г. Воронеж |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N N А14-8771/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седуновой И.Г.,
судей Безбородова Е.А.,
Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калачевой А.Н.,
при участии:
от УФНС России по Воронежской области: Колягина И.Н., представитель по доверенности N 10-08/30002 от 17.10.2017;
от конкурсного управляющего АО "Специализированное ремонтно-строительное управление N 7" Ляминой Я.В.: Лямина Я.В., паспорт РФ; Тархов А.Е., представитель по доверенности б/н от 06.02.2018;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области о признании требования подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, установленных в реестр от 02.07.2018 по делу N А14-8771/2017 (судья Тимашов О.А.),
по заявлению ФНС России (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) об установлении требования кредитора в размере 3 039 165 руб. 86 коп., из которых: 1 547 570 руб. 86 коп. основного долга, 581 595 руб. пени и 910 000 руб. штрафа,
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) АО "Специализированное ремонтно-строительное управление N 7" (ИНН 3663002671, ОГРН 1023601551280),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.09.2017 Акционерное общество "Специализированное ремонтно-строительное управление N 7" (далее - АО "СРСУ-7", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Лямина Яна Валерьевна.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов АО "СРСУ-7" требований в размере 3 039 165 руб. 86 коп., из которых: 1 547 570 руб. 86 коп. - основной долг, 581 595 руб. - пени, 910 000 руб. - штраф (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2018 установлены требования ФНС России к должнику в размере 3 039 165 руб. 86 коп., из которых: 1 547 570 руб. 86 коп. - основной долг, 581 595 руб. - пени, 910 000 руб. - штраф, и признаны подлежащими удовлетворению в порядке п.4 ст.142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Не согласившись с вынесенным определением в части признания его требований подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, ФНС России обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт, включив указанные требования в реестр требований кредиторов в состав третьей очереди.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган, ссылаясь на абзац 3 п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, а также разъяснения, содержащиеся в п.12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, указывает на то, что в рассматриваемом случае его требование было основано на результатах выездной налоговой проверки и поэтому в силу объективных причин не могло быть предъявлено в пределах двухмесячного срока с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФНС России в лице УФНС России по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель конкурсного управляющего АО "СРСУ-7" Ляминой Я.В. не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая наличие у суда доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266
По правилам ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения (определения), арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения (определения) только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку заявитель обжалует определение Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2018 только в части признания его требований подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции на основании ч.5 ст.268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность определения только в указанной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2018 в обжалуемой части следует изменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.06.2017 ООО "Аксиома" обратилось в суд с заявлением о признании АО "СРСУ-7" несостоятельным (банкротом) в связи с наличием задолженности, размер которой превышает 300 000 руб., и обязанность по уплате которой не исполнена в течение более трех месяцев с даты, когда она должна была быть исполнена, арбитражным управляющим просило утвердить Нерезова В.А., являющегося членом СРО НП "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
13.06.2017 в суд поступило уточнение к заявлению о признании АО "СРСУ-7" несостоятельным (банкротом), в котором ООО "Аксиома" просило утвердить в качестве арбитражного управляющего Лямину Я.В., являющуюся членом СРО НП "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
22.06.2017 в суд поступило уточнение заявления, в котором ООО "Аксиома" просит признать АО "СРСУ - 7" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре с открытием конкурсного производства, конкурсным управляющим утвердить Лямину Я.В., члена НП "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 22.06.2017 заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.09.2017 АО "СРСУ - 7" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Лямина Я.В.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 172 от 14.10.2017 (публикация N 09010004183).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства и наличие у должника задолженности, ФНС России 15.05.2018 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов АО "СРСУ - 7" требования в размере 8 054 992 руб.
В ходе рассмотрения данного заявления представитель уполномоченного органа в связи с принятием решения N 09-03/19дсп от 29.05.2018, а также в связи с частичным погашением должником задолженности уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просил установить задолженность в размере 3 039 165 руб. 86 коп., из которых: 1 547 570 руб. 86 коп. - основной долг, 581 595 руб. - пени, 910 000 руб. - штраф.
В соответствии с п. 1 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установление размера требований кредиторов в период конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном ст. 100 названного Закона.
В силу п. 1 ст. 100 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 4 ст.142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Суд первой инстанции, установив, что объявление о признании АО "СРСУ-7" несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 14.10.2017, а ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении требований в реестр - 15.05.2018, то есть по истечении двухмесячного срока с даты публикации сведений о признании должника банкротом, пришел к выводу о том, что данное требование заявлено с пропуском срока, установленного абз.3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, в связи с чем наступают последствия, предусмотренные п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.
Между тем, устанавливая заявленное уполномоченным органом требование подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно п. 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6 - 8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
В рассматриваемой ситуации процедура конкурсного производства в отношении АО "СРСУ - 7" введена 28.09.2017, следовательно, применяется норма п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве в новой редакции.
ФНС России обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании Акта налоговой проверки N 09-03/5 от 18.04.2018 и решения N 09-03/19дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.05.2018, которое вступило в силу 04.06.2018.
Учитывая вышеизложенное, а также дату опубликования сведений об открытии конкурсного производства в отношении должника (14.10.2017) и дату обращения уполномоченного органа с настоящим заявлением (15.05.2018), суд апелляционной инстанции полагает, что требование заявлено своевременно и оснований для понижения очередности удовлетворения требований уполномоченного органа в данном случае не имеется, в связи с чем считает необходимым определение Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2018 по делу N А14-8771/2017 в обжалуемой части изменить, включить требования ФНС России в размере 3 039 165 руб. 86 коп., из которых: 1 547 570 руб. 86 коп. - основной долг, 581 595 руб. - пени, 910 000 руб. - штраф в третью очередь реестра требований кредиторов АО "СРСУ - 7".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2018 по делу N А14-8771/2017 изменить.
Включить требование Федеральной налоговой службы России (127381 г.Москва ул. Неглинная д. 23, ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) в размере 3 039 165 руб. 86 коп., из которых: 1 547 570 руб. 86 коп. - основной долг, 581 595 руб. - пени, 910 000 руб. - штраф в третью очередь реестра требований кредиторов АО "Специализированное ремонтно-строительное управление N 7" (394008, г.Воронеж, ул. Азовская, д.2, корп. Б, ИНН 3663002671, ОГРН 1023601551280).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Г. Седунова |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.