г. Киров |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А29-8862/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Рубцовой А.С., действующей на основании доверенности от 27.10.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2018 по делу N А29-8862/2017, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1151101000478; ИНН 1101008897)
о взыскании задолженности,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" к публичному акционерному обществу "Т Плюс"
о взыскании 1 189 490 рублей 93 копеек,
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, Общество, заявитель) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" (далее - ответчик, Компания) о взыскании задолженности в размере 1 713 142 рубля 73 копейки за поставленную в марте-декабре 2016 года на общедомовые нужды горячую воду.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2018 принято к производству встречное исковое заявление Компании о взыскании переплаты за горячую воду, поставленную на общедомовые нужды, в сумме 865 746 рублей 42 копейки за январь-декабрь 2016 года.
В результате неоднократного уточнения встречных исковых требований (требования, принятые и рассмотренные судом первой инстанции, окончательно сформулированы в заявлении от 28.05.2018, т. 7 л.д. 82), ответчик просил взыскать с истца переплату за горячую воду, поставленную на общедомовые нужды, в сумме 1 189 490 рублей 93 копейки за январь-декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2018 в удовлетворении исковых требований Общества к Компании отказано, встречные исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (в редакции, действующей до 30.06.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом используемый в формуле 10 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется: 1) для многоквартирных домов, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета - как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным предъявлением на индивидуальное потребление жилых и нежилых помещений (пункт 13 приложения N 2, формула 12); 2) для многоквартирных домов, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета - как произведение норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 17 приложения N 2, формула 15). Ссылаясь на положения пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действующей до 30.06.2016), истец указывает, что в силу прямого указания данного пункта расходы на общедомовые нужды, которые превышают норматив потребления, подлежат оплате управляющей организацией за счет собственных средств. Общество утверждает, что порядок исчисления объема тепловых ресурсов, поставленных на общедомовые нужды за спорный период, выполненный истцом, соответствует требованиям пункта 44 Правил N 354. Согласно позиции заявителя, исходя из положений пункта 27 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за поставленную горячую воду (теплоноситель), поставленную на общедомовые нужды, при наличии общедомового прибора учета определяется по формуле 12, а объем тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды, определяется как произведение объема горячей воды, поставленной на общедомовые нужды, и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Между тем, как поясняет истец, Компания при расчете встречных исковых требований определила объем горячей воды, поставленной на общедомовые нужды, как произведение норматива потребления горячей воды и площади мест общего пользования, то есть показания общедомового прибора учета и суммарный объем индивидуального потребления жилых и нежилых помещений ответчиком не учитывался. Согласно представленному Обществом контррасчету сумма переплаты составила 356 217 рублей 86 копеек.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренным законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.07.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.07.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционного суда 11.09.2018 организовано и проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
В судебном заседании, назначенном на 11.09.2018, объявлялся перерыв до 12.09.2018 до 15 часов 30 минут.
В судебном заседании (до перерыва) представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, ответил на вопросы суда.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в течение 2016 года истец поставлял ответчику, являющемуся управляющей организацией, горячую воду на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов (далее - МКД), находящихся в управлении Компании, что не оспаривается последней и подтверждается представленными в материалы дела актами списания тепла и теплоносителя по приборам учета (т. 1 л.д. 83-151, т. 2 л.д. 1-130), а истец вносил плату за поставленный коммунальный ресурс, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 2 л.д. 74-136).
Объем энергоресурса, поставленного в МКД, не оборудованные общедомовыми приборами учета горячей воды (далее - ОДПУ), определен истцом с учетом информации о площадях мест общего пользования МКД, а также нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.07.2015 N 45/2.
Объем горячей воды, поставленной на общедомовые нужды в МКД, оборудованные ОДПУ, был определен истцом как разность объема, зафиксированного показаниями ОДПУ, и объема, начисленного к оплате жильцам МКД.
Ссылаясь на неполную оплату поставленных теплоэнергоресурсов, Общество направило в адрес Компании претензию от 16.05.2017 N 70403-03-02064 (т. 2 л.д. 131) с просьбой в срок до 26.05.2017 оплатить сумму задолженности в размере 2 494 843 рубля 93 копейки.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Компанией был предъявлен встречный иск о взыскании суммы переплаты за горячую воду, обусловленную неприменением истцом при расчете объема горячей воды, поставленной в МКД, оборудованные ОДПУ, норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В апелляционной жалобе истец оспаривает решение суда первой инстанции только в части удовлетворения встречных исковых требований в сумме, превышающей 356 217 рублей 86 копеек согласно контррасчету ответчика, выполненному с учетом использования в первом полугодии 2016 года данных ОДПУ в части объема поступившей в спорные МКД горячей воды (м3).
