г. Самара |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А65-10449/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровина Е.О.(доверенность от 09.01.2018),
от Благотворительного фонда помощи бездомным животным г.Набережные Челны "Азира" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2018 по делу N А65-10449/2018 (судья Хафизов И.А.)
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
(ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ - Благотворительного фонда помощи бездомным животным г.Набережные Челны "Азира", г.Набережные Челны,
о признании незаконными решения и предписания по делу N 147-кз/2018 от 21.02.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - Исполком) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) по делу от 21.02.2018 N 147-кз/2018.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Благотворительный фонд помощи бездомным животным г.Набережные Челны "Азира".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2018 по делу N А65-10449/2018 заявленные требования удовлетворены.
Татарстанское УФАС России в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Татарстанского УФАС России, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Татарстанского УФАС Росси в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Татарстанского УФАС России от 21.02.2018 по делу N 147-кз/2018 Исполком был признан нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части указания заказчиком (Исполкомом) конкретного количества животных, подлежащих содержанию, в том числе стерилизации (кастрации) и умерщвлению.
На основании указанного решения Исполкому было выдано предписание от 21.02.2018 (исх. N СП-04/3139 от 01.03.2018), согласно которому Татарстанское УФАС России предписывает Исполкому: отменить все протоколы, составленные при проведении электронного аукциона N 0111300000818000032; внести изменения в извещение и документацию по вышеуказанному электронному аукциону, в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС по делу 147-КЗ/2018 от 21.02.2018; подлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе такой срок составлял не менее чем 7 дней, либо повторно провести процедуру размещения закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства; в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и документацию о проведении закупки разместить такие изменения на официальном сайте; в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменении в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном электронном аукционе.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Исполкома.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исполком провел электронный аукцион N 0111300000818000032 на предмет: "оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования город Набережные Челны для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300000818000032 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru 13.02.2018.
14.02.2018 в Татарстанское УФАС России от Благотворительного фонда помощи бездомным животным г.Набережные Челны "Азира" поступила жалоба на аукционную документацию по указанным торгам, которую Татарстанское УФАС России признало частично обоснованной (пункт 2 решения), относительно довода об указании заказчиком (Исполком) конкретного количества животных, подлежащих содержанию, в том числе стерилизации (кастрации) и умерщвлению.
Так, разделом 3 "Техническая часть" аукционной документации заказчиком установлен объем услуг по отлову, транспортировке до среды обитания и осмотру безнадзорных животных, а именно:
N п/п |
Наименование услуг |
Предположительное количество, гол. |
1 |
Оказание услуг по отлову, транспортировка до среды обитания и осмотр безнадзорных животных, в том числе: |
1770 |
2 |
Содержание безнадзорных животных в пункте временного содержания |
|
3 |
Стерилизация (кастрация) и возвращение в среду обитания |
231 |
4 |
Умерщвление и утилизация безнадзорных животных |
1 539 |
Порядком отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2018 N 126, а также техническим заданием аукциона, установлены требования к содержанию отловленных животных:
"Отловленные безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания (приют), где они подлежат регистрации в журнале и клиническому осмотру и освидетельствованию специалистом в области ветеринарии.
Клинический осмотр отловленного животного специалистом в области ветеринарии включает в себя визуальное определение наличия у животного признаков заболеваний -бешенства, чумы, вшивости и т.д., а также травм - ран, кровоподтеков, переломов и т.п. По результатам клинического осмотра поступивших в пункт временного содержания (приют) безнадзорных животных специалист в области ветеринарии выявляет больных животных, подлежащих изолированному содержанию. При поступлении в пункт временного содержания (приют) безнадзорные животные должны содержаться на карантине 10 дней.
В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается на 5 дней. Во время содержания животных на карантине выявляется состояние здоровья животных, оценивается их характер в целях последующего подбора хозяев для них, а также размещения животных в групповых вольерах.
Отловленное Исполнителем безнадзорное животное должно содержаться в течение 6 месяцев до явки (обнаружения) собственника животного, либо до передачи животного в пользование и на содержание лицу, имеющему подходящие для этого условия.
Если в течение шести месяцев с момента задержания безнадзорных животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, Исполнитель, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
Безнадзорные животные, за исключением безнадзорных животных, имеющих признаки принадлежности человеку, подлежат стерилизации (кастрации) и после проведения указанной процедуры возврату в места прежнего обитания.
