г. Самара |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А55-24919/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы - ООО "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья"- директор Середин П.М. (паспорт), представитель Кузнецова И.В. по доверенности от 20.02.2018 г., представитель Коновалова Н.А. по доверенности от 14.05.2018 г.,
от ответчиков: от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Сомов А.Б. по доверенности N 11/06 от 09.01.2018 г.,
от Министерства здравоохранения Самарской области - представитель Берман И.Я. по доверенности N 70 от 29.09.2017 г.,
от третьих лиц: от АО"СК "Астро-Волга-мед" - представитель Фомушкин И.Е. по доверенности N 13 от 16.04.2018 г.,
от АО "Макс-М" - представитель Фомушкин И.Е. по доверенности N 93 от 11.04.2018 г.,
от АО "СК "Аскомед" - представитель Егорова С.С. по доверенности N 36 от 11.09.2018 г.,
от УФАС России по Самарской области - представитель Спивакова С.В. по доверенности N 3746/10 от 23.04.2018 г.,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2018 года по делу NА55-24919/2017 (судья Хмелев С.П.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья" (ОГРН 1136318004844, ИНН 6318233174),
к 1. Самарской области в лице Министерства здравоохранения Самарской области за счет
казны Самарской области, Россия (ОГРН 1066315057907, ИНН 6315800971),
2.Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (ОГРН 1036300001143, ИНН 6311018192),
Третьи лица:
1)УФАС России по Самарской области;
2)Ассоциация медицинских страховых компаний Самарской области
3)Общественная организация "Самарская областная Ассоциация врачей"
4)Самарская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ
5)Государственной бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области
"Самарская станция скорой медицинской помощи"
6) Aкционерное общество "СК "Аскомед"
7) Aкционерное общество "СК "Астро-Волга-мед"
8) Aкционерное общество "Макс-М"
9) Закрытое акционерное общество СК "Согласие-М
1 0 ) Aкционерное общество "МСК-"УралСиб"
11) Общества с ограниченной ответственностью СК "Альянс-Мед"
о взыскании 28 343 023 руб. 81 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнения) солидарно с Самарской области в лице Министерства здравоохранения Самарской области за счет казны Самарской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области убытков в размере 28 343 023 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2018 года по делу N А55-24919/2017 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить исковые требования удовлетворить в полном объеме.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья" апелляционную жалобу поддержали, решение суда считают незаконным и необоснованным, просили его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, Министерства здравоохранения Самарской области, АО"СК "Астро-Волга-мед", АО "Макс-М", АО "СК "Аскомед" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС России по Самарской области вопрос о разрешении апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, судебными актами в рамках дела N А55-22491/2016, рассмотренного Арбитражным судом Самарской области, установлено, что Самарским УФАС России выдано Министерству здравоохранения Самарской области предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 19.08.2016 N 7489/10.
Согласно предупреждению УФАС в действиях Министерства здравоохранения Самарской области содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в совершении действий по установлению различных способов оплаты услуг скорой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории г. Самара, что приводит (может привести) к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, а также к созданию дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке.
В этой связи Министерство предупреждено о необходимости прекращения указанных действий путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, в срок до 19.09.2016.
Также Самарским УФАС России выдано ТФОМС предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 19.08.2016 N 7490/10.
Согласно предупреждению УФАС в действиях ТФОМС содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившиеся в совершении действий по установлению различных способов оплаты услуг скорой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории г. Самара, что приводит (может привести) к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, а также к созданию дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке.
В этой связи ТФОМС предупрежден о необходимости прекращения указанных действий путём устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, в срок до 19.09.2016.
Управлением установлено, что медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность по оказанию услуг скорой медицинской помощи в системе ОМС, являются субъектами-конкурентами, осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке - оказание услуг скорой медицинской помощи.
В рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что при оплате услуг скорой медицинской помощи, оказываемых хозяйствующими субъектами в границах одного товарного рынка, применяются различные способы оплаты.
Применение различных способов оплаты услуг скорой медицинской помощи в системе ОМС приводит (может привести) к ограничению, устранению и недопущению конкуренции, а также к созданию дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с действующим законодательством способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, определяются базовой программой обязательного медицинского страхования - составной части программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, а также территориальной программой обязательного медицинского страхования - составной части территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в Самарской области постановлениями Правительства Самарской области (часть 2 статьи 35, статья 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 5 части 5 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
При этом в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования способы оплаты медицинской помощи и тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 323-ФЗ (часть 2 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
21.01.2016 Министерством, ТФОМС СО, Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной Ассоциацией врачей и Самарской областной организацией профсоюзов работников здравоохранения РФ заключено тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области.
Тарифным соглашением от 21.01.2016 г. предусмотрено, что оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) осуществляется по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Приложением 18 к Тарифному соглашению от 21.01.2016 г. установлено, что оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) медицинским организациям, имеющим территорию обслуживания, установленную соответствующим приказом министерства здравоохранения Самарской области (далее - территория обслуживания) осуществляется по подушевому нормативу финансирования; не имеющим территорию обслуживания, а также застрахованным лицам, реализовавшим право выбора страховой медицинской организаций за пределами Самарской области, - за вызов, по тарифам, установленным Тарифным соглашением.
Вместе с тем, приложением N 13 к Тарифному соглашению определен перечень медицинских организаций (далее - МО), оказывающих скорую медицинскую помощь вне МО, в том числе медицинских организаций оплата медицинской помощи в которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне МО, а также перечень МО оказывающих скорую медицинскую помощь вне МО, в том числе медицинских организаций оплата медицинской помощи в которых осуществляется за единицу объема скорой медицинской помощи, оказываемой вне МО.
Из приложения N 13 к Тарифному соглашению следует, что оплата услуг скорой медицинской помощи оказанных ГБУЗ СО "СССМП" осуществляется по подушевому нормативу, а оплата услуг скорой медицинской помощи оказанных ООО ССМП "Здоровая семья" осуществляется за единицу объема.
Из содержания Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 и содержания Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Правительством Самарской области постановлением от 24.12.2015 г. N 880 следует, что оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), осуществляется по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями: организует исполнение территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период; участвует в разработке проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования; заключает соглашение об установлении тарифов на оплату медицинской помощи с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников; участвует в работе комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальный фонд обязательного медицинского страхования входит в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.04.2012 N 202 утверждено Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области.
В соответствии с Положением ТФОМС СО является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Самарской области.
К задачам ТФОМС СО относится создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории Самарской области;
Территориальный фонд осуществляет следующие функции: осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную в Самарской области лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования с последующим возмещением средств, производимым территориальным фондом субъекта Российской Федерации, в котором застрахованы граждане, получившие медицинскую помощь в Самарской области; участвует в установлении тарифов на оплату медицинской помощи.
Обращаясь же с настоящим иском, истец указывает, что в результате создания Министерством и ТФОМС дискриминационных условий в виде занижения способа оплаты оказанных ООО ССМП "Здоровая семья" медицинских услуг скорой помощи причинен убыток в виде недополученных денежных средств в период декабрь 2015 - июль 2016 в размере 28 343 023 руб. 81 коп.
Истец указывает, что в рамках дела N А55-22491/2016 судебными актами установлена обоюдная вина ответчиков, которые привели к установлению различных способов оплаты скорой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории города Самара, в связи с чем ООО ССМП "Здоровая семья" оказывало услуги по заниженной стоимости.
Истец также считает, что размер убытка будет представлять собой разницу между стоимостью услуг скорой медицинской помощи, которую ООО "ССМП "Здоровая семья" имел право получить в случае применения к нему подушевого финансирования с учетом коэффициента результативности и общей суммой фактически оплаченных медицинских услуг по прейскуранту стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске в силу следующего.
Как следует из разъяснений Президиума ФАС России от 11.10.2017 г. N 11 "По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства", утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 г. N 20, доказывание причинения убытков и их размер должно осуществляться по правилам статьи 15 ГК РФ, с учетом положений Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Общество с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья"" работает в системе обязательного медицинского страхования Самарской области.
Расчет истца основан на том обстоятельстве, что способ оплаты в спорный период (декабрь 2015 - июль 2016) "за вызов" отличался от способа оплаты Самарской ССМП "по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов".
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно принял расчет ТФОМС, согласно которому при применении к ССМП "Здоровая семья" способа оплаты, который применялся к ГБУЗ Самарской СМП, то убытки необходимо рассчитывать по следующей формуле: УБ = (Опредп + Свызов) - Офакт где: УБ- убытки, Офакт - объём средств фактически полученных ССМП "Здоровая семья", Свызов - объём средств, полученных ССМП "Здоровая семья" от ТФОМС за оказанную скорую медицинскую помощь лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации.
Опредп - объём средств, которые ССМП "Здоровая семья" получила бы при оплате "по подушевому нормативу финансирования" согласно пункта 6.4 Регламента взаимодействия между участниками сферы обязательного медицинского страхования Самарской области при оказании и оплате медицинской помощи (в редакции, действовавшей с 01.10.2015) и пункта 4.2 Регламента применения способов оплаты медицинской помощи и взаимодействия участников системы обязательного медицинского страхования, являющего Приложением 18 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области на 2016 г. рассчитываются по формуле: Опредп = Чср х Тсп где: Чср - численность застрахованных лиц на предполагаемой территории обслуживания ССМП "Здоровая семья" в микрорайоне Крутые Ключи (в границах улиц Московское шоссе, Мира и Озёрная), пос. Мехзавод (в границах улиц Московское шоссе, 1 квартал, Красноглинское шоссе, 15 квартал, 14 квартал, Беловская, Таймырская, Гидроузловая, Златоустовская), микрорайоне Новая Самара); Тсп - тариф подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи на соответствующий год рассчитывается по формуле: Тсп = Рсп / 12 где: Рсп - размер подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи на соответствующий год, установлен Приложениями 7 к Тарифному соглашению на 2015 год и 2016 год; 12 - количество месяцев в году.
С учетом изложенного, проверив представленный расчет суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что размер убытков, причинённых ССМП "Здоровая семья", если бы был применён способ оплаты "по подушевому нормативу финансирования", т.е. тот способ, который применялся к ГБУЗ Самарская СМП, равняется отрицательному значению.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку из указанного выше расчета при способе оплаты "за вызов" истец фактически получал больше денежных средств, чем получал бы при способе оплаты "по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов". Следовательно в результате применения способа оплаты "за вызов" истцу убытки причинены не были.
При этом относительно применения коэффициента результативности необходимо отметить, что данный коэффициент применяется для приведения суммы персонифицированного реестра вызовов скорой медицинской помощи к размеру подушевого финансирования за отчетный период, т.е. коэффициент результативности не является денежной величиной.
Так согласно п.6.4 Регламента взаимодействия между участниками сферы обязательного медицинского страхования Самарской области при оказании и оплате медицинской помощи приложение к Тарифному соглашению 2015 года (в редакции с 01.01.2015) и п.4.2 Регламента применения способов оплаты медицинской помощи и взаимодействия участников системы обязательного медицинского страхования (Приложение N 18 к Тарифному соглашению 2016 года) медицинская организация, оказывающая скорую медицинскую помощь и финансируемая "по душевому нормативу финансирования", получает денежные средства в размере ежемесячного объема финансирования (ОФ) вне зависимости от фактического количества услуг.
Само по себе количество оказанных медицинских услуг в каждом месяце различно, соответственно, для корреляции фактически оказанных услуг к ежемесячному объему финансирования необходим "технический" коэффициент.
Таким образом, вне зависимости от количества оказанных медицинской организацией услуг в отчетном месяце, сумма полученных средств будет равна объему ежемесячного объема средств на финансирование скорой медицинской помощи для медицинской организации (ОФ).
При этом, при расчете принятым судом сумма средств является максимально возможной и применение коэффициента результативности для уравнения не требуется.
Кроме того, из материалов дела установлено, что оплата одновременно за вызов и по подушевому нормативу финансирования в Самарской области не осуществляется, соответственно, расчет указанный в решении является правомерным.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для отказа в иске.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2018 года по делу N А55-24919/2017, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2018 года по делу N А55-24919/2017 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24919/2017
Истец: ООО "Станция скорой медицинской помощи "Здоровая семья"
Ответчик: Министерство здравоохранения Самарской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
Третье лицо: "Самарская областная Ассоциация врачей", АО "МАКС-М", АО "МСК-УралСиб", АО "СК "Астро-Волга-Мед", АО "СК"Аскомед", Ассоциация медицинских страховых компаний Самарской области, Государственной бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи", ЗАО "СК "Согласие-М", ООО СК "Альянс-Мед", Самарская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ, УФАС России по Самарской области