Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф04-5484/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А45-14877/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (07АП-7749/2018) на решение от 13 июля 2018 г. Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14877/2018 (судья Бутенко Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (Новосибирская область, с. Береговое, ул. Центральная, 39, помещение, ОГРН 1065475026121 ИНН 5433166044)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва, пер. Никольский, 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134),
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
от третьего лица - не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - заявитель, общество, ООО "Альянс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении указанного участка в собственность и направления заявителю проекта договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, Росимущество).
Решением от 13.07.2018 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154 и направить обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением суда, Территориальное управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований к Территориальному управлению отказать в полном объеме.
В обосновании своих доводов заинтересованное лицо указывает, что площадь земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154, который заявитель просит предоставить в собственность, составляет более 10 га, следовательно, Территориальное управление не наделено полномочиями по принятию решения об образовании испрашиваемого земельного участка при отсутствии соответствующего поручения Росимущества. Обращение заявителя по вопросу предоставления земельного участка с прилагаемыми документами было направлено в Росимущество, то есть Территориальное управление выполнило все необходимые действия по рассмотрению обращения заявителя, следовательно, не нарушило прав и законных интересов ООО "Альянс".
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:19:050601:1154 площадью 553 295 кв. м, что подтверждается договором аренды земельного участка N 24 от 24.05.2016, дополнительным соглашением от 25.04.2008, дополнительным соглашением N 2 от 23.06.2014. Срок действия договора аренды определен до 20.05.2055 (пункт 2.1 договора).
Спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.06.2018 N 54-0-1-121/4601/2018-6986.
Площадь участка составляет 55,3295 га, право собственности Российской Федерации зарегистрировано, права иных лиц, включая обременения (за исключением права аренды заявителя), не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.06.2018 N 54-0-1-121/4601/2018-6986.
В порядке пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Поскольку площадь испрашиваемого земельного участка превышает 10 га и составляет 55,3295 га, для принятия решения о его предоставлении в собственность заявителю управление направило в Росимущество обращение от 28.03.2018 исх. N НК-2078/05, однако какого-либо решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка не было принято Росимуществом.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением исх. N 43 от 31.08.2017 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154 площадью 553 295 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: примерно в 4,8 км по направлению на запад от ориентира Новосибирская область, Новосибирский район, МО Боровской сельсовет, с. Боровое, расположенного за пределами участка.
Письмом от 26.04.2018 N НК-2988/05 заинтересованное лицо сообщило, что в Росимущество был направлен пакет документов на получение поручения на предоставление в собственность ООО "Альянс" без проведения торгов испрашиваемого земельного участка. Соответствующего поручения в адрес заинтересованного лица не поступало. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом заинтересованного лица от 28.03.2018 N НК-2078/05 в адрес Росимущества, согласно которому информация о выявленных и неустраненных нарушениях в рамках государственного земельного надзора при использовании указанного земельного участка в Управлении Россельхознадзора по Новосибирской области отсутствует. Данные обстоятельства также следуют из письма Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 15.06.2018 N 07-05/3212.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Альянс" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца, при этом не приводя к необоснованному ограничению прав и законных интересов иных лиц.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При установлении судом факта бездействия заинтересованного лица, для признания незаконным оспариваемого бездействия заинтересованного лица необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение таким бездействием прав и законных интересов общества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Положениями пунктов 1, 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По общему правилу, закрепленному в пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно положениям пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, заявитель обратился к заинтересованному лицу.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Обстоятельства, исключающие возможность предоставления спорного земельного участка в собственность заявителю, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, арбитражным судом не установлены. Территориальное управление на такие обстоятельства в своей апелляционной жалобе не ссылается.
На земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, находящиеся в собственности Российской Федерации. Документы территориального планирования, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, отсутствуют.
Таким образом, принимая во внимание выше изложенное, учитывая представление ООО "Альянс" всех необходимых для рассмотрения заявления документов, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, площадь которых превышает 10 га, только по поручению Росимущества апелляционной коллегией отклоняются ввиду своей настоятельности.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктом 4 Положения территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374.
Согласно пункту 4.2.27 указанного положения по поручению Федерального агентства по управления государственным имуществом территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектаров, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: принимает решения о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.23 указанного положения по поручению Агентства территориальный орган также предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Анализ полномочий территориального управления, закрепленных в указанных актах, свидетельствует о том, что именно территориальное управление является государственным органом, уполномоченным принимать соответствующие решения по заявлениям заинтересованных лиц о предоставлении им земельных участков.
Действующее законодательство не предусматривает обращение заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка непосредственно в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Таким образом, именно Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему.
Ссылка Территориального управления в обоснование своей позиции на ведомственные акты является необоснованной, поскольку они регламентируют порядок внутреннего взаимодействия между территориальными органами и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а так как заявитель не является участником указанных ведомственных отношений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и территориального управления, ведомственные нормативные правовые акты не регулируют отношения между ним и заинтересованным лицом.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия Территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1154 является обоснованным.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что заинтересованное лицо не доказало обоснованность доводов апелляционной жалобы. Приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13 июля 2018 г. Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14877/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14877/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф04-5484/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АЛЬЯНС"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом