город Томск |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А27-2024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Колупаевой Л.А., |
|
|
Сбитнева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. (до перерыва); помощником судьи Левенко А.С. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (07ап-5487/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2018 по делу N А27-2024/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие", Новосибирская область, Болотницкий район, город Болотное (ОГРН 1134223002308, ИНН 4223061205) к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 15.01.2018,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Ширяев В.А., представитель по доверенности от 13.11.2017, паспорт (до перерыва);
от заинтересованного лица: Федорова В.С., представитель по доверенности от 03.10.2017, удостоверение (до перерыва);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (далее - ООО "ГТП", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО, административный орган, Комиссия) об административном правонарушении от 15.01.2018.
Решением суда от 08.05.2018 постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области по делу об административном правонарушении от 15.01.2018 признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, назначив обществу с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм права, ссылается на допущенные административным органом нарушения в части извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, Общество не имело возможности исполнить предписание в установленный срок до 07.09.2017, так как было получено 18.10.2017. Допущенные административным органом нарушения являются существенными.
Административный орган в возражениях, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании от 30.07.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв на 02.08.2018, определением апелляционного суда от 02.08.2018 судебное разбирательство по апелляционной жалобе в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 03.09.2018.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Кривошеиной С.В. на судью Колупаеву Л.А. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство начато сначала.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ протокольным определением от 03.09.2018 объявлен перерыв на 06.09.2018.
После перерыва в соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц участвующих в деле надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителей заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что региональной энергетической комиссией Кемеровской области вынесено постановление от 15.01.2018 согласно которому ООО "ГТП" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ, и ООО "ГТП" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Основанием для вынесения постановления от 15.01.2018 явилось неисполнение обществом предписания от 07.08.2017 N 41 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО "ГТП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "ГТП" состава административного правонарушения, вины в его совершении и соблюдении порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
В силу части 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное решение.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение) оно устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - государственный контроль (надзор) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).
Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами "О естественных монополиях", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "Об отходах производства и потребления", настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.
Тарифы на тепловую энергию ООО "ГТП" установлены постановлением РЭК КО от 20.12.2016 N 653 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2017 год", тарифы на теплоноситель установлены постановлением РЭК КО от 20.12.2016 N 654 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Киселевска, на 2017 год", тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) установлены постановлением РЭК КО от 20.12.2016 N 655 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2017 год". Пунктом 30 Положения предусмотрена в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения соответствующих изменений в инвестиционную программу, в том числе на следующий период регулирования;
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе осуществления внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ГТП" выявлены факты невыполнения предписания РЭК КО от 07.08.2017 N 41 в части п.1, п.2, п.3. Срок выполнения предписания истек 07.09.2017. 1. На момент проверки не опубликована на официальном сайте региональной энергетической комиссии Кемеровской области в сети Интернет путем раскрытия через систему ЕИАС, в формате шаблонов JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM, JKH.OPEN.INEO REQUEST. WARM, JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM.570 следующая информация: 1) Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности) указанная в пункте 19 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", которая должна быть раскрыта в течение 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, т.е. до 30.04.2017. Не раскрыта следующая информация: - о выручке от регулируемого вида деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности; - о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включая: расходы на покупаемую тепловую энергию (мощность), теплоноситель; расходы на топливо с указанием по каждому виду топлива стоимости (за единицу объема), объема и способа его приобретения, стоимости его доставки; расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт-ч), и объем приобретения электрической энергии; расходы на приобретение холодной воды, используемой в технологическом процессе; расходы на химические реагенты, используемые в технологическом процессе; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно управленческого персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств; расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности; общепроизводственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; общехозяйственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; расходы на капитальный и текущий ремонт основных производственных средств (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов); прочие расходы, которые подлежат отнесению на регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей); - об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), а также стоимости их переоценки (тыс. рублей); - о валовой прибыли (убытках) от реализации товаров и оказания услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей); - о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемой организацией, выручка от регулируемой деятельности которой превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год); - об установленной тепловой мощности объектов основных фондов, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе по каждому источнику тепловой энергии (Гкал/ч); - о тепловой нагрузке по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (Гкал/ч); - об объеме вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал); - об объеме приобретаемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал); - об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе определенном по приборам учета и расчетным путем (нормативам потребления коммунальных услуг) (тыс. Г кал); - о нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, утвержденных уполномоченным органом (Ккал/ч.