г. Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А41-92487/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от АО "Затонское": Бальбуров Э.К., представитель по доверенности от 17.05.2018,
от ООО "НОВА СТРОЙ": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2018, принятое судьей Федуловой Л.В. по делу N А41-92487/17 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Акционерному обществу "Затонское" об обязании демонтировать фонарные столбы и дорожное ограждение (металлический отбойник),
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "НОВА СТРОЙ",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Затонское" об обязании произвести демонтаж фонарных столбов на земельном участке государственного лесного фонда в квартале 27, квартале 32, квартале 33 Красногорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", предоставленном на основании договора аренды лесного участка от 05.09.2014 N 50-0312-05-13-07.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "НОВА СТРОЙ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.06.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковое заявление.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства Московской области и ООО "НОВА СТРОЙ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05.09.2014 между Комитетом лесного хозяйства Московской области и акционерным обществом "Затонское" заключен договор аренды лесного участка N 50-0312-05-13-07, в соответствии с которым Обществу в аренду предоставлен лесной участок площадью 0,3444 га, расположенный в Московской области, Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Красногорское участковое лесничество, кв. 27 выд. 26, кв.32 выд. 39, 40, кв.33 выд. 31, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 002209-2014-09, вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно пункту 1.4 договора аренды лесной участок передается арендатору с целью реконструкции и эксплуатации дороги в соответствии с Приложением N 3.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведения государственного лесного надзора установлено, что в нарушение подпункта "а" пункта 3.4 договора аренды, а также проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы, на арендованном лесном участке Обществом осуществлено строительство уличного освещения (установка фонарных столбов), а также дорожного ограждения (металлического отбойника), что послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, а также для вынесения предписания от 17.04.2017 N 7-096/2017 об устранении нарушений лесного законодательства.
Указывая на то, что предписание от 17.04.2017 N 7-096/2017 об устранении нарушений лесного законодательства Обществом не исполнено, демонтаж возведенных на арендованном лесном участке фонарных столбов не произведен, что свидетельствует об использовании Обществом арендованного лесного участка с нарушением условий договора аренды и действующего законодательства, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском об обязании АО "Затонское" демонтировать фонарные столбы на земельном участке государственного лесного фонда, предоставленного на основании договора аренды от 05.09.2014 N 50-0312-05-13-07.
Решением суда аи в иске отказано.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 1 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено предоставление по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодателем арендатору лесного участка для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Заключенным сторонами договором аренды лесного участка от 05.09.2014 N 50- 0312-05-13-07 предусмотрено предоставление Обществу в аренду лесного участка с целью реконструкции и эксплуатации дороги, что соответствует вышеуказанным нормам Лесного кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований Комитет ссылается на то обстоятельство, что Обществом арендованный земельный участок используется с нарушением условий договора аренды, а также норм лесного законодательства, поскольку на лесном участке установлены фонарные столбы, при том, что строительство данных объектов не предусмотрено условиями договора аренды, а также проектом освоения лесов.
Между тем, возведение металлического ограждения и столбов освещения обусловлено положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения", целью которого является обеспечение безопасности дорожного движения, а освещение и ограждение являются составной частью имущественного комплекса - дороги, проходящей по лесному участку, и направленных на улучшение качественных характеристик дороги с целью повышения безопасности дорожного движения по данной дороге.
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности Комитетом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом условий договора аренды лесного участка посредством установки на арендованном лесном участке фонарных столбов, с учетом предусмотренной договором цели предоставления в аренду лесного земельного участка - реконструкция и эксплуатация дороги и вида разрешенного использования арендованного участка - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункты 1.2, 1.4 договора), а также с учетом того, что установка столбов освещения является составной частью линейного объекта - дороги и направлено на обеспечение безопасности движения на указанной дороге при ее эксплуатации.
Кроме того, что приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.04.2018 N 26П-916 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 0,3444 га в составе земель лесного фонда Красногорского участкового лесничества Истринского лесничества Красногорского муниципального района Московской области, предоставленного в аренду АО "Затонское" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (реконструкция и эксплуатация дороги) (квартал 27 выдел 26, квартал 32 выделы 38, 44,квартал 33 выдел 35).
Согласно Разделу 7 проекта освоения лесов, в отношении которого получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное вышеуказанным приказом Комитета, пункту 7.1.2 "Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" по периметру дорога оснащена барьерным ограждением (металлический отбойник) для предотвращения съезда транспортного средства с обочины.
Для удобства и безопасности эксплуатации дороги проектируется подсветка дорожного полотна путем установки осветительных приборов вдоль дороги (абзацы 1 и 2 страницы 72 проекта освоения лесов).
Таким образом, установка вдоль дороги, реконструкция которой осуществляется Обществом на арендованном лесном участке в соответствии с договором аренды от 05.09.2014 N 50-0312-05-13-07, металлического ограждения и столбов освещения соответствует условиям договора аренды, а также положениям утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов, которым предусмотрена подсветка дорожного полотна путем установки осветительных приборов, что в полной мере может быть обеспечено установленными Обществом фонарными столбами.
Кроме того, суд признает установку фонарных столбов правомерным и обоснованным с учетом направленности на обеспечение безопасности дорожного движения по указанной дороге, что также соответствует принципам и целям законодательства в области безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Комитета лесного хозяйства об обязании Общества демонтировать фонарные столбы на арендуемом лесном участке является правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены по следующим основаниям.
Установка фонарных столбов и дорожного ограждения соответствует целям договора от 05.09.2014 N 50-0312-05-13-07, с учетом предусмотренной договором цели предоставления в аренду лесного земельного участка - реконструкция и эксплуатация дороги и вида разрешенного использования арендованного участка - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункты 1.2, 1.4 договора), а так же то, что установка столбов освещения является составной частью линейного объекта - дороги и направлено на обеспечение безопасности движения на указанной дороге при ее эксплуатации
Так же, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности дородного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Установленные временные сооружения в виде металлических отбойников и фонарных столбов, необходимых для последующего освещения, не нарушают условий договора аренды лесного участка, поскольку их установка обусловлена созданием безопасных условий для дорожного движения при последующей эксплуатации линейного объекта в виде дороги.
Установка фонарных столбов и дорожного ограждения предусмотрены положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Комитета Лесного хозяйства Московской области от 27.04.2018 N 26П-916.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2018 по делу N А41-92487/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.