Умерщвлению по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются: а) повышенно агрессивные безнадзорные животные, с которыми связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай; б) безнадзорные животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания".
Как следует из материалов дела, аукционная документация содержит наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Описание объекта закупки не содержит информации, способной повлечь за собой ограничение количества участников закупки, связанной с идентификацией предмета закупки.
То есть, отсутствует вменяемое Татарстанским УФАС России нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Указание Татарстанского УФАС России о нарушении закона о контрактной системе ввиду возможных расхождений плановых показателей в процессе оказания услуги и нарушении исполнителем условий контракта носят предположительный характер и связаны с моментом исполнения контракта и не относятся к стадии проведения торгов.
В техническом задании аукциона установлено предположительное (неконкретное) количество безнадзорных животных, о чем прямо указано в соответствующей графе таблицы (количество) с описанием закупаемой услуги.
В соответствии с техническим заданием аукциона в состав услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования город Набережные Челны входит выполнение потенциальным исполнителем четырех услуг: отлов, содержание, стерилизация (кастрация) и умерщвление безнадзорных животных. Стоимость каждой услуги в техническом задании выделена отдельно и определена методом сопоставимых рыночных цен, установленных Законом N 44-ФЗ.
Для каждого вида услуг установлено предположительное количество животных, которые подлежат отлову, содержанию, стерилизации (кастрации) и умерщвлению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Исполком указал, что разделение услуги по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных выполнено для избежания возможных злоупотреблений в ходе исполнения контракта со стороны исполнителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указание при осуществлении закупки предположительного количества животных, подлежащих отлову, транспортировке, осмотру, содержанию в пункте временного содержания стерилизации и возвращения в среду обитания, умерщвлению и утилизации безнадзорных животных, не означает, что исполнителем должны будут подвергнуты отлову и дальнейшему умерщвлению и утилизации конкретное количество животных.
Как следует из технического задания (л.д.21-23), исполнитель оказывает услуги по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Республики Татарстан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Ветеринарными правилами ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство", Санитарными правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", Порядком отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126 "Об утверждении Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан".
То есть оказание услуг не должно приводить к нарушению требований действующего законодательства, регулирующих порядок осуществления такого рода деятельности. Все негативные последствия, связанные с нарушением законодательства при оказании услуги, будет нести исполнитель.
Более того, в описании услуги (графа технические характеристики услуг) подробно указаны требования к каждой оказываемой услуге.
Так, в частности, в пункте 3 (Стерилизация (кастрация) и возвращение в среду обитания) указана последовательность при кастрации (стерилизации) безнадзорного животного: прием животного в стационар для кастрации (стерилизации), оформление документации; предоперационная подготовка; голодная диета не менее 12 ч.; премедикация; фиксация животного; введение наркоза; подготовка оперативного поля; операция по кастрации (стерилизации) животного; выведение животного из медикаментозного сна; содержание животного после операции по кастрации (стерилизации); регистрация безнадзорного животного.
Перед операцией кастрации (стерилизации) животное находится в чистоте, при необходимости его следует вымыть. После проведения операции по кастрации (стерилизации), вакцинации, лечения или проведения лечения, животные возвращаются на прежнее место обитания. В качестве метки (опознавательный знак) используется пластиковый или из искусственной кожи ошейник.
В пункте 4 (умерщвление и утилизация безнадзорных животных) указано, что умерщвлению по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются: а) повышенно агрессивные безнадзорные животные, с которыми связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай; б) безнадзорные животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания. Мероприятия при заболевании (выявлении заболевания) животных бешенством осуществляются в порядке, установленном Ветеринарными правилами ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство", Санитарными правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей".
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, довод Татарстанского УФАС России о том, что указание при проведении закупки количества животных, которые будут подвергнуты стерилизации или умерщвлению, приведет к нарушению требований законодательства (Постановления Кабинета Министров РТ от 22.02.2013 N 126) в части несоблюдения правил сортировки отловленных животных, не имеет под собой оснований и опровергается как положениями аукционной документации, так и возможным поведением добросовестного участника, который при исполнении любых договорных обязательств должен соблюдать требования действующего законодательства.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае антимонопольный орган, делая выводы о нарушении заказчиком положений порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных, которое в последующем может привести к необоснованному истреблению большего количества безнадзорных животных, вышел за пределы своей компетенции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Исполкома подлежат удовлетворению.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2018 по делу N А65-10449/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.