мес.); - о фактическом объеме потерь при передаче тепловой энергии (тыс. Гкал); - о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек); - о среднесписочной численности административно-управленческого персонала (человек); - об удельном расходе условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть, с разбивкой по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности (кг у. т./Гкал); - об удельном расходе электрической энергии на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. кВтч/Гкал); - об удельном расходе холодной воды на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (куб. м/Гкал). 2) Информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации, указанная в пункте 20 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", которая должна быть раскрыта в течение 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, т.е. до 30.04.2017. Не раскрыта следующая информация: - о количестве аварий на тепловых сетях (единиц на километр); - о количестве аварий на источниках тепловой энергии (единиц на источник); - о показателях надежности и качества, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; - о доле числа исполненных в срок договоров о подключении (технологическом присоединении); - о средней продолжительности рассмотрения заявок на подключение (технологическое присоединение). 3) Информация об инвестиционных программах регулируемой организации, указанная в пункте 21 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", которая должна быть раскрыта в течение 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, т.е. до 30.04.2017. Не раскрыта следующая информация: - о наименовании, дате утверждения и цели инвестиционной программы; - о наименовании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего инвестиционную программу (органа местного самоуправления в случае передачи соответствующего полномочия), и о наименовании органа местного самоуправления, согласовавшего инвестиционную программу; - о сроках начала и окончания реализации инвестиционной программы; о потребностях в финансовых средствах, необходимых для реализации инвестиционной программы, в том числе с разбивкой по годам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей); - о плановых значениях целевых показателей инвестиционной программы (с разбивкой по мероприятиям); - о фактических значениях целевых показателей инвестиционной программы; - об использовании инвестиционных средств за отчетный год с разбивкой по кварталам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей). 4) Информация о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемых организаций, содержит сведения о правовых актах, регламентирующих правила закупки (положение о закупках) в регулируемой организации, о месте размещения положения о закупках регулируемой организации, а также сведения о планировании закупочных процедур и результатах их проведения, указанная в пункте 26 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", которая должна быть раскрыта в течение 10 календарных дней с момента подачи (28.04.2017) в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области заявления об установлении тарифов т.е. до 08.05.2017. 5) Информация о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования, содержащая копию инвестиционной программы, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (проекта инвестиционной программы), а также сведения, указанная в пункте 27 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", которая должна быть раскрыта в течение 10 календарных дней с момента подачи (28.04.2017) в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области заявления об установлении тарифов, т.е. до 08.05.2017. Не раскрыта следующая информация: а) о предлагаемом методе регулирования; 6) о расчетной величине цен (тарифов); в) о сроке действия цен (тарифов); г) о долгосрочных параметрах регулирования (в случае если их установление предусмотрено выбранным методом регулирования); д) о необходимой валовой выручке на соответствующий период, в том числе с разбивкой по годам; е) о годовом объеме полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя); ж) о размере экономически обоснованных расходов, не учтенных при регулировании тарифов в предыдущий период регулирования (при их наличии), определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации, б) Информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, указанная в пункте 22 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" которая должна быть раскрыта в течение 30 календарных дней по истечении 1 квартала 2017, т.е. до 30.04.2017. Не раскрыта следующая информация: - о количестве поданных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала; - о количестве исполненных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала; - о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (технологическом присоединении) (с указанием причин) в течение квартала; - о резерве мощности системы теплоснабжения в течение квартала. 2. На момент проверки ООО "Городское тепловое предприятие" сведений об официальном сайте в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области не представлены. Не опубликована в сети "Интернет" информация, указанная в подпунктах "е" и "ж" пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", подлежащая опубликованию на официальном сайте организации до 10 числа месяца, следующего за 4 кварталом 2016, т.е. до 10.01.2017, следующего за 1 кварталом 2017, т.е. до 10.04.2017: - о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации; - об основаниях приостановления, ограничения и прекращения режима потребления тепловой энергии в случаях, предусмотренных пунктами 70 и 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, привлечение лица к административной ответственности за совершение им административного правонарушения возможно только при соблюдении процедуры такого привлечения, регламентированной КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении должен содержать объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В протоколе делается запись о разъяснении участникам производства по административному делу их прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол подписывается лицами, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, составлении протокола.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, апелляционным судом установлено, что РЭК составила протокол об административном правонарушении и вынесла оспариваемое постановление в отсутствие представителя ООО "ГТП".
Как следует из материалов дела, извещение о дате, времени и месте составления протокола, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись обществу заказными письмами с уведомлениями о вручении по двум адресам - город Болотное, улица Забабонова, 28-203, и город Киселевск, улица Охотская, 10.
Уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (составление протокола было назначено на 28.09.2017) N М-12-80/3409- 02 от 20.09.2017 было направлено РЭК КО 22.09.2017 заказным письмом с уведомлением о вручении, что подтверждается реестром отправлений от 22.09.2017 N 79 в следующие адреса ООО "ГТП": - 633340, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Забабонова, 28, офис 203 (почтовый идентификатор N 65097212006132).
Указанное отправление получено представителем ООО "ГТП" В.А.Ширяевым 29.09.2017, что подтверждается уведомлением о вручении от указанной даты; - 652718, Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Охотская, 10 (почтовый идентификатор N 65097298230186).
