г. Красноярск |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А69-1224/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "29" июня 2018 года по делу N А69-1224/2018, принятое судьей Ондар Ч.Ч.,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" ИНН 1701037811, ОГРН 1051700509288 (далее -учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакассия и Республике Тыва ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479 (далее - управление) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 24.01.2018 N 03-35/11784, в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, площадью 1363 кв.м., по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, пгт. Каа-Хем, ул. Подгорная, д.3. Также заявитель просил обязать управление принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "29" июня 2018 года заявленное требование удовлетворено.
Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с пунктом 4.1.19 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакассия и Республике Тыва, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 N 455 (далее - Положение N455), поручением Росимущества от 05.09.2016 N 10/50416 "О полномочиях территориальных управлений" при отсутствии установленных границ земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 невозможно осуществление управлением полномочий по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, полагая правильными выводы суда об отсутствии оснований для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству государственной регистрации от 25.12.2006 серии АА-17 N 041487 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, площадью 1363 кв.м, по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, пгт.Каа-Хем, ул. Подгорная, д.3.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 19.10.2006 серии 17-17-01/018/2006-276 следует, что за учреждением 11.02.2005 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 17:05:1002094:74, площадью 1363 кв.м., по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, пгт.Каа-Хем, ул. Подгорная, д.3.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 06.06.2005 N 5-120 у заявителя изъято административное здание по адресу: Кызылский кожуун, п.Каа-Хем, ул. Подгорная, д.3, и передано Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва. Во исполнение данного распоряжения по акту приема-передачи от 08.06.2005 административное здание передано учреждением Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ответ на обращение учреждения от 10.12.2015 N 04/178-15-1ж письмом от 28.12.2015 N 01/16151-15-27 согласовала заявителю отказ от земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 в связи с отсутствием необходимости его использовать.
Письмом от 18.12..2017 N 02/1137-17-1 учреждение обратилось в управление с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, площадью 1363 кв.м., по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, пгт.Каа-Хем, ул. Подгорная, д.3.
Письмом от 24.01.2017 N 03-35/11/7784 управление отказало в принятии соответствующего решения, сославшись на невозможность прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, так как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.01.2018 границы земельного участка не установлены. Также в письме управлением указано, что отсутствует сообщение заявителя о наличии или отсутствии объектов капитального строительства на земельном участке.
Заявитель оспорил указанный отказ в судебном порядке, полагая, что отсутствовали предусмотренные законодательством основания для предоставления управлением государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управлением отказано учреждению в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участок, так как границы данного земельного участка не установлены, и управление в связи с этим не имеет полномочий на принятие соответствующего решения.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно пункту 3.1 той же статьи для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, площадью равной либо меньше десяти гектаров, осуществляются территориальными органами Росимущества самостоятельно, в отношении земельных участков площадью больше десяти гектар - исключительно по поручению Росимущества.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 210-ФЗ определено, что под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги:
земельный участок не относится к федеральной собственности;
наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;
заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о прекращении права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об уточненных границах земельных участков не указано в приведенных нормах в качестве основания для отказа в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки по заявлению обладателя такого права.
Отказ ответчика, изложенный в письме от 24.01.2018 г. N 03-35/11/7784, не содержит перечисленных в приведенных нормах действующего законодательства оснований.
Управление, ссылаясь на пункт 4.1.19 Положения N 455, поручение Росимущества от 05.09.2016 N 10/50416 "О полномочиях территориальных управлений", считает, что при отсутствии установленных границ земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 невозможно осуществление управлением полномочий по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком.
Пунктом 4.1.19 Положения N 455 и поручение Росимущества от 05.09.2016 N 10/50416 предусматривают, что территориальный орган Росимущества уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае, если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Суд первой инстанции, отклоняя данный довод управления, обоснованно указал, что Положение не регулирует порядок отказа от права постоянно (бессрочного) пользования на земельные участки и не устанавливает основания для отказа в принятии соответствующего решения.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что отсутствие установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации границ земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 не препятствовало регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на этот земельный участок, поэтому данное обстоятельство при соблюдении заявителем положений статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации не может препятствовать и прекращению права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признал оспариваемый отказ незаконным, нарушающим права учреждения на прекращение пользования земельным участком.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "29" июня 2018 года по делу N А69-1224/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.