г. Владивосток |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А51-4432/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Гончаровой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6050/2018
на решение от 27.06.2018
судьи Л.М. Черняк
по делу N А51-4432/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПАРИТЕТ" (ИНН 2537113059, ОГРН 1152537000879, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.02.2015)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконными и отмене решений от 04.12.2017
при участии: от заявителя - представитель Соколов А.Е. доверенность от 01.03.2018,
от ответчика: таможенный орган не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПАРИТЕТ" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании незаконными и отмене решений от 04.12.2017 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N N 10702000-27-27/123, 10702000-27-27/124, 10702000-27-27/125, 10702000-27-27/126, 10702000-27-27/127, 10702000-27-27/128, 10702000-27-27/129, 10702000-27-27/130, 10702000-27-27/131, 10702000-27-27/132, 10702000-27-27/133, 10702000-27-27/134, 10702000-27-27/135, 10702000-27-27/136, 10702000-27-27/137, 10702000-27-27/138, 10702000-27-27/139, 10702000-27-27/140, 10702000-27-27/141, 10702000-27-27/142, 10702000-27-27/143.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2018 решения Владивостокской таможни от 04.12.2017 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N N 10702000-27-27/123, 10702000-27-27/124, 10702000-27-27/125, 10702000-27-27/126, 10702000-27-27/127, 10702000-27-27/128, 10702000-27-27/129, 10702000-27-27/130, 10702000-27-27/131, 10702000-27-27/132, 10702000-27-27/133, 10702000- 27-27/134, 10702000-27-27/135, 10702000-27-27/136, 10702000-27-27/137, 10702000-27-27/138, 10702000-27-27/139, 10702000-27-27/140, 10702000-27-27/141, 10702000-27-27/142, 10702000-27-27/143 признаны незаконными и отменены, как не соответствующие Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров". Владивостокская таможня обязана возвратить ООО "ПАРИТЕТ" излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи по декларациям на товары NN 10702020/131015/0032138, 10702020/140116/0000521, 10702020/101115/0034615, 10702020/160915/0029814, 10702020/290915/0030856, 10702020/120515/0013331, 10702020/090615/0017074, 10702020/150815/0026475, 10702020/290915/0030929, 10702020/080715/0021138, 10702020/080715/0021004, 10702020/140715/0022072, 10702020/290116/0001668, 10702020/211215/0038181, 10702020/280416/0009657, 10702020/040416/0006778, 10702020/061015/0031507, 10702020/171215/0037915, 10702020/040416/0006770, 10702020/071215/0036790, 10702020/270515/0015367, окончательный размер которых таможне определить на стадии исполнения решения арбитражного суда.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что таможенным органом не приведены обоснованные причины сомнения в достоверности сертификатов происхождения товаров по форме "А", которые были представлены при декларировании товаров по спорным декларациям. Владивостокская таможня считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, соответственно, сделаны неверные выводы.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в течение 2015-2016 годов обществом с ограниченной ответственностью "ПАРИТЕТ" из КНР в рамках внешнеторгового контракта N 2 PAR-JHD-CFR2015 от 10.04.2015 ввозились различные товары, которые были задекларированы обществом по ДТ NN 10702020/131015/0032138, 10702020/140116/0000521, 10702020/101115/0034615, 10702020/160915/0029814, 10702020/290915/0030856, 10702020/120515/0013331, 10702020/090615/0017074, 10702020/150815/0026475, 10702020/290915/0030929, 10702020/080715/0021138, 10702020/080715/0021004, 10702020/140715/0022072, 10702020/290116/0001668, 10702020/211215/0038181, 10702020/280416/0009657, 10702020/040416/0006778, 10702020/061015/0031507, 10702020/171215/0037915, 10702020/040416/0006770, 10702020/071215/0036790, 10702020/270515/0015367.
В отношении ввезенных товаров обществом были предоставлены оригиналы сертификатов по форме "А", что послужило основанием для предоставления Первомайским таможенным постом Владивостокской таможни тарифных преференций в отношении ввезенных товаров.
