г. Ессентуки |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А22-2807/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Калмыкия на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия о передаче дела по подсудности от 13.08.2018 по делу N А22-2807/2018 (судья Челянов Д.В.)
по заявлению Правительства Республики Калмыкия
к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Республике Калмыкия,
об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Калмыкия обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2018 N N 491, 492, 493, 494, 495; извещений Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2018 NN 19-09-05/38846, 19-09-05/38850, 19-09-05/38858, 19-09-05/38859, 19-09-05/38860, 19-09-05/38865; уведомлений Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 09.06.2018 N 05-09-07/02-6779, от 13.06.2018 N 05-09-07/02-6910.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Министерство финансов Российской Федерации ходатайствовало о передаче дела на рассмотрение другого суда в связи с неподсудностью спора Арбитражному суду Республики Калмыкия.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.08.2018 из числа ответчиков исключено Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия, дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Суд пришел к выводу о том, что к правоотношениям сторон подлежит применению общий порядок разрешения споров, установленный статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (по месту регистрации ответчика).
В апелляционной жалобе Правительство Республики Калмыкия просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению Правительства Республики Калмыкия, заявление подлежало рассмотрению в Арбитражном суде Республики Калмыкия, поскольку обжалуемые ненормативные правовые акты нарушают его права, поскольку возлагают на него как субъекта бюджетных правоотношений обязанности, не предусмотренные бюджетным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба назначена к рассмотрению без вызова сторон.
Проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 12.04.2018 N 07-04-04/09-6733, Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 11.05.2018 N N 491, 492, 493, 494, 495 о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Калмыкия и перечислении сумм взыскания в федеральный бюджет.
06.06.2018 Министерством финансов Российской Федерации в адрес Федерального казначейства направлены извещения о принятии решения о бесспорном взыскании из бюджета Республики Калмыкия и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств N N 19-09-05/38846, 19-09-05/38850, 19-09-05/38858, 19-09-05/38859, 19-09-05/38860, 19-09-05/38865.
В соответствии с пунктом 11.4 приказа Казначейства России от 27.12.2013 N 316 "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства" Управление представляет в судебных органах на основании доверенности, выданной Минфином России, интересы Минфина России и интересы Правительства Российской Федерации, в случае, когда их представление поручено Минфину России.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Управления полномочий представлять интересы Минфина России в отношении обязательств перед Российской Федерацией (Министерства финансов Российской Федерации) юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (в том числе в лице исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) по возврату средств федерального бюджета, представленных на возвратной и/ или возмездной основе, по договорам (соглашениям), заключенным в связи с предоставлением средств федерального бюджета и внебюджетных средств иными министерствами и ведомствами Российской Федерации (помимо Министерства финансов Российской Федерации), а также через уполномоченные банки (организации).
Кроме того, установлено и из материалов дела следует, что заявителем фактически оспариваются приказы Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2018 N N 491, 492, 493, 494, 495 о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Калмыкия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемые уведомления и извещения не относятся ни к числу ненормативных актов, ни к числу решений государственных органов, должностных лиц, так как в них отсутствует властное волеизъявление должностного лица или органа, осуществляющего публичные полномочия, влекущие наступление прямых юридически значимых последствий для заявителя.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно установил, что Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия является ненадлежащим ответчиком, так как не уполномочено представлять интересы Министерства финансов Российской Федерации в данных правоотношениях в связи с чем, исключил его из числа ответчиков.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что предметом спора фактически является приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2018 N N 491, 492, 493, 494, 495.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является - по смыслу статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права - законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии со ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В связи с исключением УФК по Республике Калмыкия из числа ответчиков нарушаются правила подсудности.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическим адресом Министерства финансов Российской Федерации является: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил ходатайство Министерства финансов Российской Федерации и передал дело на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы.
Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
В пункте 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" даны разъяснения о том, что по смыслу положений, содержащихся в части 3 статьи 39 Кодекса, во взаимосвязи с частями 3, 5 статьи 188 Кодекса обжалование в суд кассационной инстанции постановлений суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции о передаче дела по подсудности или об отказе в передаче дела по подсудности, законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-272 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Калмыкия о передаче дела по подсудности от 13.08.2018 по делу N А22-2807/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.