г. Санкт-Петербург |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А56-43184/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Калининой К.А., доверенность от 05.04.2018
от 3 -х лиц: 1,2. не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19813/2018) ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2018 по делу N А56-43184/2017 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
3-и лица: ФГКУ "442 ВКГ" Минобороны России; ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование западного военного округа" (далее - ответчик) с требованием о взыскании с учетом уточнения 290 619 руб. 22 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию по договору N 3254 от 06.08.2015 г. за период с 01.02.2017 г. по 28.02.2017 г. по объектам, расположенным в г. Владимир, 3 353 руб. 30 коп. пеней, начисленных с 21.03.2017 г. по 10.04.2017 г. исходя из ставки 7,5%.
Определением от 21.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "442 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика 290 619 руб. 22 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию по договору N 3254 от 06.08.2015 г. за период с 01.02.2017 г. по 28.02.2017 г. по объектам, расположенным в г. Владимир, 3 241 руб. 52 коп. пеней, начисленных с 21.03.2017 г. по 10.04.2017 г. исходя из ставки 7,25%.
Решением Арбитражного суда города Санкт -Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2018 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что между ним и истцом не заключен договор, в связи с чем денежные средства взысканы с ответчика необоснованно.
Надлежащим ответчиком, по мнению ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", является АО "ГУ ЖКХ", с которым Минобороны заключен контракт N 7-ТХ на поставку тепловой энергии.
Документально обоснование исковых требований, по мнению ответчика. отсутствует, а поскольку ответчик является некоммерческой организацией, финансируемой государством, он не несет ответственности при отсутствии вины в просрочке исполнения обязательства.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и третьи лица. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец осуществляет поставку тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения помещений ответчика, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Красноармейская, д. 30, ул. Бобкова, д. 10.
Поскольку поставленная истцом ответчику в период с 01.02.2017 г. по 28.02.2017 г. тепловая энергия на общую сумму 290 619 руб. 22 коп. последним не оплачена, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Установив, что доказательств погашения указанной задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции признал обоснованными требования истца по праву и по размеру и удовлетворил их в заявленном размере.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Постановлением администрации города Владимира от 29 ноября 2013 г. N 4352 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир на 2013-2027 года и о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" определено единой теплоснабжающей организацией муниципального образования город Владимир.
04 августа 2015 г. исх. N 520 в адрес истца поступила заявка на заключение договора теплоснабжения и горячее водоснабжение с 01.01.2015 г. объектов министерства обороны РФ, потребителем согласно вышеуказанному письму выступает Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".
13 октября 2015 г. исх. Письмом N 70200-15-50/1 в адрес 368 отдела территориального Э ОКУ ЗВО МО РФ был направлен проект договора теплоснабжения N 3254, 23 декабря 2015 г. исх.
Письмом N 70201-25-00122 направлено Дополнительное соглашение, данный договор и дополнительное соглашение были получены 368 отделом территориального Э ОКУ ЗВО МО РФ 09.11.2015 г. и перенаправлены на подписание в управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЗВО МО РФ, что подтверждается почтовым уведомлением и письмом от 28 июля 2016 г. исх. N 717. Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование западного военного округа" указанный контракт не подписало, мотивированного отказа от его подписания ответчик не направил.
Факт поставки тепловой энергии на объекты теплоснабжения расположенные по адресу: г. Владимир ул. Красноармейская, д. 30, ул. Бобкова, д. 10 ее объем и стоимость подтверждается материалами дела, в том числе счетами - фактурами.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с п. п. 28 ст. 1 ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Как следует из материалов дела, направленный истцом подписанный в одностороннем порядке договор теплоснабжения N 3254 Федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование западного военного округа" не подписан.
В соответствие с п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствие с п. 7 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" и исходя из положений ст. ст. 426, 548 ГК РФ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.
Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Таким образом, порядок заключения договора теплоснабжения регулируются нормами ФЗ "О теплоснабжении", Правилами подключения к системам теплоснабжения.
Нормы ФЗ "О контрактной системе" не являются специальными по отношению к правовым актам в сфере теплоснабжения.
Действующее законодательство о теплоснабжении в правоотношениях по заключению договоров теплоснабжения не содержат исключений для получателей бюджетных средств.
Порядок заключения договоров теплоснабжения установлен главой 4 ФЗ "О теплоснабжении".
При заключении договора с ответчиком данный порядок не был нарушен.
Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить дня него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ).
Несмотря на то, что ответчик не вернул истцу подписанный государственный контракт, мотивированного отказа от его подписания ответчик не направил.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 17.02.1998 отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В жалобе ответчик указал, что истец обратился к ненадлежащему ответчику, исковые требования должны быть предъявлены к АО "ГУ ЖКХ".
В соответствие со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик не представил в материалы дела доказательства относительно заявленных возражений.
Поскольку материалами дела подтверждается факт наличия задолженности, требование истца о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в заявленный период является обоснованным.
Истцом также было заявлено о взыскании с ответчика пени в размере 3 241 руб. 52 коп. за период с 21.03.2017 г. по 10.04.2017 г.
В соответствие с п. 9.1. ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Поскольку ответчик не исполнил обязанности по оплате оказанных услуг теплоснабжения, требование истца о взыскании с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" пени является обоснованным.
Ответчик контррасчет пени не представил.
При таких обстоятельствах, заявленные требования о взыскании с ответчика суммы основного долга и штрафных санкций правомерно полностью удовлетворены судом.
Нормы материального и процессуального права судом не нарушены, изложенные в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2018 по делу N А56-43184/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43184/2017
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЗАПАДНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19813/18
13.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43184/17
23.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-900/18
19.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43184/17