Владивостокской таможней были рассмотрены в порядке ведомственного контроля решения Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных ООО "ПАРИТЕТ" в вышеназванных ДТ. Поводом для проведения данных мероприятий послужили следующие обстоятельства.
Ранее по результатам проверочных мероприятий, проведенных в отношении сертификатов о происхождении товаров по форме "А" N N G15470ZC32666892, G15470ZC32666943 по иным поставкам в адрес декларанта, было установлено, что оттиски печати в графе 11 Сертификатов происхождения товаров формы "А" не соответствуют оттискам печатей, доведенных до таможенных органов. И по сообщению Регионального бюро Ксямень по экспортно-импортному контролю и карантину КНР указанные сертификаты о происхождении товаров по форме "А" не выдавались и являются поддельными.
В связи с этим управлением товарной номенклатуры (УТН) Владивостокской таможни был проведен анализ декларирования ООО "ПАРИТЕТ" товаров по вышеуказанным декларациям, в отношении которых предоставлены тарифные преференции.
Анализ показал, что тарифные преференции предоставлены в отношении товаров, задекларированных по вышеназванным ДТ, а именно: ДТ N 10702020/080715/0021138 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 595х595мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/270515/0015367 - товар N 1 - декоративные изделия из гранита полированные, резные облицовки для каминов, скульптуры, памятники, частично в разобранном виде для удобства транспортировки, различных форм и артикулов (код ТН ВЭД ЕАЭС 6802939000), товар N 2 - декоративные изделия из гранита полированные, для садово-паркового ландшафта, кладбищ, нетто-массой более 10 кг, частично в разобранном виде для удобства транспортировки, различных форм и артикулов (код ТН ВЭД ЕАЭС 6802931000); ДТ N10702020080715/0021004 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N10702020/140715/0022072 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/290116/0001668 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/090615/0017074 - товар N 1 - плиты минеральноволокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 595х595мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); - ДТ N 10702020/120515/0013331 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 595х595мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/140116/0000521 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 600х600мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/101115/0034615 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 595х595мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/160915/0029814 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 595х595мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/290915/0030856 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 600х600мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/061015/0031507 - товар N 1 - плиты минерально-волокнистые, потолочные, акустические, текстурированные из минерального волокна, квадратной формы, размер 600х600мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 6806900000); ДТ N 10702020/171215/0037915 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/040416/0006770 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/071215/0036790 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/040416/0006778 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/280416/0009657 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/211215/0038181 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/290915/0030929 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/150815/0026475 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000); ДТ N 10702020/131015/0032138 - товар N 1 - средства укупорочные из полимерных материалов: колпачки полимерные с отвинчивающейся крышкой, с контролем вскрытия в виде юбки, с дозирующем устройством, для укупоривания бутылок с алкогольной продукцией, выполнены методом штамповки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923501000).
