанностей, возникающих из его договорных отношений с контрагентами, еще и обязанности публичные, выражающиеся, в частности, в запрете злоупотребления доминирующим положением.
ПАО "МРСК Юга", занимающее доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии, своими неправомерными действиями не должно ущемлять интересы потребителей электроэнергии.
Наличие правового положения ПАО "МРСК Юга" как субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, а также факт допущенных обществом нарушений, влекущих возможность ущемления интересов третьих лиц, свидетельствует о правомерности принятых Волгоградским УФАС России мер антимонопольного контроля.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Юга" уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Волгоградского УФАС России от 23.10.2017 по делу N 17-01-9.21-04/525 об административном правонарушении. Оплата штрафа произведена 30.11.2017.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не представлено.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ПАО "МРСК Юга" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Довод апеллянта об отсутствии надлежащего уведомления ПАО "МРСК Юга" о времени и месте составления протокола и вынесения постановления опровергается представленными в материалы дела, в том числе списками внутренних почтовых отправлений от 01.02.2018 N 66, от 22.02.2018 N 69, от 16.03.2018 N 36, отчетами об отслеживании почтовых отправлений.
Как следует из материалов дела, определением от 31.01.2018 исх. N 04-12/530 об отложении рассмотрения дела N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 15.02.2018. Данное определение направлено сторонам участвующим в деле заказными письмами с уведомлением, согласно списка N 66 внутренних почтовых отправлений от 01.02.2018 (ПАО "МРСК Юга" - 40000516231217 (получено 06.02.2018); филиал ПАО "МРСК Юга"-"Волгоградэнерго" - 40000516231132 (получено 05.02.2018); ПАО "Волгоградэнергосбыт" - 40000516231149 (получено 06.02.2018)).
15 февраля 2018 года составлен протокол N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении.
Определением от 15.02.2018 исх. N 04-12/891 о назначении времени и места рассмотрения дела N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 13.03.2018. Приложением к данному определению является копия протокола от 15.02.2018 N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении. Данное определение направлено сторонам участвующим в деле заказными письмами с уведомлением, согласно списка N 69 внутренних почтовых отправлений от 22.02.2018 (ПАО "МРСК Юга" - 40000516236687 (получено 26.02.2018); филиал ПАО "МРСК Юга"-"Волгоградэнерго" - 40000516236779 (получено 27.02.2018); ПАО "Волгоградэнергосбыт" - 40000516236786 (получено 27.02.2018)).
13 марта 2018 года состоялось рассмотрение дела N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении, принято решение об отложении рассмотрения дела N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении на 19.04.2018. Данное определение направлено сторонам участвующим в деле заказными письмами с уведомлением, согласно списка N 39 внутренних почтовых отправлений от 16.03.2018 (ПАО "МРСК Юга" - 40000516242466 (получено 20.03.2018); филиал ПАО "МРСК Юга"-"Волгоградэнерго" - 40000516242473 (получено 20.03.2018); ПАО "Волгоградэнергосбыт" - 40000516242480 (получено 20.03.2018)).
19 апреля 2018 года состоялось рассмотрение дела N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении, вынесено постановление о наложении штрафа по делу N 17-01-9.21-04/727 об административном правонарушении.
Таким образом, ПАО "МРСК Юга" и филиал ПАО "МРСК Юга"-"Волгоградэнерго" были надлежащим образом извещены Управлением о времени и месте составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 июня 2018 года по делу N А12-16666/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.