г. Тула |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А23-102/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Тимашковой Е.Н. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью УК "МКД" (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4025446500, ОГРН 1164027056797), заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027064312, ОГРН 1044004404619), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Решетовой Людмилы Анатольевны (Калужская область, г. Обнинск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "МКД" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2018 по делу N А23-102/2018 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью УК "МКД" (далее - ООО УК "МКД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 05.12.2017 N 4922.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Решетова Людмила Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "МКД" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель указывает на то, что выявленные жилищной инспекцией нарушения явились следствием действий собственника кв. N 162 в многоквартирном доме 2 по ул. Энгельса в г. Обнинске Калужской области. Указывает на то, что согласно протоколу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 8 Федерального медико-биологического агентства" от 03.10.2017 N 51 расходы удаляемого воздуха из помещений туалета и ванной в указанной квартире соответствуют нормируемой величине, а расходы удаляемого воздуха из кухни не соответствуют нормируемой величине, поскольку в кухне вытяжная решетка частично перекрыта воздуховодом местной вентиляции от кухонной плиты; при работы местной вентиляции выброс воздуха частично поступает в помещение кухни через вентиляционную решетку, а не в канал естественной вентиляции.
Жилищная инспекция возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Решетова Людмила Анатольевна отзыв на жалобу не представила.
В судебном заседании 28.08.2018 объявлялся перерыв до 04.09.2018.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения сведений в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Стороны и третье лицо представителей в суд апелляционной инстанции не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО УК "МКД" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2016 является управляющей организацией жилого дома 2 по ул. Энгельса в г. Обнинске Калужской области.
Жилищной инспекцией на основании приказа от 11.09.2017 N 4825 в отношении общества проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что в кв. N 162 на кухне и в санузлах отсутствует вентиляция, что является нарушением пунктов 5.1.3, 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), подпунктов 1, 9 пункта 15 раздела II Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10, подпунктов "а", "в", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки составлен акт проверки эксплуатационного состояния объекта от 13.09.2017 N 2946, а также акт от 18.09.2017 N 4912 и выдано предписание от 18.09.2017 N 3787 со сроком устранения нарушений до 17.11.2017.
По результатам проверки исполнения указанного предписания обществу выдано новое предписание от 05.12.2017 N 4922, в котором указано в срок до 19.01.2018 устранить допущенные нарушения (отсутствие вентиляции в кв. 162 на кухне и в санузлах).
Не согласившись с предписанием, ООО УК "МКД" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Из пункта 11 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание, и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно Правилам N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
Пунктом 5.1.3 Правил N 170 предусмотрено, что для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности, в том числе, системы вентиляции, обеспечивающей в помещениях нормируемый воздухообмен, при минимальных расходах тепла на нагрев воздуха, инфильтрующегося через окна и двери, и приточного воздуха в системах с механической вентиляцией и воздушным отоплением.
Пункт 5.5.6 Правил N 170 обязывает организацию по обслуживанию жилищного фонда: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях; не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега; проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям; согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 5.5.12 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки: а) дымоходов: сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном; кирпичных - один раз в три месяца; асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год; отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время); б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.
После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Подпунктами 1 и 9 пункта 15 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, отнесены: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; а также при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пункта 9.7 СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" удаление воздуха следует предусматривать из кухонь, уборных, ванных комнат и, при необходимости, из других комнат квартир, при этом следует предусматривать установку на вытяжных каналах и воздуховодах регулируемых вентиляционных решеток и клапанов.
Воздух из помещений, в которых могут выделяться вредные вещества или неприятные запахи, должен удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения здания, в том числе через вентиляционные каналы.
Объединение вентиляционных каналов из кухонь, уборных, ванных комнат (душевых), совмещенных санузлов, кладовых для продуктов с вентиляционными каналами из помещений с газоиспользующим оборудованием и автостоянок не допускается.
В рассматриваемом случае ООО "УК "МКД" в соответствии с договором от 01.11.2016 управления многоквартирным домом 2 по ул. Энгельса в г. Обнинске Калужской области приняло на себя обязательства по поддержанию в надлежащем состоянии дома в соответствии с требованиями действующих СНиП, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, с учетом предложений собственников помещений в МКД, принятых на общих собраниях; обеспечению предоставления услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации, текущему ремонту, санитарному содержанию общего имущества МКД, придомовой территории с расположенными на ней элементами озеленения и внешнего благоустройства в пределах границ земельного участка; контролю за использованием жилых и нежилых помещений по их назначению, за наличием разрешения на выполнение работ по переоборудованию и перепланировке помещений многоквартирного дома (пункты 2.4.2, 2.4.3, 2.4.17).
