Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2018 г. N Ф04-5251/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А03-270/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фертикова М.А., судей Полосина А.Л., Павловой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ташлыковой М.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Алтайского края (N 07АП-6726/2018) на решение от 24.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-270/2018 (судья А.В. Городов)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Уют плюс", г. Заринск Алтайского края, (ИНН 2205012850, ОГРН 1122205000389)
к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края, г. Барнаул, (ИНН2221020369, ОГРН 1022200912029),
о взыскании убытков в сумме 154 807 руб. 01 коп., возникших вследствие предоставления скидки в размере 30 процентов многодетным семьям на коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, отоплению и водоотведению за период с 01.01.2015 по 31.12.2015,
третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление социальной защиты населения по г. Заринску Алтайского края, (659100, Алтайский край, г. Заринск, ул. Металлургов, д. 3).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уют плюс", г. Заринск Алтайского края, (ИНН 2205012850, ОГРН 1122205000389), (далее - истец или ООО "Уют плюс"), обратилось в Арбитражный суд Алтайского края (далее - суд) с иском к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края, г. Барнаул, (ИНН2221020369, ОГРН 1022200912029), (далее - ответчик), о взыскании убытков в сумме 154 807 руб. 01 коп., возникших вследствие предоставления скидки в размере 30 процентов многодетным семьям на коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, отоплению и водоотведению за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил в связи с исключением суммы скидки, предоставленной Решетникой М.В. (5 041 руб. 59 коп.) из суммы исковых требований, взыскать с ответчика 149 765 руб. убытков, а также возвратить излишне уплаченную государственную пошлину.
Уточнение исковых требований судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 24.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Алтайского края подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что судом первой инстанции допущено неверное толкование норм права; поскольку расходное обязательство Алтайского края по вопросу предоставления льгот на коммунальные услуги многодетным семьям отсутствует, удовлетворение требований за счет казны Алтайского края будет, является незаконным и необоснованным; действующее законодательство не предусматривает порядок возмещения расходов субъектов РФ, образовавшихся в связи с предоставлением федеральных мер социальной поддержки многодетным семьям за счет региональных бюджетов; истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие обязательств по предоставлению коммунальных услуг конкретным потребителям, отнесенным к категории многодетных.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили. Истец представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения от 24.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Уют плюс" является управляющей организацией в отношении тридцати многоквартирных домов г. Заринска Алтайского края, что подтверждается представленной в материалы дела Лицензией N 21 от 15.04.2015 г.
В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 истец осуществлял подачу горячего и холодного водоснабжения, отопления и услуг по водоотведению, производило начисления за указанные ресурсы населению и рассчитывалось за них с ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается копиями договора N 572 на теплоснабжение от 13.02.2014, договора N 573 горячего водоснабжения от 13.02.2014, договора N 589 холодного водоснабжения и водоотведения от 13.02.2014.
В соответствии с условиями договоров N 572, 573, 589 управляющая организация ООО "Уют плюс" производит оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации ООО "ЖКУ" в размере 100 процентов (пункты 2.2, 2.4, 3.4 договоров соответственно).
Вместе с тем, при начислении платы за потребленные коммунальные услуги населению ООО "Уют плюс" учитывались требования Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 (далее - Указ N431), содержащего в пп. "б" п. 1 норму, обязывающую предоставлять для многодетных семей скидку за пользование отоплением, водой, канализацией в размере не ниже 30 процентов установленной платы. Скидка предоставлялась по заявлениям многодетных семей, ежемесячно, в размере 30 процентов на услуги по холодному и горячему водоснабжению, отоплению, водоотведению.
Ссылаясь на причинение истцу убытков в результате применения в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 указанной льготы, при оплате ресурсоснабжающей организации полной стоимости услуг истец обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законное и обоснованное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованным, и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом об органах государственной власти к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (часть 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Таким образом, выплата пособий на оплату коммунальных услуг, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год, и впоследствии возмещены поставщику услуг.
Доводы ответчика о том, что денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан в 2015 году из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации Алтайского края не направлялись, а также, что расходное обязательство Алтайского края по вопросу предоставления льгот на коммунальные услуги многодетным семьям отсутствует, удовлетворение требований за счет казны Алтайского будет являться незаконным и необоснованным, судом первой инстанции обоснованы отклонены, поскольку отсутствие в Алтайском крае нормативного акта, регулирующего спорный вопрос по возмещению указанной льготы, не свидетельствует об освобождении последнего от исполнения порядка, установленного статьей 72 Конституции Российской Федерации и Законом об органах государственной власти.
При таких обстоятельствах суд первой инстанций пришел к обоснованно выводу, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг льготникам, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с Алтайского края в лице Министерства финансов Алтайского края убытков в заявленном размере.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2016 года по делу N А03-4817/2016, от 9 февраля 2017 года по делу N А03-742/2016.
В связи с изложенным, довод апеллянта о том, что спорные убытки не относятся к расходным обязательствам субъекта и не подлежат взысканию за счет казны Алтайского края, признан несостоятельным.
Из материалов дела следует, что истец во исполнение Указа N 431 предоставлял льготы в виде 30% по оплате природного газа многодетным семьям в период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Факт предоставления льгот многодетным семьям и размер убытков подтверждены материалами дела.
При указанных обстоятельствах, поскольку факт предоставления льгот многодетным семьям и размер убытков подтверждены материалами дела, доказательства отсутствия вины ответчика в материалы дела не представлены, вывод суда о наличии оснований для взыскания с Алтайского края в лице в лице Министерства финансов Алтайского края за счет казны Алтайского края убытков в заявленном размере является обоснованным.
Доводы ответчика о том, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие обязательств по предоставлению коммунальных услуг конкретным потребителям, отнесенным к категории многодетных, подлежит отклонению, поскольку в материалы дела истцом представлены справки, реестры многодетных семей, договора с ресурсоснабжающей организацией, заявлениями многодетных семей, протоколы общих собраний собственников помещений, на которых выбрана управляющая компания ООО "УЮТ плюс", выписки из поквартирных карточек, лицевые счета получателей услуг, квитанции на оплату, счета-фактуры, выставленные ООО "ЖКХ", с актами оказанных услуг и др.
Отсутствие письменной формы договора управления с конкретным потребителем не влечет отсутствие обязательств сторон ввиду наличия в договоре управления обязательных условий о предоставлении коммунальных услуг и возможности заключения такого договора со стороны потребителя путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-270/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья |
М.А.Фертикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-270/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2018 г. N Ф04-5251/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Уют плюс"
Ответчик: Алтайский край в лице Министерства Финансов Алтайского края
Третье лицо: Управление социальной защиты населения по г.Заринску