Указанное отправление получено представителем ООО "ГТП" в г. Кемерово (а/я 661) 06.12.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, сформированном на официальном сайте Почты России (www.pochta.ru).
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении, а именно на 28.09.2017 сведения о получении ООО "ГТП" уведомления N М-12-80/3409-02 от 20.09.2017 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 28.09.2017, у РЭК КО отсутствовали.
Повторное уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (составление протокола было назначено на 19.10.2017) N М-12-80/3492-02 от 27.09.2017 было направлено Комиссией 29.09.2017 заказным письмом с уведомлением о вручении, что подтверждается реестром отправлений от 29.09.2017 N 82 в следующий адрес ООО "ГТП":
- 633340, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Забабонова, 28, офис 205 (почтовый идентификатор N 65097212005890). Указанное отправление получено ООО "ГТП" в г. Кемерово (а/я 661) 13.12.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, сформированном на официальном сайте Почты России (www.pochta.ru). При этом, из указанного отчета усматривается, что отправление поступило в адрес вручения 07.10.2017, а 02.11.2017 - в соответствии с п. 45 Правил оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которым адресат (его уполномоченный представитель) имеет право за дополнительную плату сделать распоряжение (в письменной форме) об отправлении или доставке по другому адресу поступающих на его имя почтовых отправлений и почтовых переводов, было перенаправлено на а/я 661 в г. Кемерово, где было получено только 13.12.2017. Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении, а именно на 19.10.2017 сведения о получении ООО "ГТП" уведомления N М-12-80/3492-02 от 27.09.2017 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 19.10.2017, у РЭК КО отсутствовали.
Повторное уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (составление протокола было назначено на 01.12.2017) N Д-12-71/3852-02 от 20.10.2017 было направлено Комиссией 23.10.2017 заказным письмом с уведомлением о вручении, что подтверждается реестром отправлений от 23.10.2017 N 92 в следующий адрес ООО "ГТП": - 633340, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Забабонова, 28, офис 205 (почтовый идентификатор N 65097212006378).
Указанное отправление получено ООО "ГТП" в г. Кемерово (а/я 661) 06.12.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, сформированном на официальном сайте Почты России (www.pochta.ru).
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении, а именно на 01.12.2017 сведения о получении ООО "ГТП" уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 01.12.2017, у РЭК КО отсутствовали.
При этом то обстоятельство, что 28.11.2017 представителем Общества написано заявление о переадресации почтовой корреспонденции, не опровергает факта отсутствия у административного органа на момент составления протокола об административном правонарушении доказательств извещения о его составлении лица, привлекаемого к ответственности.
Вывод суда о не проявлении заявителем должной степени осмотрительности при получении корреспонденции нельзя признать обоснованным.
Пересылка (доставка) почтовых отправлений на верный адрес осуществляется с соответствии с приказом Минкомсвязи N 234, в соответствии с п. 45 Правил оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которым адресат (его уполномоченный представитель) имеет право за дополнительную плату сделать распоряжение (в письменной форме) об отправлении или доставке но другому адресу поступающих на его имя почтовых отправлений и почтовых переводов.
Правила прямо предусматривают право на пересылку почтовой корреспонденции, коим и воспользовался представитель общества. Содержимое письма, на момент написания заявления, представителю по доверенности осуществлявшему пересылку корреспонденции было не известно, в связи с чем апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции не обоснованными. Кроме того, в суде апелляционной инстанции было так же установлено, что представитель Общества Афанасенко А.Е. действуя по доверенности от 24.08.2017 не имел полномочий на получение почтовой корреспонденции.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу что, поскольку общество получило уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении за пределами совершения административным органом соответствующих действий, оно было лишено возможности на защиту своих интересов при составлении протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Заявляя в возражениях доводы о надлежащем извещении общества, административный орган в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил доказательств того, что законный представитель общества был надлежащим образом как о времени и месте осуществления РЭК КО процессуальных действий по составлению протокола по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что предпринятые административным органом меры по извещению общества нельзя признать достаточными и обеспечивающими реальную возможность заинтересованному лицу представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий; административный орган не удостоверился о факте получения обществом уведомления о дате, месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В материалы дела не представлено доказательств, того что административный орган извещал общество иным способом; не обосновал наличие у общества обязанности осуществить получение корреспонденции в отделении почтовой связи непосредственно после поступления почтовой корреспонденции в ОПС либо в течение какого-либо времени; не подтвердил документально факта уклонения общества от получения корреспонденции.
Все неустранимые сомнения и противоречия в силу статьи 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенные РЭК КО процессуальные нарушения при рассмотрении административного дела носят существенный характер, в связи с чем решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для его отмены и принятия нового судебного акта в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ об удовлетворении требований заявителя и признания постановления по делу об административном правонарушении от 23.01.2018 незаконным и его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.05.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2024/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области по делу об административном правонарушении от 15.01.2018 признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2024/2018
Истец: ООО "Городское тепловое предприятие"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области