г. Красноярск |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А74-2611/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдин Д.В.,
судей: Борисова Г.Н, Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "22" июня 2018 года по делу N А74-2611/2018, принятое судьей Бова Л.В.,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253, далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дочерняя производственно-сервисная фирма "Хак-Белаз-Сервис" (ИНН 1901029222, ОГРН 1021900526460, далее - общество) 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года по требованию от 27.06.2017 N 014S01170146642.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом Пенсионный фонд, обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на следующие обстоятельства:
- основания для освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - инструкция N987н), отсутствуют;
- действия страхователя свидетельствуют о нарушении срока предоставления сведений в отношении застрахованного лица, сведения о котором ранее в управление не представлялись;
- ссылка суда на письмо Пенсионного Фонда России от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" несостоятельна, поскольку данное письмо отменено письмом Пенсионного Фонда России от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Обществом в адрес управления представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - сентябрь 2016 года по типу "исходная" на 11 застрахованных лиц (л.д.11).
В результате проведённой управлением сверки между представленными обществом расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за отчётный период - 9 месяцев 2016 года (3 квартал) и сведениями по форме СЗВ-М за отчётный период - июль, август, сентябрь 2016 года обнаружено, что на 1 (одно) застрахованное лицо (Панин С.Ф.) не были представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
В адрес общества управлением по электронным каналам связи направлено уведомление от 10.04.2017 N 30-10/8587 об устранении выявленных ошибок (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта (получено обществом 13.04.2017).
Обществом 13.04.2017 по электронным каналам связи представлены недостающие сведения об 1 застрахованном лице (Панин С.Ф.) по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года (л.д.11).
Управление уведомило общество о необходимости явиться 15.05.2017 на составление и вручение акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - акт) и подписание протокола об административном правонарушении (л.д.12).
15.05.2017 управлением составлен акт от N 014S18170001773 (л.д. 14), а также принято решение от 06.07.2017 N 014S19170001425 (л.д. 16) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение), наложен штраф в размере 500 рублей.
В адрес страхователя управлением направлено требование от 27.06.2017 N 014S01170146642 об уплате финансовой санкции (л.д.18) в размере 500 рублей в срок до 17.07.2017.
Неисполнение обществом требования, послужило основанием для подачи 22.12.2017 заявления о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом 28.12.2017 вынесен судебный приказ на взыскание с общества в пользу управления штрафа в сумме 500 рублей (дело N А74-19659/2017).
Определением арбитражного суда от 23.01.2018 (л.д.20) судебный приказ отменен в связи с тем, что должник в установленный срок обратился с заявлением об отмене судебного приказа.
Ссылаясь на неисполнение обществом обязательств по уплате финансовых санкций в сумме 500 рублей, управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего заявления судом первой инстанции удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в отношении каждого застрахованного лица:
непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ,
представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, законодателем не установлен.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к ответственности явилось несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за сентябрь 2016 года в отношении одного застрахованного лица (Панина С.Ф.).
При этом судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что из текста оспариваемого решения невозможно установить, на основании какой нормы права страхователь привлечён к ответственности. Данный факт является существенным нарушением требований, предъявляемых к содержанию такого решения.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточнённые данные.
Таким образом, пунктами 34, 41 Инструкции N 987н не запрещено представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, действовавшем на дату вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности, Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учёту, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Официальная позиция Пенсионного фонда Российской Федерации ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Довод апелляционной жалобы об отмене письма Пенсионного Фонда России от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" несостоятелен, поскольку данное письмо отменено письмом Пенсионного Фонда России от 29.11.2017 NЛЧ-08-26/20004 позже рассматриваемого периода.
Кроме того, в пункте 39, действовавшей на дату принятия решения от 06.06.2017 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), предусмотрено, что в случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
С учётом положений пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, должны быть представлены страхователем за сентябрь 2016 года - не позднее 10.10.2016, следовательно, первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, направлены в установленный срок.
Уведомлением от 10.04.2017 N 30-10/8587 управление предложило страхователю в соответствии с пунктом 37 Инструкции N 766н со дня получения уведомления, представить необходимые пояснения по расхождениям в отношении одного застрахованного лица и устранить в течение пяти дней имеющиеся ошибки и несоответствия (при необходимости представить в территориальный орган ПФР уточнённые данные - СЗВ-М с типом формы "дополняющая").
Дополняющая форма СЗВ-М за тот же отчётный период направлена обществом 13.04.2017, то есть в пределах установленного срока, на представление уточнённых (исправленных) сведений.
Таким образом, отсутствуют основания для применения к обществу финансовой санкции, и отклоняется ссылка апелляционной жалобы на отсутствие основания для освобождения от ответственности, как основанная на неверном толковании правовых норм.
С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта и апелляционной жалобы Пенсионный фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" июня 2018 года по делу N А74-2611/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.