город Томск |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А45-14937/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Усаниной Н.А., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Марченко Н.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. (до перерыва), секретарем судебного заседания Ереминой Е.В. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона Центрального военного округа (N 07АП-6858/2018) на решение от 21.06.2018 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) по делу N А45-14937/2018 по заявлению Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона Центрального военного округа (630017, г. Новосибирск, ул.Воинская, д. 5) к профессиональному образовательному учреждению "Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (633261, Новосибирская область, р.п. Ордынское, ул. Октябрьская, 2, ОГРН 1025404498570, ИНН 5434100818) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Васильев А.А. по доверенности от 23.07.2018 (до 31.12.2018)
УСТАНОВИЛ:
Военная прокуратура Новосибирского гарнизона Центрального военного округа (далее - заявитель, прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к профессиональному образовательному учреждению "Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - учреждение, ПОУ "Ордынская автомобильная школа ДОСААФ России") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.06.2018 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе прокуратура, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, надлежащее извещение ПОУ "Ордынская автомобильная школа ДОСААФ России" о времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении, направление извещения посредством электронной почты и ответа учреждения, просит отменить решение, принять новый судебный акт, которым привлечь ПОУ "Ордынская автомобильная школа ДОСААФ России" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.
Отзыв от учреждения на апелляционную жалобу к моменту ее рассмотрения не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя учреждения при имеющихся явке и материалам дела.
В судебном заседании, назначенном на 06.09.2018 в порядке статьи 168 АПК РФ, объявлялся перерыв до 12.09.2018 до 09 час. 05 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции на основании статьей 266, 268 АПК РФ, а также соответствие выводов в судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как усматривается из судебного акта, по итогам проверки, проведенной Военной прокуратурой Новосибирского гарнизона на предмет соблюдения учреждением требований законодательства о защите прав потребителей в период с 16.04.2018 по 14.05.2018, выявлено осуществление учреждением образовательной деятельности по образовательной программе подготовки водителей автомототранспортных средств без согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
По факту нарушения 04.05.2018 заместителем военного прокурора Новосибирского гарнизона в отсутствии представителя учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании которого прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в деянии учреждения состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, исходя из существенных процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности в виде ненадлежащего извещения ПОУ "Ордынская автомобильная школа ДОСААФ России" о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не усмотрел правовых оснований для привлечения к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом в примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее- Закон о защите прав потребителей), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании, особенности лицензирования образовательная деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами.
В силу статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Подпунктом "е" пункта 7 Постановления предусмотрено при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательной программе подготовки водителей автомототранспортных средств, в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", необходимо наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Как установлено судом, в нарушение вышеуказанных нормативных положений в период с 01.08.2017 по 30.08.2017 учреждением набрана учебная группа N 7 в количестве 27 человек для обучения водителей транспортных категории "В"; срок действия заключения о соответствии учебно-материальной базы учреждения для подготовки водителей транспортных средств категории "В" (от 29.08.2016 N 54-3-0225) закончился 01.09.2017.
При таких обстоятельствах, выводы суда о наличии в действиях учреждения, не выполнившего лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является правомерным.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения выражается в отсутствие объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него законом публично-правовой обязанности (части 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П такие препятствия определяются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции, в целях соблюдения требований лицензионного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, учреждением не были приняты все зависящие от него меры, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения признана доказанной.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган, составивший протокол (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
Исходя из положений части 6 статьи 205 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд с учетом положений статей 25.4, 28.2 (части 2 и 4.1) КоАП РФ и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее- Постановление N 10), пришел к выводу о существенном нарушении прокуратурой при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, выразившемся в ненадлежащем уведомлении учреждения о составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009).
Из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности, а также и в его отсутствие, но лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.
Согласно абзацу 2 пункта 24.1 Постановления N 10 извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Из материалов дела усматривается, что извещение о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.04.2018 N 2946 направлено учреждению почтой по адресу места регистрации, а также, продублировано по электронной почте на адрес: ordynsk.dosaaf@mail.ru и получено учреждением (24.04.2018), о чем свидетельствует скриншот и письмо N 34 от 26.04.2018, в котором ПОУ "Ордынская автомобильная школа ДОСААФ России" сообщает о тяжелом финансовом положении и отсутствии возможности присутствовать при вынесении постановления 04.05.2018 (т.1 л.д. 25).
Поскольку прокуратурой представлены надлежащие доказательства извещения учреждения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вывод суда о ненадлежащем уведомлении и существенном нарушении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не может быть признан правомерным.
Таким образом, у прокуратуры имелись основания в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ составить протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) в отсутствие законного представителя учреждения при надлежащем его извещении о совершении данного процессуального действия.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поскольку учреждению вменяется правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть правонарушение в сфере лицензионного законодательства, которое в рассматриваемом случае повлекло нарушение прав и законных интересов потребителя, срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное деяние согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьей 14.1 КоАП РФ, посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц и нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
В настоящем случае совершенное учреждением административное правонарушение, заключающееся в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении лицензионных требований, является длящимся, соответственно, срок давности привлечения к ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения уполномоченным органом указанного факта.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Нарушение лицензионных требований было обнаружено 16.04.2018 (указано административным органом на стр. 4 постановления о возбуждении дела об административном правонарушения, обнаружение в ходе проверки), таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела апелляционным судом не истек.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельств, а также финансовое положение ПОУ "Ордынская автомобильная школа ДОСААФ России" (наличие задолженности по заработной плате, перед внебюджетными фондами, налоговая задолженность, л.д.42-44, 66-7-, т.2), руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, апелляционный суд считает возможным назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В данном случае применение к учреждению административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. отвечает общим конституционным принципам справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, разумности и является достаточным для реализации превентивного характера мер административной ответственности.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления о наложении штрафа.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14937/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Привлечь профессиональное образовательное учреждение "Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (633261, Новосибирская область, р.п. Ордынское, ул. Октябрьская, 2, ОГРН 1025404498570, ИНН 5434100818) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: наименование получателя: УФК по Свердловской области (ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ЦВО), ИНН получателя 6685018110, КПП получателя 668501001, БИК 046577001, Банк получателя Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург; Код бюджетной классификации доходов (после 104 платежного поручения) 415 1 16 90010 01 6000 140, Код ОКТМО (после 105 платежного поручения) 65701000, назначение платежа (после 24 платежного поручения) по решению (указать наименование судебного органа).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14937/2018
Истец: Военная прокуратура Новосибирского гарнизона Центрального военного округа
Ответчик: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОРДЫНСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ШКОЛА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ"