Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф03-5355/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
13 сентября 2018 г. |
А73-4474/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ИП Уразбахтина Андрея Юрьевича: не явились;
от Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края: Тхакумашевой Ю.В., представителя по доверенности от 18.04.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
на решение от 22.06.2018 по делу N А73-4474/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Уразбахтина Андрея Юрьевича
к Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
о признании незаконным отказа, обязании выплатить субсидию
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Уразбахтин Андрей Юрьевич (далее - заявитель, глава КФХ Уразбахтин А.Ю., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - министерство) в предоставлении субсидии от 04.12.2017 N 10.1-16-5919 и об обязании данного органа предоставить субсидию в установленном размере согласно поданных расчетов.
Решением суда от 22.06.2018 требование главы КФХ Уразбахтин А.Ю. удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой приводит доводы о нарушении судом норм материального права и неполном выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене судебного решения.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие; отзыв не представил.
Исследовав материалов дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав пояснения представителя министерства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Уразбахтин Андрей Юрьевич является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности в соответствии с выпиской из Единого реестра индивидуальных предпринимателей является выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала и инулина.
В связи с тем, что предприниматель является сельскохозяйственным товаропроизводителем Хабаровского края, то в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.09.2017 N 395-пр имеет право на предоставление субсидии.
13.11.2017 в министерство от названного лица поступило заявление о предоставлении субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и (или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (далее - заявление о предоставлении субсидии).
Решением, оформленным письмом от 04.12.2017 N 10.1-16-5919, в предоставлении субсидии отказано на основании подпункта 4 пункта 3.10 раздела 3 Порядка и условий, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.09.2017 N 395-пр (далее - Порядок N 395-пр).
Не согласившись с данным решением, глава КФХ Уразбахтин А.Ю. оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование ввиду наличия таких условий.
Возражения министерства сводятся к несогласию с данным выводом.
Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и (или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, и о внесении изменений в отдельные постановления правительства Хабаровского края, утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.09.2017 N 395-пр (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2 данного Порядка субсидии предоставляются в целях возмещения части фактически осуществленных расходов по проведению культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и (или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (далее также - культуртехнические мероприятия), в том числе: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.
Пунктом 1.7 Порядка установлено, что субсидии по направлению, указанному в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего раздела, предоставляются по фактическим расходам, произведенным в текущем финансовом году.
В силу пункта 3 предоставление субсидий носит заявительный характер.
Согласно пункту 3.1 Порядка (в редакции, действующей в период спорных отношений) для получения субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в министерство с 15 октября по 1 ноября текущего финансового документы:
1) заявление на предоставление субсидии по форме, установленной министерством (далее также - заявление), с указанием приложенных документов, банковских реквизитов заявителя для перечисления субсидии;
2) сведения налогового органа об отсутствии у заявителя по состоянию на 01 число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - сведения налогового органа);
3) гарантийное письмо в произвольной форме, подписанное лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени заявителя (далее - руководитель заявителя):
- об отсутствии у заявителя по состоянию на 01 число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии, задолженности по заработной плате перед работниками заявителя, об обеспечении среднемесячной заработной платы работников заявителя не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в крае, в произвольной форме;
- об отсутствии у заявителя по состоянию на 01 число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии, просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами края, и иной просроченной задолженности перед краевым бюджетом;
- о неполучении заявителем по состоянию на 01 число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии, средств из краевого бюджета на основании иных нормативных правовых актов края на цели, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящих Порядка и условий;
- о том, что заявитель по состоянию на 01 число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии, не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
4) отчетность о финансово-экономическом состоянии по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, за год, предшествующий году обращения за предоставлением субсидии, если ранее такая отчетность заявителем в министерство не представлялась (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей);
5) отчетность о производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, за год, предшествующий году обращения за предоставлением субсидии, если ранее такая отчетность заявителем в министерство не представлялась (для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей).
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания сроков представления документов (15 ноября), рассматривает представленные документы и принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 3.9 Порядка.
Пунктом 3.10 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии, к которым в том числе относится несоответствие представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктами 3.1 - 3.4 настоящего раздела, или представление не в полном объеме указанных документов, а также наличие недостоверных сведений (информации) в представленных документах.
Как следует из оспариваемого решения, основанием его принятия явилось несоответствие заявления подпункту 4 пункта 3.10 раздела 3 Порядка. При этом, оспариваемый отказ не содержит конкретных причин по которым заявление и приложенные к нему документы не соответствуют Порядку.
Из отзыва министерства следует, что заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства от 28.10.2017 получено министерством посредством почтовой связи и зарегистрировано 13.11.2017 за вх.N 7579; указанное заявление приложений не имело.
14.11.2017 заявитель в дополнение к заявлению (нарочным вх.N 7596) согласно сопроводительному письму представил следующие документы: гарантийное письмо, справка об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, отчеты формы N 1-КФХ, N 2-КФХ, N 10-АПК, заключение специалиста, локальный сметный расчет, акт обследования земельного участкаN 2, свидетельство о государственной регистрации права, документ ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям", акт выполненных работ по проведению культуртехнических мероприятий по форме, установленной министерством, справка о стоимости выполненных работ и затрат на мелиорируемых землях по форме, установленной министерством, фотографии участка после выполненных работ, ситуационный план.
Министерство представленные документы приняло к рассмотрению.
При рассмотрении заявления и дополнительно представленных документов министерством было установлено, что заявление поступило 13.11.2017, дополнительные документы поданы 14.11.2017, таким образом, заявитель обратился в министерство в ноябре 2017 года, приложив справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.10.2017, чем нарушил подпункт 2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка.
Как следует из материалов дела, заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении субсидии датировано 28.10.2017.
В заседание суда первой инстанции заявитель представил копию почтового конверта, согласно которой отправителем значится Уразбахтин А.Ю., а получателем - Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, при этом дата принятия отправления к пересылке органом почтовой связи согласно оттиску почтового штемпеля - 28.10.2017.
Данные обстоятельства позволили арбитражному суду согласиться с доводами заявителя по делу, что датой обращения в министерство с заявлением о предоставлении субсидии является именно 28.10.2017.
Доказательств обратного заявителем жалобы апелляционному суду не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к тому, что датой обращения в уполномоченный орган является 28.10.2017.
Ссылка министерства на то, что датой обращения следует считать дату поступления спорного заявления в орган, в спорном случае 13.11.2017, обоснованно не принята во внимание арбитражным судом, поскольку Порядок N 395-пр не содержит такого положения, следовательно, применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Давая оценку спорному отказу министерства по тому основанию, что предпринимателем представлена справка по состоянию на 01.10.2017, а не на 01.11.2017, первая инстанция также пришла к правильному выводу в данной части.
Подпунктом 2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка установлено, что заявители обязаны предоставить сведения налогового органа об отсутствии у заявителя по состоянию на 01 число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обращаясь за получением субсидии 28.10.2017, глава КФХ Уразбахтин А.Ю. представил справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.10.2017, что соответствовало требованиям названного Порядка.
Довод министерства о том, что заявителем первоначально допущено нарушение Порядка N 395-пр при обращении с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку направленное почтой заявление не содержало приложений, которые представлены только 14.11.2017, что не предусмотрено названным Порядком, отклоняется апелляционным судом, так как министерство фактически приняло пакет документов к рассмотрению и вынесло по итогам соответствующее решения, которое не содержало указанного основания, приведенного только при оспаривании отказа в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленное требование и признал решение министерства от 04.12.2017 недействительным.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 АПК РФ, требующей восстановить нарушенное в результате незаконного отказа право, суд обоснованно обязал уполномоченный орган повторно рассмотреть заявление главы КФХ о предоставлении субсидии.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.06.2018 по делу N А73-4474/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.