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных норм процессуального права суд апелляционной инстанции проверяет решение в оспариваемой заявителем части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Письменный договор энергоснабжения, заключенный между сторонами, в материалы дела не представлен, вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Из статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок.
Договорная обязанность энергоснабжающей организации состоит в подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, а обязанность абонента - в оплате принятой энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку подача ответчику через присоединенную сеть горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
При расчетах между сторонами настоящего спора использовался двухкомпонентный тариф, утвержденный Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 08.12.2015 N 77/21 "О тарифах в сфере горячего водоснабжения и об утверждении производственной программы ПАО "Т Плюс" в сфере горячего водоснабжения на 2016 год".
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенные выводы согласуются с правовой позицией, содержащейся в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562, от 02.04.2018 N 306-ЭС17-15156.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в части компонента не тепловую энергию расчет ответчика правомерно выполнен с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, в указанной части позиция ответчика является правомерной.
Вместе с тем, проверив доводы заявителя в части необходимости учета в первом полугодии 2016 года в расчете объема горячей воды (м3) показаний ОДПУ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы с учетом следующего.
В силу пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 30.06.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, при определении объема горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды, подлежали учету показания коллективного (общедомового) прибора учета (при их наличии) в части зафиксированного объема потребленной горячей воды (куб.м.).
Согласно пункту 27 Приложения N 2 Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24:, где:
- объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением;
- компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 13 Приложения N 2 Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
, где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Из вышеприведенных формул расчета также следует вывод, что при определении подлежащего оплате объема горячей воды, потребленной на общедомовые нужды, показания ОДПУ не используются только при определении количества тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, тогда как объем холодной воды в целях применения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации двухкомпонентного тарифа на горячую воду подлежит определению на основании показаний ОДПУ.
Произведенный Компанией расчет количества потребленной горячей воды выполнен как произведение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, норматива на ОДН и площади мест общего пользования, при этом показания ОДПУ и объем индивидуального потребления жилых и нежилых помещений МКД ответчиком в расчете не учитывался, что не соответствует приведенным нормам права.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из позиции ответчика, алгоритм расчета объема горячей воды, поставленной на общедомовые нужды, в МКД, оборудованных и не оборудованных ОДПУ, не отличается, что противоречит основным принципам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Проверив представленный истцом контррасчет, согласно которому стоимость горячей воды, поставленной истцом в 2016 году на общедомовые нужды, составила 1 468 774 рубля 33 копейки, суд апелляционной инстанции находит его соответствующим приведенным выше пунктам Правил N 354. Ответчиком какие-либо возражения относительно правильности данного контррасчета не приведены как в первой инстанции, так и в возражениях на апелляционную жалобу.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания 833 273 рублей 07 копеек с принятием по делу в данной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку при подаче встречного иска Компанией было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения спора, в связи с частичным отказом в удовлетворении встречных исковых требований с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию 7 455 рублей 30 копеек государственной пошлины по иску, с ответчика - 17 439 рублей 61 копейка государственной пошлины по иску.
В связи с уточнением исковых требований по первоначальному иску истцу подлежит возврату из федерального бюджета 1 898 рублей 87 копеек государственной пошлины. В результате зачета суммы, подлежащей взысканию с истца в доход федерального бюджета и суммы, подлежащей возврату истцу из федерального бюджета, с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 5 556 рублей 43 копейки государственной пошлины.
Ввиду удовлетворения апелляционной жалобы с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 3 000 рублей 00 копеек расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В результате зачета подлежащих взысканию сумм с истца в пользу ответчика подлежит взысканию сумма в размере 353 217 рублей 86 копеек.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2018 по делу N А29-8862/2017 отменить в части взыскания 833 273 рублей 07 копеек, принять по делу в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2018 по делу N А29-8862/2017 изложить в следующей редакции.
В иске публичного акционерного общества "Т Плюс" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" отказать.
Встречные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1151101000478; ИНН 1101008897) 353 217 рублей 86 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1151101000478; ИНН 1101008897) в доход федерального бюджета 17 439 рублей 61 копейку государственной пошлины по иску.
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946) в доход федерального бюджета 5 556 рублей 43 копейки государственной пошлины по иску.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.