В результате контроля было установлено, что в отношении товаров, поименованных в спорных декларациях, Первомайским таможенным постом Владивостокской таможни предоставлены тарифные преференции на основании сертификатов о происхождении товаров формы "А", а именно:
N п/п |
N товара |
N ДТ |
N сертификата |
Дата сертификата |
1 |
1 |
10702020/080715/0021138 |
G151300030239275 |
23.01.2015 |
2 |
1 |
10702020/270515/0015367 |
G151309001590008 |
13.05.2015 |
3 |
1 |
10702020/080715/0021004 |
G153306050200020 |
19.06.2015 |
4 |
1 |
10702020/140715/0022072 |
G153306017290009 |
19.06.2015 |
5 |
1 |
10702020/290116/0001668 |
G163306050200003 |
15.01.2015 |
6 |
1 |
10702020/090615/0017074 |
G151300030238946 |
22.05.2015 |
7 |
1 |
10702020/120515/0013331 |
G151300030238714 |
24.04.2015 |
8 |
1 |
10702020/140116/0000521 |
Gl51300018622943 |
24.12.2015 |
9 |
1 |
10702020/101115/0034615 |
G151300030230480 |
21.10.2015 |
10 |
1 |
10702020/160915/0029814 |
G151309009590101 |
15.09.2015 |
11 |
1 |
10702020/290915/0030856 |
G151300018621644 |
10.09.2015 |
12 |
1 |
10702020/061015/0031507 |
G151300018621645 |
10.09.2015 |
13 |
1 |
10702020/171215/0037915 |
G153306017290022 |
04.12.2015 |
14 |
1 |
10702020/040416/0006770 |
G163306017290004 |
21.03.2016 |
15 |
1 |
10702020/071215/0036790 |
G153306017290020 |
19.11.2015 |
16 |
1 |
10702020/040416/0006778 |
G163306050200012 |
18.03.2016 |
17 |
1 |
10702020/280416/0009657 |
G163306017290005 |
15.04.2016 |
18 |
1 |
10702020/211215/0038181 |
G153306050200046 |
04.12.2015 |
19 |
1 |
10702020/290915/0030929 |
G153306017290014 |
18.09.2015 |
20 |
1 |
10702020/150815/0026475 |
G153306017290010 |
30.07.2015 |
21 |
1 |
10702020/131015/0032138 |
G153306017290015 |
30.09.2015 |
По результатам проверки оригиналы сертификатов по указанным ДТ в соответствии с пунктом 1 подпунктами 4, 6 Распоряжением ФТС России от 26.09.2013 N 296-р "О мерах по контролю за правомерностью предоставления тарифных преференций" были направлены в ДВТУ для рассмотрения вопроса о возможности использования данных сертификатов о происхождении товаров в качестве основания для предоставления тарифных преференций для дальнейшего направления в УТН. Письмами ФТС России от 30.08.2016 N06-86/43655, N06-86/43654 в Бюро Хэбэй по экспортно-импортному контролю и карантину КНР и Региональное бюро Зжеджианг по экспортно-импортному контролю и карантину КНР направлены запросы для подтверждения факта выдачи указанных выше сертификатов о происхождении товаров по форме "А" и достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно письму ФТС России от 02.06.2017 N 06-88/29598 "О сертификатах происхождения товаров по форме "А"" ответ от компетентных органов КНР не поступал.
Результаты проверки отражены в соответствующем акте N 10702000/206/260617/А0051 от 26.06.2017.
Решением Владивостокской таможни в порядке ведомственного контроля от 24.11.2017 N 10702000/241117/1216-р решения Первомайского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным декларациям на товары, были признаны не соответствующими праву Евразийского экономического союза и отменены.
04.12.2017 Владивостокской таможней вынесены решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 04.12.2017 N N 10702000-27-27/123 - 10702000-27-27/143, которыми ООО "ПАРИТЕТ" было отказано в предоставлении тарифных преференций.
Не согласившись с указанными решениями, посчитав, что данные ненормативные акты нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "ПАРИТЕТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпункт 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС устанавливает, что в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также применение льгот по уплате таможенных платежей.
К льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции (подпункт 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС).
Согласно статьей 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Исходя из положений статей 59, 61 ТК ТС документом, подтверждающим страну происхождения товаров, в том числе является сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
В части 1 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товара.
Китай включен в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (пункт 41), утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N130.
Согласно статье 1 Соглашения о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (заключено в г. Москве 12.12.2008), на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, согласно приложению, составляющему неотъемлемую часть данного Соглашения.
В соответствии с разделом VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
Аналогичные возможности предусмотрены разделом VIII Правил, согласно которым в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные органы или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения (абзац 2).
Из анализа указанных выше положений следует, что таможенные органы вправе мотивировано обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны лишь в случае обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений.
