г. Ессентуки |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А15-4808/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Белова Д.А., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельского поселения "село Нижний Чирюрт" Кизилюртовского района Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.06.2018 по делу N А15-4808/2017
по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ОГРН 1170571008948, ИНН 0572018365)
к администрации муниципального образования сельского поселения "село Нижний Чирюрт" Кизилюртовского района Республики Дагестан (ОГРН 1120546000080, ИНН 0516011140)
об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка,
с участием третьих лиц: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ОГРН 1040502524391, ИНН 0561051226), государственного казенного учреждения "Республиканское управление отгонного животноводства" (ОГН 1060531000870, ИНН 0531010215), администрации муниципального образования "Кизилюртовский район", Айтемирова А.М.,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее по тексту - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельское поселение "село Нижний Чирюрт" (далее по тексту - администрация) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 05:06:000015:2368, площадью 6200 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кизилюртовский район, МО СП "село Нижний Чирюрт" (с учетом уточнения).
В ходе рассмотрения исковых требований производство по делу судом первой инстанции приостанавливалось, в связи с назначением судебной экспертизы.
Решением суда от 20.06.2018 исковые требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет из земель отгонного животноводства, следовательно, относится к собственности Республики Дагестан и имеет особый статус (часть 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом (статья 3 Закона Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан"). Однако, в нарушении требований законодательства администрацией сформирован спорный участок из земель отгонного животноводства (пастбищ), произведены работы по его государственному кадастровому учету, необоснованно принят на свой баланс и затем на основании распоряжения от 10.11.2014 N 351 передан в собственность муниципальному образованию. Распоряжение администрации района от 10.11.2014 N 351 в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса является недействительным актом органа местного самоуправления, поскольку не соответствует закону и иным правовым актам, а также нарушает права и охраняемые законом интересы субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан). Произведенная на основании недействительного ненормативного правового акта органа местного самоуправления государственная регистрация, также недействительна. С учетом положений статьи 301 Гражданского кодекса, норм республиканского закона N 18, а также разъяснений, изложенных в пунктах 32, 36 и 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22, требования истца признаны судом первой инстанций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель настаивает на недоказанности истцом факта отнесения спорного земельного участка к землям отгонного животноводства.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, с учетом дополнения, отзыв на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.06.2018 по делу N А15-4808/2017 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР от 23.07.1945 N 1878 и Совета Народных Комиссаров Дагестанской АССР от 17.08.1945 N 456 "Об отводе земли под трассы перегона скота на летние и зимние пастбища Дагестанской АССР" отнесены земли под скотопрогоны республиканского значения из земель колхозов, совхозов и других организаций площадью 46887,75 га, в том числе и на территории Кизилюртовского района (т.д. 1 л.д. 88, 91-104).
Постановлением совета Министров Дагестанской АССР от 10.08.1950 N 467 Министерству сельского хозяйства ДАССР для расширения существующих и устройства новых скотопрогонов на территории ДАССР отведены 42219 га земель из землепользований колхозов, госземфонда, гослесфонда и других землепользований согласно приложению N1 (т.д. 1 л.д. 89-90).
Распоряжением главы администрации муниципального района "Кизилюртовский район" от 10.11.2014 N 351 земельный участок площадью 6200 кв.м с кадастровым номером 05:06:000015:2368 в порядке разграничения государственной собственности на землю предоставлен в собственность муниципального образования сельское поселение "село Нижний Чирюрт" Кизилюртовского района Республики Дагестан (т.д. 1 л.д.41).
На основании указанного распоряжения районной администрации за сельским поселением 10.12.2014 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 6200 кв.м с кадастровым номером 05:06:000015:2368, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д.- для строительства АЗС, магазина, СТОА, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кизилюртовский район, в 1300 метрах от с.Нижний Чирюрт по направлению на северо-запад, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 10.12.2014 за N 05-05-31/2011/2014-436 (т.д. 1 л.д. л.д.145).
Согласно выписке из ЕГРН от 05.04.2018 сведения об объекте недвижимости земельном участке площадью 6200 кв.м с кадастровым номером 05:06:000015:2368, являются актуальными, обременения (ограничения) объекта недвижимости отсутствуют.
Из содержания акта осмотра указанного земельного участка от 09.10.2017 (с фотографиями к нему) следует, что территория этого участка огорожена забором из шлакоблочного камня по всему периметру участка, на нем имеется домик из двух комнат и коридора каменной постройки без коммунальных удобств, станок для изготовления керамзитного и шлакоблочного кирпича, четыре вагонные цистерны 70 тн, десять монолитных плит для перекрытия, вагон-домик, не пригодный для проживания. Участок заброшен и на нем никаких работ не проводятся. Фактически земельным участком распоряжается администрация МО СП "село Нижний Чирюрт" Кизилюртовского района Республики Дагестан (т.д. 1 л.д. 50-62).
