г. Вологда |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А44-1952/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 сентября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 мая 2018 года по делу N А44-1952/2018 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" (ОГРН 1115321003049, ИНН 5321146882; место нахождения: 173003, Великий Новгород, улица Б. Санкт-Петербургская, дом 82а, строение 4; далее - общество, ООО "УК "Хозяйство жилищное") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; место нахождения: 173008, Великий Новгород, улица Б. Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании недействительным предписания от 07.12.2017 N ЛК-1208-17.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 31 мая 2018 года по делу N А44-1952/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Хозяйство жилищное" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Комитет отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании приказа от 29.11.2017 N ЛК-1208-17 внеплановой документарной проверки деятельности ООО "УК "Хозяйство жилищное" с целью проверки обоснованности обращения граждан по соблюдению обществом требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в своей деятельности по адресу: Великий Новгород, ул. Коровникова, д.11, корп. 1 (листы 79-81), комитетом составлен акт от 07.12.2017 и выдано предписание о необходимости проведения перерасчета размера платы по электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества дома, за июль-ноябрь 2017 года, а также проведении расчета с декабря 2017 года в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) (листы 8-11).
Не согласившись с таким предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с частью 1.3 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании части 9.2 статьи 156 указанного Кодекса размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как следует из оспариваемого предписания, обществу вменяется нарушение части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил N 491, выразившееся во включения в состав площади общего имущества площадей подвала, технического подполья и чердака, не подтвержденных технической документацией.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 24 Правил N 491 сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно части 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Согласно пункту 3.33 Инструкции N 37 подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.
В рассматриваемом случае общество при расчете размера расходов на оплату электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Коровникова, д.11, корп.1, за июль-ноябрь 2017 года применило тариф равный 4,13 руб. за 1 кв. м, полученный в результате умножения норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в доме, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 30.05.2017 N 190, и равного 2,29 кВт/ч на площадь общего имущества дома 1724 м. кв. (листы 112-116).
Из пояснений представителя общества, данных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, следует, что данный показатель площади общего имущества включает кроме уборочной площади лестниц (472 кв. м), площадь подвала (626 кв. м) и чердака (642 кв. м) многоквартирного дома.
Вместе с тем, доказательств наличия указанных дополнительных площадей общего имущества, а также сведений о порядке и способе определения обществом размеров этих площадей заявителем в материалы дела не представлено. Напротив, из имеющегося в деле технического паспорта многоквартирного дома следует, что сведения о наличии в здании подвала и чердака, а также соответственно об их площади, в нем отсутствуют (листы 60-62, 111).
С учетом имеющегося в деле единственного допустимого доказательства, подтверждающего размеры площадей общего имущества в многоквартирном доме (уборочной площади лестниц (472 кв. м) и площади мусорокамер (4,6 кв. м)) равной 476,6 кв. м, оснований для увеличения площади мест общего пользования для расчета размера платы за электроэнергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме за июль-ноябрь 2017 года у заявителя не имелось.
При таких обстоятельствах, указанные в предписании мероприятия признаются судом правомерными.
Довод заявителя о наличии паспорта готовности объекта жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях 2015-2016 годов, актов общего осмотра здания на март 2016 года, сентябрь 2017 года, акта обследования технического состояния многоквартирного дома от 31.03.2017, в которых указана площадь подвала в размере 626 кв. м и мансарды (чердака) в размере 642 кв. м, правомерно не принят судом.
Действительно, как указано в пункте 24 Правил N 491, акты осмотра конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, а также акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду, входят в состав технической документации.
Вместе с тем, в отсутствии доказательств обмера, проведенного в установленном порядке, приведенные в этих документах площади крыши и подвала не могут являться достоверными и оценены в качестве допустимых доказательств.
В письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 указывается, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Ссылка заявителя на невозможность указания в акте проверки конкретного расчета платы в виду отсутствия у комитета полномочий по такому расчету, была предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонена, поскольку приведенный в акте проверки от 07.12.2017 расчет, исходя из содержания самого акта, указан только в качестве примера расчета.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании недействительным предписания комитета от 07.12.2017 N ЛК-1208-17.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 мая 2018 года по делу N А44-1952/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.