г. Красноярск |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А33-7656/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" июня 2018 года по делу N А33-7656/2018,
принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ачинский торгово-экономический техникум" (далее - заявитель, КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум", техникум) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского о края (межрайонное) (далее - ответчик, Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2018 N 205S19180003068 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 96 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "14" июня 2018 года по делу N А33-7656/2018 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным вынесенное Управлением Пенсионного фонда решение от 12.03.2018 N 205S19180003068 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 96 000 рублей. На Управление Пенсионного фонда возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Управления Пенсионного фонда в пользу КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум" взыскано 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что решение от 12.03.2018 N 205S19180003068 является законным и обоснованным. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что в случае предоставления страхователем дополняющих сведений с нарушением установленного срока на застрахованных лиц, по которым ранее сведения не предоставлялись, совершенное правонарушение квалифицируется как непредставление страхователем индивидуальных сведений в установленный срок, а представление формы СЗВ-М "исходная" за август 2016 года является неполной (недостоверной) и соответственно страхователь привлекается к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим арбитражным апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены следующие документы (в копиях):
- сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года, тип формы "исх" на 9 застрахованных лиц; сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года, тип формы "доп" на 205 застрахованных лиц; сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года, тип формы "отм" на 3 застрахованных лиц, которые имеются в материалах дела, ходатайство о необходимости повторного приобщения указанных документов к материалам дела не заявлено;
- сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года, тип формы "доп" на 1 застрахованное лицо; сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года, тип формы "отм" на 1 застрахованное лицо, которые являются дополнительными доказательствами, ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела с обоснованием невозможности их представления в суд первой инстанции не заявлено.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы не заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств, имеющихся в материалах дела, а также дополнительных доказательств, с обоснованием невозможности их представления в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела вышеуказанных документов, приложенных к апелляционной жалобе; указанные документы подлежат возврату заявителю апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
08.11.2016 по телекоммуникационным каналам связи техникумом представлена форма СЗВ-М за октябрь 2016 года по типу исходная в отношении 9 застрахованных лиц.
28.11.2016 КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум" по телекоммуникационным каналам связи направлены в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2016 года в отношении 205 застрахованных лиц.
21.01.2018 Управлением Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 205S18180000779, согласно которому страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2016 года в отношении 202 застрахованных лиц.
В указанном акте содержатся сведения о том, что рассмотрение материалов проверки с учетом представленных страхователем документов состоится в 10 час. 00 мин. 12.03.2018.
Названный акт направлен страхователю по почте.
Рассмотрение материалов правонарушения проводилось в присутствии представителей страхователя.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 12.03.2018 N 205S19180003068 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 101 000 рублей. Основанием для привлечения страхователя к ответственности явилась неполнота и недостоверность представленной страхователем отчетности за октябрь 2016 года.
Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда, страхователь обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что Управлением Пенсионного фонда не доказал наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федеральный закон N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года. Кроме того, судом первой инстанции установлено нарушение Управлением Пенсионного фонда процедуры принятия оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за октябрь 2016 года должны быть представлены техникумом в Управление Пенсионного фонда не позднее 10.11.2016.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п, действующими в спорный период.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрены два состава правонарушения, влекущие ответственность страхователя в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решением от 12.03.2018 N 205S19180003068 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в предоставлении неполных (недостоверных) сведений в отношении застрахованных лиц за октябрь 2016 года.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок. Представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2016 года представлены обществом - 28.11.2016, после исходной формы, что свидетельствует о совершении страхователем состава правонарушения, выразившегося в нарушении срока предоставления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, указанных в дополняющей форме.
Таким образом, квалификация указанного деяния Управлением Пенсионного фонда как предоставление неполных (недостоверных) сведений осуществлена необоснованно.
Законодатель установил ответственность не за неполноту формы, в которой предоставляются сведения, а за отсутствие каких-либо индивидуальных сведений в отношении конкретного лица, например, страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчества, а также идентификационного номера налогоплательщика.
Таким образом, поскольку недостоверности (неполноты) сведений в отношении застрахованных лиц, представленных страхователем, Управлением Пенсионного фонда не установлено, привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушения, которое он не совершал, не соответствует требованиям законодательства.
При этом, судом первой инстанции верно установлено, что ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не указано, в чем выразилось несоответствие (неполнота или недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений, не описано событие правонарушения.
Кроме того, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 34 Инструкции N 987н (действующей в спорный период) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Как следует из материалов дела, страхователь самостоятельно направил в Управление Пенсионного фонда дополняющую форму сведений СЗВ-М за октябрь 2016 года.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что Управление Пенсионного фонда не доказало наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении Управлением Пенсионного фонда процедуры принятия оспариваемого решения.
В соответствии с абзацем 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что решение должно быть принято должностным лицом Управления Пенсионного фонда - руководителем или заместителем руководителя, который непосредственно участвовал в рассмотрении материалов проверки. Данное правило позволяет лицу, в отношении которого проводилась проверка, в полной мере реализовать право на свою защиту, в частности, путем предоставления устных объяснений представителем организации лицу, которым в итоге будет принято решение - руководителю (заместителю руководителя) учреждения, имеющему в данном случае возможность наиболее полно исследовать материалы проверки и принять на основании исследованных обстоятельств законное решение.
Из пояснений Управления Пенсионного фонда, представленных в материалы дела, следует, что начальник Управления Вавилова И.В. при рассмотрении материалов проверки совместно с представителями страхователя не присутствовала. Акты, возражения и иные документы были переданы начальнику Управления для рассмотрения и вынесения решения ответственным лицом, после чего Вавиловой И.В. было принято оспариваемое решение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Управлением Пенсионного фонда положений Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения является единым процессом и не может осуществляться разными лицами.
Допущенные Управлением Пенсионного фонда нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемого решения свидетельствуют о существенном нарушении прав лица, привлекаемого к ответственности, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" июня 2018 года по делу N А33-7656/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.