В соответствии со статьей 33 Устава МО СП "село Нижний Чирюрт" Кизилюртовского района Республики Дагестан (зарегистрирован в Управлении Минюста России по Республике Дагестан 26.05.2015) администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан. Администрация сельского поселения обладает правами юридического лица
Главой администрации сельского поселения является глава сельского поселения. Глава сельского поселения руководит администрацией сельского поселения на принципах единоначалия. Администрация сельского поселения является главным распорядителем средств бюджета сельского поселения, предусмотренных на содержание администрации сельского поселения и реализацию возложенных на нее полномочий (т.д. 1 л.д. 42-47).
В обоснование требований Министерство указывает, что при проведении инвентаризации и кадастровых работ на землях отгонного животноводства выявлено, что на землях скотопрогона в Кизилюртовском районе на государственный кадастровый учет как земли промышленности незаконно поставлен земельный участок площадью 6200 кв.м с кадастровым номером 05:06:000015:2368, на который сельским поселением зарегистрировано право собственности.
Полагая, что муниципальное образование незаконно зарегистрировало право собственности на земельный участок и распоряжается им, Министерство обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Иск об истребовании имущества относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Собственник (иной титульный владелец) вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности (иное вещное право) на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. При этом факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (пункты 32 и 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Право собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 05:06:000015:2368 подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 03.11.2011 и сведениями из ЕГРП (запись регистрации от 10.12.2014 N 05-05-31/211/2014-436).
Поскольку истец, заявивший требования от имени Республики Дагестан, указывает на принадлежность земельного участка с кадастровым номером 05:06:000015:2368 к республиканской собственности (как земель отгонного животноводства), следовательно, настоящий иск заявлен с целью разрешения вещно-правового спора публично-правовых образований (субъекта Российской Федерации и муниципального образования) на спорное недвижимое имущество.
В связи с наличием у спорящихся сторон разногласий по вопросу места расположения и пересечения (наложения) спорного земельного участка судом по ходатайству истца по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 07.03.2018 N 1363/17 спорный земельный участок ответчика с кадастровым номером 05:06:000015:2368 (а также участок N05:06:31:79), расположенный по передней меже со стороны ФАД "Кавказ", налагается на земли госскотопрогона (земли отгонного животноводства), расположенные в Кизилюртовском районе Республики Дагестан. Площадь фактического пользования составляет 8665 кв.м, поворотные (характерные) точки границы которого обозначены в таблице N1 экспертного заключения.
Таким образом, суд первой инстанции при разрешении спора установил, что земельный участок площадью 6200 кв. м с кадастровым номером 05:06:000015:2368 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (отгонные пастбища).
Следовательно, перевод указанного земельного участка площадью 6200 кв.м из земель сельхозназначения в категорию земель промышленности (для строительства АЗС) на основании распоряжения районной администрации от 10.11.2014 N 351 и его передачи сельскому поселению в собственность произведен с нарушением требований земельного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 - 13 настоящего Федерального закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.
Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.
Республиканский закон N 18 под землями отгонного животноводства понимает земли, расположенные в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, используемые для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства, а также земли, занятые государственными трассами скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно. В зависимости от характера систематического использования земли отгонного животноводства подразделяются на пашню, пастбища, сенокосы и другие угодья в соответствии с установленной классификацией (статьи 1 и 2).
Статья 3 Республиканского закона N 18 наделяет земли отгонного животноводства особым статусом и относит их к собственности Республики Дагестан.
Суд проанализировал при разрешении спора постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 23.07.1945 N 1878, Совета Народных Комиссаров Дагестанской АССР от 17.08.1945 N 456, совета Министров Дагестанской АССР от 10.08.1950 N 467.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что спорный участок относится к землям отгонного животноводства, собственником которых (в силу республиканского закона N 18) является Республика Дагестан. Земельный участок площадью 6200 кв. м сформирован и зарегистрирован за муниципальным образованием незаконно (администрация района была не вправе распоряжаться спорным участком).
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности относимости спорного участка к землям отгонного животноводства подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как не соответствующие представленным в дело доказательствам.
При этом, также отклоняется довод апелляционной жалобы необходимости критически отнестись к заключению судебного эксперта. Доказательств того, что экспертное заключение содержит недостоверные либо противоречивые выводы, администрацией не представлено. Правом на обращение в суде первой инстанции после проведения экспертизы с ходатайством о назначении по делу дополнительной либо повторной экспертизы (статья 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) ответчик не воспользовался. Выраженное апеллянтом сомнение в обоснованности выводов эксперта само по себе не является обстоятельством, исключающим доказательственное значение указанного заключения. Кроме того, суд установил, что экспертное заключение не содержит каких-либо противоречий, соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для сомнений в достоверности и обоснованности выводов эксперта не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.06.2018 по делу N А15-4808/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Д.А.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4808/2017
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений РД, Министерство имущественных и земельных отношений Республике Дагестан
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛО НИЖНИЙ ЧИРЮРТ" КИЗИЛЮРТОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Айтемиров Айтемир Магомедзапирович ., МО селение "Нижний Чирюрт"
Третье лицо: Администрация МР "Кизилюртовский район", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН", ГКУ РД "Республиканское управление отгонного животноводства" (Бабаюртовский отдел), ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТГОННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА", Управление Росреестра по РД, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН