г. Саратов |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А06-2994/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе (межрайонного) (416370, Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Олега Кошевого, д. 5, ОГРН 1023001941500, ИНН 3004006168)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 июля 2018 года по делу N А06-2994/2018 (судья Колмакова Н.Н.)
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждения) в Лиманском районе Астраханской области (416410, Астраханская область, Лиманский район, р.п. Лиман, ул. Героев, д. 116, ОГРН 1023001940774, ИНН 3007006977)
к администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" (416410, Астраханская область, Лиманский район, р.п. Лиман, ул. Героев, д. 123, ОГРН 1023001939531, ИНН 3007001305)
о взыскании финансовой санкции,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Лиманском районе Астраханской области (далее - УПФР в Лиманском районе Астраханской области, орган пенсионного фонда, заявитель) с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" (далее - администрация, страхователь, ответчик) финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) в сумме 500 руб.
Решением суда первой инстанции от 02 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
УПФР в Лиманском районе Астраханской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УПФР в Лиманском районе Астраханской области проведена проверка правильности заполнения, полноты, достоверности и своевременности предоставления администрацией муниципального образования "Караванненский сельсовет" ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М, по результатам которой составлен акт от 04.09.2017 N 040S18170004618 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки органом пенсионного фонда установлено, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 1 застрахованного лица представлены страхователем с нарушением срока, установленного статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
03.10.2017 УПФР в Лиманском районе Астраханской области принято решение N 040S19170005007, которым администрация муниципального образования "Караванненский сельсовет" привлечена к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
26.10.2017 органом пенсионного фонда в адрес ответчика выставлено требование N 040S0117A0Y6CH5 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому администрации муниципального образования "Караванненский сельсовет" в срок до 15.11.2017 предложено уплатить финансовую санкцию в сумме 500 руб.
На основании Закона Астраханской области от 25.05.2017 N 23/2017-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований и административно-территориальных единиц "Бирючекосинский сельсовет", "Бударинский сельсовет", "Камышовский сельсовет", "Караванненский сельсовет", "Кряжевинский сельсовет", "Рабочий поселок Лиман", "Михайловский сельсовет", "Новогеоргиевский сельсовет", "Проточенский сельсовет" и "Рынковский сельсовет" и внесении изменений в Закон Астраханской области "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района" и Закон Астраханской области "Об административно-территориальном устройстве Астраханской области" (принят Думой Астраханской области 23.05.2017) осуществлено преобразование путем объединения муниципальных образований "Бирючекосинский сельсовет", "Бударинский сельсовет", "Камышовский сельсовет", "Караванненский сельсовет", "Кряжевинский сельсовет", "Рабочий поселок Лиман", "Михайловский сельсовет", "Новогеоргиевский сельсовет", "Проточенский сельсовет" и "Рынковский сельсовет", входящие в состав муниципального образования "Лиманский район", в муниципальное образование "Рабочий поселок Лиман".
В связи с неисполнением ответчиком требований органа пенсионного фонда в добровольном порядке УПФР в Лиманском районе Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции с администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман".
Суд первой инстанции, установив, что страхователем самостоятельно устранены нарушения, допущенные при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, пришел к выводу об отсутствии у органа пенсионного фонда оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ плательщики страховых взносов ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (далее - форма СЗВ-М).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 10.08.2016 администрация муниципального образования "Караванненский сельсовет" представила в УПФР в Лиманском районе Астраханской области сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
21.08.2017 администрацией в орган пенсионного фонда подана дополняющая форма СЗВ-М за июль 2016 года, в которой указаны сведения в отношении 1 застрахованного лица, отсутствующие в исходной форме.
УПФР в Лиманском районе Астраханской области посчитало данное обстоятельство представлением страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и сделало вывод о наличии в действиях администрации муниципального образования "Караванненский сельсовет" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Между тем, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ также закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и зарегистрированной в Минюсте России, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемых решений, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция ранее была отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
В рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил недостатки в представленных сведениях и до обнаружения данных недостатков УПФР в Лиманском районе Астраханской области направил дополнительные сведения в адрес органа пенсионного фонда, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у УПФР в Лиманском районе Астраханской области правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
С учетом изложенного оснований для взыскания с администрации финансовой санкции не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 июля 2018 года по делу N А06-2994/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.