город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2018 г. |
дело N А32-28131/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Туркова А.В., доверенность от 17.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 по делу N А32-28131/2017, принятое судьей Дунюшкиным П.А.
по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802ОГРН 1022302953947)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" (ИНН 2319037961 ОГРН 1062319006551)
о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" (далее - общество) о понуждении к заключению договора теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) на условиях проекта от 21.03.2017 N 2415 в редакции истца.
Исковые требования мотивированы тем, что общество осуществляет управление многоквартирными домами. Обществу направлен проект договора теплоснабжения, однако договор с его стороны подписан не был.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 иск удовлетворен. Суд обязал ООО "Домоуправление Светлана" в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить публичный договор теплоснабжения на поставку тепловой энергии и теплоснабжения на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с муниципальным унитарным предприятием города Сочи "Сочитеплоэнерго" на условиях проекта муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" от 21.03.2017 N 2415. Решение мотивировано тем, что ответчик, как управляющая организация, на основании пункта 21.1 Правил N 124 обязан приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Положения договора в редакции предприятия не противоречат Правилам N 124.
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, отказать в иске полностью. Полагает, что договор заключен на условиях общества. Обслуживание и эксплуатация ОДПУ не может быть возложена на общество, поскольку приборы учета были установлены предприятием и частично вышли из строя. Приборы не включены в состав общедомового имущества. В управляющей компании отсутствуют сведения о показаниях индивидуальных приборов учета, в связи с чем неправомерно возложение на общество представления этой информации ресурсоснабжающей организации. Техническая документация была ранее передана в ресурсоснабжающие организации. Просит заменить формулировку "коммунальный ресурс" на "Теплоэнергия и теплоноситель".
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения, настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с лицензией от 29.04.2015 N 83 ООО "Домоуправление Светлана" осуществляет управление многоквартирными домами в г. Сочи по следующим адресам: ул. 20-й Горно-стрелковой дивизии, 2, 31, ул. Грибоедова, 17, 33, 35, 7, ул. Джигитская, 13, ул. Дмитриевой, 30, 30а, 32, 34, 36, 56, ул. Карбышева, 5, ул. Лермонтова, 12, 5, ул. Мандариновая, 10, ул. Тургенева, 10, 14, 2, 6, ул. Учительская, д. 22, 24, 26, 28, 30,ул. Яна Фабрициуса, 2/26, 2/30, 2/32, 2/ 34.
МУП Сочи "Сочитеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды в вышеуказанных многоквартирных домах.
Согласно письму от 21.03.2017 N 02-2252/17 истец направил в адрес ответчика для подписания проект публичного договора теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) от 21.03.2017 N 2415, оставленный ответчиком без ответа.
Ссылаясь на то, что ответчик, являясь управляющей организацией и исполнителем услуг в отношении жильцов многоквартирных домов, обязан заключить договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а также на уклонение ответчика от его заключения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что собственниками спорных домов в качестве управляющей организации утверждено общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана", на основании положений ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), согласно которым управляющая организация, имеющая обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав возможна, в том числе, способом понуждения совершения определенных действий, обязанность совершения которых предусмотрена законом.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Договор энергоснабжения, о понуждении к заключению которого просил истец, согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку в данном случае предметом спора является вопрос о заключении договора энергоснабжения в целях предоставления коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирных жилых домов, к отношениям сторон помимо прочего подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 44, ч. ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, на основании п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подп. "и" п. 34 Правил N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Порядок обращения исполнителя коммунальных услуг к ресурсоснабжающей организации в целях заключения договора энергоснабжения урегулирован Правилами N 124.
Из содержания п. п. 1, 4 Правил N 124 управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома или по предоставлению потребителям коммунальных услуг, в целях исполнения такой обязанности должна заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или поставки газа.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке в данный дом коммунальных ресурсов, в том числе потребляемых при содержании общего имущества, участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Для целей оказания коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с данными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации (п. 10 Правил N 124).
В силу п. 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству РФ, в том числе данными Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным данными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным данными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пунктом 12 Правил N 124 установлено, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор снабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
На основании п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана", являясь исполнителем коммунальных услуг, в силу своего статуса обязано заключить договор теплоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома с предприятием "Сочитеплоэнерго" как ресурсоснабжающей организацией и, следовательно, в отношении ответчика допустимо понуждение к заключению договора в порядке ст. 421 п. 4 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом апелляционный суд отмечает, что предприятием "Сочитеплоэнерго" соблюден установленный действующим законодательством порядок заключения договора ресурсоснабжения. Общество "Светлана" указывает, что направило предприятию письмом от 26.04.2017 N 71 об отказе в подписании договора возражения и собственную редакцию договора, в связи с чем полагает, что договор заключен на его условиях.
Вместе с тем, в связи с недостижением соглашения относительно договора предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Разрешение спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Таким образом, при рассмотрении иска о понуждении к заключению договора суд должен урегулировать разногласия сторон относительно его условий.
Указанные действия судом были совершены.
Судом разрешены разногласия сторон в отношении обеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
Общество указывает на отсутствие обязанности по содержанию приборов учета.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу п. 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пп. "ж" п. 10. Правил N 491, общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пп. "к" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющая организация согласно п. 24 Правил N 491 должна обладать сведениями о составе и состоянии общего имущества, которые отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе,
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
Также суд отклонил доводы об отсутствии возможности у общества осуществлять проверку приборов учета - индивидуальных и коллективных.
В силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 ответчик обязан ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Общество указывает на отсутствие у него технической документации, поскольку ранее она была передана иным ресурсоснабжающим организациям.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в ведении управляющей организации должны находиться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные, связанные с управлением таким домом документы.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие указывает, что перечень многоквартирных домов соответствует сведениям, предоставленным жилищной инспекцией, а площади соответствуют справкам БТИ.
Кроме того, технические характеристики могут быть уточнены сторонами при исполнении договора, что не влечет его незаключенность, либо недействительность. Судом первой инстанции установлена обязанность ответчика по заключению спорного договора, условия договора соответствуют действующему законодательству.
При указанных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 по делу N А32-28131/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.