Из материалов дела следует, что в решениях от 04.12.2017 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N N 10702000-27-27/123, 10702000-27-27/124, 10702000-27-27/125, 10702000-27-27/126, 10702000-27-27/127, 10702000-27-27/128, 10702000-27-27/129, 10702000-27-27/130, 10702000-27-27/131, 10702000-27-27/132, 10702000-27-27/133, 10702000-27-27/134, 10702000-27-27/135, 10702000-27-27/136, 10702000-27-27/137, 10702000-27-27/138, 10702000-27-27/139, 10702000-27-27/140, 10702000-27-27/141, 10702000-27-27/142, 10702000-27-27/143 в обоснование отказа в предоставлении преференции таможенный орган указывает на отсутствие ответа от уполномоченных органов КНР, выдавших сертификат о происхождении товаров по форме "А".
При этом из запросов таможенного органа, направленных в региональное бюро Зжеджианг и бюро Хэбэй по экспортно-импортному контролю и карантину КНР (N N 06-86/43654, 06-86/43655 от 30.08.2016), следует, что в виде причины обращения таможня указала на подозрения подлинности рассматриваемых сертификатов.
Вместе с тем, достоверных фактов, подтверждающих возникновение сомнений подлинности сертификатов, таможня в запросах не указала.
Как следует из текста решения N 10702000/241117/1216-р от 24.11.2017 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Первомайского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным декларациям на товары, как не соответствующим праву Евразийского экономического союза, ранее по результатам проверочных мероприятий, проведенных в отношении сертификатов о происхождении товаров по форме "А" NNG15470ZC32666892, G15470ZC32666943 было установлено, что оттиски печати в графе 11 Сертификатов происхождения товаров формы "А" не соответствуют оттискам печатей, доведенных до таможенных органов.
Из ответа на запрос таможенного органа о подлинности данных сертификатов региональное бюро Ксямень по экспортно-импортному контролю и карантину КНР указало, что сертификаты о происхождении товаров по форме "А" не выдавались и являются поддельными.
Вместе с тем, таможенным органом не принято во внимание то обстоятельство, что рассматриваемые товары, задекларированные в спорных ДТ, отличаются от товаров, в подтверждение подлинности которых были выданы сертификаты N N G15470ZC32666892, G15470ZC32666943. Кроме того, рассматриваемые сертификаты были выданы иными уполномоченными органами КНР.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу о неправомерности позиции таможни о наличии оснований для сомнений подлинности сертификатов, которые являются предметом рассмотрения настоящего спора.
Судебная коллегия отмечает также, что в рамках настоящего спора таможенным органом не исследовался вопрос соответствия оттисков печати в графе 11 Сертификатов с оттисками печатей, доведенных до таможенных органов. Следовательно таможенный орган поставил под сомнение подлинность спорных сертификатов необоснованно.
При изложенных обстоятельствах решения таможни от 04.12.2017 от 04.12.2017 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N N 10702000-27-27/123, 10702000-27-27/124, 10702000-27-27/125, 10702000-27-27/126, 10702000-27-27/127, 10702000-27-27/128, 10702000-27-27/129, 10702000-27-27/130, 10702000-27-27/131, 10702000-27-27/132, 10702000-27-27/133, 10702000-27-27/134, 10702000-27-27/135, 10702000-27-27/136, 10702000-27-27/137, 10702000-27-27/138, 10702000-27-27/139, 10702000-27-27/140, 10702000-27-27/141, 10702000-27-27/142, 10702000-27-27/143, являются незаконными, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18, в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, судебная коллегия считает, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя является обязание таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи по декларациям на товары N N 10702020/131015/0032138, 10702020/140116/0000521, 10702020/101115/0034615, 10702020/160915/0029814, 10702020/290915/0030856, 10702020/120515/0013331, 10702020/090615/0017074, 10702020/150815/0026475, 10702020/290915/0030929, 10702020/080715/0021138, 10702020/080715/0021004, 10702020/140715/0022072, 10702020/290116/0001668, 10702020/211215/0038181, 10702020/280416/0009657, 10702020/040416/0006778, 10702020/061015/0031507, 10702020/171215/0037915, 10702020/040416/0006770, 10702020/071215/0036790, 10702020/270515/0015367.
Все доводы апелляционной жалобы идентичны доводам содержащимся в письменных отзывах на заявление, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку; доводы апеллянта не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2018 по делу N А51-4432/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.