г. Хабаровск |
|
13 сентября 2018 г. |
А73-5072/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Гончарова О.Г., представитель по доверенности от 01.07.2018 N 51/395; Гордиенко В.Г., представитель по доверенности от 11.05.2018 N 51/295;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 26.06.2018
по делу N А73-5072/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края
о признании недействительным и отмене предписания от 15.02.2018
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - заявитель, АО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, орган контроля) о признании недействительным предписание от 15.02.2018 N П2018-02-0022 в части вменения нарушения пункта 26 приложения N 2 к правилам N 354.
Решением суда от 26.06.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "ДГК" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в спорный период отсутствуют основания для применения в расчетах платы за горячее водоснабжение величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды (норматив) по городу Хабаровску, признанной приказом ФСТ России от 14.06.2013 N 770-д экономически обоснованной и подлежащей учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения на 2013; кроме того, полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг отнесены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем ФТС России не может являться лицом, уполномоченным на установление норматива потребления коммунальной услуги.
В судебном заседании апелляционного суда представители АО "ДГК" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся представителей лица, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившими обращениями граждан, Комитетом на основании распоряжения от 17.01.2018 N 65-р, в отношении АО "ДГК" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к порядку определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную на индивидуальные нужды в жилых помещениях МКД NN 217, 221 по ул. Тихоокеанская за период с января 2016 по декабрь 2017.
В ходе проверки было установлено, что спорные МКД оборудованы принятыми и допущенными к расчету общедомовыми приборами учета тепловой энергии (далее - ОДПУ).
При расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в межотопительный период АО "ДГК" использует фактические показания ОДПУ, высчитывая при этом в процентом соотношении количество потребленной тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды в МКД, что не соответствует установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) порядку расчета размера платы за коммунальную услугу.
В каждом расчетном периоде начисление платы за коммунальную услуг по горячему водоснабжению АО "ДГК" производится за несколько дней (часть) текущего месяца, а в графе перерасчет производится доначисление за оставшееся количество дней (часть) предыдущего месяца.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 15.02.2018 N П2018-12-0022 и в тот же день обществу выдано предписание N П2017-02-0022 об устранении выявленных нарушений в установленном законом порядке в срок до 26.03.2018.
Несогласие с выданным предписанием послужило основанием для обращения АО "ДГК" с заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, в соответствии с пунктом 26 которого размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении; указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды (определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 25.04.2018 по делу N 305-ЭС17-22548 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
Как установлено судом первой инстанции, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, уполномоченным органом в Хабаровском крае не утвержден.
Расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению общество производит по формуле 23, определяя объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды (Qi(п)) расчетным способом с применением показаний ОДПУ, вместо предусмотренного Постановлением N 354 утвержденного норматива расхода тепловой энергии.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, АО "ДГК" при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную на индивидуальные нужды, использовало показатель, не предусмотренный формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, что является нарушением порядка расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную на индивидуальные нужды, установленного жилищным законодательством, в частности Правилами N 354.
Учитывая изложенное, выданное обществу предписание в оспариваемой части является законным, в связи с чем, оснований для признания предписания в оспариваемой части незаконным, у суда первой инстанции не имелось.
При этом орган контроля, не ограничивает заявителя в праве использовать любые законные способы устранения нарушения; в предписании не указаны конкретные способы его исполнения, которые заявитель вправе определить самостоятельно с учетом действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств; данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2018 по делу N А73-5072/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.