город Томск |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А27-11251/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Кайгородовой М.Ю.,
судей: Сухотиной В.М.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаренко С.Г. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-8097/2018) на решение от 09 июля 2018 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11251/2018 (судья Г.М. Шикин) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), город Москва, к акционерному обществу "Шахта "Заречная" (ОГРН 1024201298978, ИНН 4212005632), город Полысаево, Кемеровская область, о взыскании 543 835 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к акционерному обществу "Шахта "Заречная" (далее - АО "Шахта "Заречная", ответчик) о взыскании 270 775 руб. неустойки за перегруз вагона сверх грузоподъемности, 273 060 руб. неустойки за занижение размера провозных платежей.
Требования обоснованы положениями статей 1, 4 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 1, 23, 25, 98, 102, 119, 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2018 года иск удовлетворен частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" подало апелляционную жалобу, согласно которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции необоснованно применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил заявленную неустойку. При этом доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, не представлены ответчиком.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором просит принятый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно транспортной железнодорожной накладной N 23585589, АО "Шахта Заречная" со станции Проектная Западно-Сибирской железной дороги до станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги отправлен вагон N 62049911, груженый углем каменным битуминозным насыпью (грузоподъемность вагона 69 500 кг). Масса груза определена грузоотправителем на вагонных весах статических и составляет (согласно сведениям, указанным в накладной) - 68 800 кг. В накладной погрешность весов не указана.
21.07.2017 на станции Суйфэньхэ при проведении контрольного взвешивания вагонов в движении без расцепки на вагонных динамических весах модели ZGU-100-BWL (заводской номер 00000392, последняя поверка 21.04.2017) установлено, что в вагоне N 62049911 груз массой нетто 72 370 кг. Посчитав, что излишки массы груза нетто составляют: 3570 кг, истец составил коммерческий акт N 0105561 и акт общей формы N 91/4593.
С учетом пункта 35.4 приложения N 1 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС) перевозчиком определены излишки массы груза против транспортной железнодорожной накладной и против трафаретной грузоподъемности вагона N 62049911: 2882 кг и 2182 кг, соответственно.
Перевозчиком произведен расчет штрафов за перегруз вагона N 62049911 сверх максимальной грузоподъемности (54 155 * 5 = 270 775 руб.) и за занижение размера провозных платежей (54 612 * 5 = 273 060 руб.), требование об уплате которых предъявлено к грузоотправителю (претензия N исх-52/70 направлена 29.12.2017).
Неуплата ответчиком суммы штрафа послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования о взыскании задолженности являются обоснованными, основания для взыскания с ответчика неустойки имеются, а также из наличия оснований для применения в настоящем споре статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, при предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест.
Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Погрузка грузов в вагоны, производится исходя из технических норм погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемности вагонов, контейнеров, согласно указанным на них трафаретам (статья 23 УЖТ РФ).
В силу статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.
Перевозка грузов в прямом международном сообщении между железными дорогами России и Китая производится на условиях, установленных СМГС, применяемым ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения, имеющего обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Исходя из станций отправления и назначения по спорной перевозке, правила СМГС подлежат применению к отношениям, возникшим между сторонами рассматриваемого спора.
Согласно § 1 статьи 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной. Если в соответствии с положениями настоящего Соглашения перевозчик записывает в накладную указания отправителя, то считается, что он действует от имени отправителя, если не будет доказано противоположное.
Пунктом 4 § 3 статьи 16 СМГС предусмотрено, что отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.
Неустойка по пункту 4 § 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.
Нормативные положения относительно определения количества мест и массы груза при приеме грузов к перевозке установлены в главе 9 Правил перевозки грузов, являющихся приложением к СМГС.
В частности, пунктом 4.3 Правил перевозки грузов предусмотрено, что определение количества мест и массы груза в вагоне производится отправителем, если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза. В соответствии с пунктом 4.1 Правил перевозки грузов местом груза считается одна единица груза или связка, пакет и др., сформированные из отдельных единиц груза, скрепленных между собой (укрупненное место груза). В силу пункта 4.4 Правил перевозки грузов отправитель указывает в накладной количество мест груза, за исключением: грузов, перевозимых в вагоне навалом, насыпью, наливом; груза в таре, упаковке или штучного груза, перевозимых на открытом подвижном составе или в контейнерах открытого типа, если общее количество мест превышает 100. Согласно пункту 4.7 Правил перевозки грузов общую массу груза (брутто), погруженного в вагон, ИТЕ или АТС, определяют в зависимости от рода груза и технической возможности взвешиванием или расчетным путем. При этом расчетным путем массу груза определяют: по трафарету, то есть суммированием массы груза (брутто), указанной в маркировке каждого места груза; по стандарту, то есть умножением стандартной массы единицы груза на количество мест груза; по обмеру, то есть умножением вычисленного на основании измерений объема погруженного груза на его объемную массу; по замеру высоты налива (для этилового спирта - высоты недолива) с определением объема налитого груза по таблицам калибровки цистерн, разработанным их изготовителем, при этом определяется температура груза и плотность продукта; с использованием счетчиков или других верифицированных средств измерения.
Перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством (§ 1 ст. 23 СМГС). Если отправителем не соблюдены условия перевозки или отправка не отвечает сведениям, указанным отправителем в накладной, то в порядке, предусмотренном статьей 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" и статьей 32 "Дополнительные расходы, связанные с перевозкой груза" Соглашения, перевозчику должны быть возмещены все расходы, вызванные проверкой и подтвержденные документально (§ 2 статьи 23 СМГС).
Как следует из материалов дела, при произведении контрольного взвешивания на станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги истцом установлены неверные сведения о массе груза по вагону N 62049911 свыше массы, указанной в накладной N 23585589, о чем составлен акт общей формы от 21.07.2017 N 91/4593.
Согласно представленному истцом расчету сумма штрафов за перегруз вагона N 62049911 сверх максимальной грузоподъемности (54 155 * 5 = 270 775 руб.) и за занижение размера провозных платежей (54 612 * 5 = 273 060 руб.).
При контрольной перевеске груза использовались вагонные электронные динамические весы модели ZGU-100-BWL, заводской N 00000392, максимальный предел взвешивания до 100 000 кг включительно, дата последней поверки 21.04.2017.
Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт в порядке, предусмотренном статьей 29 Соглашения. Таким образом, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя, удостоверяются коммерческим актом.
Согласно пункту 1.3 Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 45 от 18.06.2003, при перевозках грузов в прямом международном сообщении применяются формы актов, предусмотренные СМГС, то есть коммерческий акт.
По факту несоответствия (искажения) установленной массы груза на станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги оформлен коммерческий акт N 0105561 от 21.07.2017.
Согласно п. 16 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 N 28, взвешивание грузов на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвешивание во время движения вагонов разрешается только на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. С остановкой и расцепкой вагонов взвешиваются перевозимые насыпью зерновые, хлебные грузы, семена бобовых культур, комбикорма, отруби, перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, непакетированные металлы, цветные и лом цветных металлов, пищевые грузы и грузы, перевозимые наливом (кроме спирта, вин, виноматериалов). Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки или во время движения вагонов на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания.
Кроме того, на основании статьи 41 УЖТ масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Предельное расхождение в результатах измерения массы груза на станции отправления и на станции назначения определяется по Рекомендации МИ 3115-2008 и представляет собой значение в процентах, рассчитанное с учетом предельных допускаемых погрешностей измерений массы груза на станциях отправления и назначения (пункт 1.5), которые, в свою очередь, определяются исходя из метрологических характеристик используемых средств и методов измерений (пункт 3.1).
Истцом расчет произведен с учётом предельной погрешности в соответствии в соответствии с Рекомендацией МИ 3115-2008. Ответчиком возражений относительно обстоятельств, послуживших основанием для обращения истца с иском, не заявлены, расчет суммы штрафных санкций не оспорен, документально не опровергнут (ч.3.1 ст.70 АПК РФ).
Оценив представленные истцом коммерческий акт и акт общей формы, суд признал, что указанные документы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов, подтверждают факт совершения ответчиком указанного в пункте 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС нарушения.
При таких обстоятельствах требование о взыскании штрафа истцом предъявлено обоснованно, сумма штрафа рассчитана правильно.
Доводы ОАО "РЖД" о том, что суд необоснованно удовлетворил заявление ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционным судом отклоняются по следующим основаниям.
В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установлено, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств наступления каких-либо негативных последствий для истца ввиду допущенного ответчиком искажения о весе перевозимого груза, чрезмерно высокий размер неустойки, суд считает подлежащим удовлетворению ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшает размер неустойки на основании пунктов 3, 4 § 3 статьи 16 СМГС 216 620 руб. (4-х кратный размер провозной платы) штрафных санкций за превышение грузоподъемности вагона, 54 612 руб. (однократный размер провозной платы) штрафных санкций за искажение сведений о грузе.
Такое снижение штрафа, по мнению суда, не изменяет обеспечительную природу неустойки, соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, способствует недопущению извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09 июля 2018 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11251/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11251/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Шахта "Заречная"