Инженерные сети, в том числе система вентиляции, входит в состав общего имущества многоквартирного дома в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Из изложенного следует, что ответственность за надлежащее состояние и функционирование системы вентиляции несет управляющая компания.
Объемы и виды необходимого и достаточного воздействия на систему вентиляции, обеспечивающие приведение ее в надлежащее состояние могут быть определены только управляющей организацией с учетом конструктивных, технологических и иных особенностей конкретной системы.
Довод общества о том, что управляющая организация не является административным органом, не наделено властными публичными полномочиями, не вправе давать лицам обязательные для исполнения распоряжения, правомерно отклонен судом области, поскольку общество, являясь лицом, ответственным за содержание жилого дома и расположенных в нем жилых помещений, не освобождается от этой ответственности вследствие действий лиц, находящихся в управляемом многоквартирном доме, в том числе собственников помещений. В силу договора управления обязанность по соблюдению приведенных в оспариваемом предписании норм права, подержанию общего имущества в нормативном состоянии лежит именно на обществе.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Освобождение управляющей компании от ответственности за несоблюдение санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг в связи с отсутствием его вины без достаточных оснований обременяет жителей многоквартирного дома необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями.
Таким образом, именно управляющая компания является ответственной за надлежащее состояние и функционирование общего имущества многоквартирного дома, в том числе инженерных систем, независимо от того, чьи именно действия стали фактической причиной нарушения такого состояния.
Соответственно, во исполнение своих договорных обязанностей управляющая компания не лишена возможности понуждать в не запрещенном законом порядке (переговорном, административном, то есть с привлечением компетентных контролирующих органов, судебном) лиц, нарушающих нормативное состояние общего имущества управляемого дома, к прекращению такого поведения и восстановлению положения, существовавшего до нарушения.
Следовательно, обязанность реагирования на неправомерное поведение лиц, в том числе собственников помещений, в отношении общего имущества лежит на управляющей компании как на лице, ответственном за состояние и содержание этого имущества, качестве предоставляемых услуг.
Между тем, доказательств принятия обществом каких-либо мер по факту выявленного несоответствия вентиляции в кв. N 162 жилого дома 2 по ул. Энгельса в г. Обнинске Калужской области нормативным требованиям в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого предписания жилищной инспекции от 05.12.2017 N 4922 и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельной ссылку заявителя апелляционной жалобы на протокол Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 8 Федерального медико-биологического агентства" от 03.10.2017 N 51, из которого следует, что расходы удаляемого воздуха из помещений туалета и ванной в указанной выше квартире соответствуют нормируемой величине согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (табл. 9.1), приложению 4 к СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", а расходы удаляемого воздуха из кухни не соответствуют нормируемой величине согласно названным СНиП, так как в кухне вытяжная решетка частично перекрыта воздуховодом местной вентиляции от кухонной плиты; при работы местной вентиляции выброс воздуха частично поступает в помещение кухни через вентиляционную решетку, а не в канал естественной вентиляции.
При этом суд исходит из того, что жилищной инспекцией 30.11.2017 в ходе проведенной проверки было установлено, что при закрытом окне на кухне вентиляционный канал не работает и тяги не имеется; в санузле при открытой в двери в санузел тяги в вентиляционном канале также не имеется.
Каких-либо доводов, подтвержденных достаточными, допустимыми, достоверными доказательствами, опровергающих результаты проверки, проведенной инспекцией, заявителем не приведено.
Оснований подвергать критической оценке составленные инспекцией акты проверки от 30.11.2017 N 4116, от 01.12.2017 N 6301 у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что проверка исполнения предписания проведена жилищной инспекцией после измерений, выполненных Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 8 Федерального медико-биологического агентства", судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленный заявителем протокол от 03.10.2017 N 51 не опровергает установленное повторно жилищной инспекцией несоответствие вентиляции в указанной выше квартире нормативным требованиям и не является основанием для удовлетворения заявленных требований и признания недействительным оспариваемого предписания.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2018 по делу N А23-102/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-102/2018
Истец: ООО УК МКД
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Калужской области, юр. ад. Государственная жилищная инспекция Калужской области
Третье лицо: Решетова Людмила Анатольевна