г. Киров |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А31-117/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Косаревой К.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.05.2018 по делу N А31-117/2018, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324),
к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье" (ОГРН 1064401000289, ИНН 4401060318),
о взыскании задолженности,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ПАО "ТГК N 2", истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - ООО "Заволжье", ответчик, Общество, управляющая организация, заявитель) 186558 рублей 02 копейки задолженности по договору теплоснабжения за период с января по август 2017 года
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.05.2018 уточненные исковые требования Компании удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Заволжье" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение.
По мнению заявителя, решение является необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Общество полагает, что судом не дана надлежащая правовая оценка расчету истца, уточняя, что горячее водоснабжение в спорных МКД осуществляется в закрытой системе, расчет задолженности произведен исходя из утвержденной департаментом стоимости одного из компонентов тарифа на горячую воду (компонента на тепловую энергию). Считает, что суду необходимо было включить в предмет исследования вопросы: в связи с чем департаментом обществу утвержден именно данный вид тарифа, повлияла ли на его формирование технологическая особенность подключения спорных МКД, а также наличие иной возможности обеспечения помещений в спорных МКД горячей водой. Указывает, что с 1 января 2017 года плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в состав платы за содержание жилого помещения. Сообщает о принятии 31.05.2017 Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области постановления 7-НП "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области, однако при расчете объема поставленного ресурса истцом в период с 1 июня по 31 августа 2017 года не учтены новые нормативы, утвержденные постановлением 7-НП, а именно: 0,0259 куб.м на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Заявитель обращает внимание суда, что спорные МКД оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в расчете количества тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества в МКД в горячей воде, истец не отразил объем горячей воды по каждому МКД, объем индивидуального потребления горячей воды в каждом МКД, количество тепловой энергии определено исключительно исходя из норматива. Также управляющая организация указывает на действие между ПАО "ТГК N 2" и ООО "Заволжье" агентского договора N А/1102 от 01.05.2012, на основании которого истец самостоятельно производит начисления конечным потребителям за услугу "Отопление" и "ГВС (Подогрев)". У управляющей организации отсутствуют данные по индивидуальному потреблению горячей воды, в связи с чем ООО "Заволжье" самостоятельно неможет определить объем тепловой энергии в горячей воде, израсходованной в целях содержания общедомового имущества.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.07.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.07.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве считает доводы жалобы несостоятельными, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила позицию по делу.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 13.09.2018.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, направил письменные пояснения во исполнение протокольного определения апелляционного суда от 30.08.2018. в которых уточнил правовую позицию по делу, приложил расчеты за исковой период с применением норматива потребления тепловой энергии.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.03.2014 между ОАО "ТГК N 2" (в настоящее время - ПАО "ТГК N 2", ресурсоснабжающая организация) и ООО "Заволжье" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 1102, согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабжающая организация поставляет, а потребитель принимает и оплачивает поставленные ресурсы.
Расчёт за принятую тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным (п. 6.6 договора).
Во исполнение принятых обязательств истец в период с января по август 2017 года (далее - спорный период) поставлял в МКД под управлением ответчика тепловую энергию, в том числе в целях содержания общего имущества, подтвердил факт поставки в объеме 112,086687 Гкал актами приема-передачи тепловой энергии, подписанными управляющей организацией без возражений и разногласий, выставил к оплате счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры (л.д.28-51).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/523 установлены тарифы на тепловую энергию на 2016 - 2018 годы.
Для расчета объема поставленного ресурса истцом применены нормативы потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, утвержденные постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 28.05.2013 N 4-нп, с учетом Постановления Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 22.12.2016 N 63-НП "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской области".
14.06.2017 и 02.10.2017 истец направил в адрес ответчика претензии об оплате задолженности за коммунальный ресурс N 01-4-13-2-2/к/12-13 и N01-4-13-2-2/к/12-832 (л.д.10, 11).
Ненадлежащее исполнение обязательства по оплате поставленных ресурсов, использованных в целях содержания общего имущества, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу о взыскании 186558 рублей 02 копейки задолженности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основанием заявленного иска является поставка тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ООО "Заволжье" по договору N 1102 от 01.01.2014.
В силу пункта 3 статьи 15, статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Абонент обязан оплатить стоимость принятой энергии, осуществив расчет с учетом требований действующего законодательства в срок, который определен в правоотношениях с энергоснабжающей организацией.
Не оспаривая по существу факт поставки тепловой энергии в горячей воде, управляющая организация не оплатила стоимость ресурса, поставленного на общедомовые нужды.
Правоотношения по отпуску и оплате тепловой энергии на цели оказания коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных жилых домов, помимо общих положений гражданского права об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), подпадают под специальное регулирование норм жилищного законодательства (раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией (часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку объектом энергоснабжения являются помещения в многоквартирных жилых домах, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила N 124.
С 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Ответчик, как исполнитель коммунальных услуг и обязанная сторона в договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией, оплачивает весь объем тепловой энергии, поставленный в многоквартирные жилые дома.
В апелляционной жалобе ответчик не согласен с расчетом истца, выполненным исходя из норматива при наличии в МКД общедомового прибора учета.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 9 статьи 32 Закон N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя управляющую организацию.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов исходя из стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
В рассматриваемом споре в исковой период для расчета размера платы применялись тарифы, установленные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/523 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2" на территории Костромской области на 2016 - 2018 годы".
ПАО "ТГК-2" согласно условиям договора N 1102 от 06.03.2014 не осуществляет поставку горячей воды ответчику, а поставляет тепловую энергию путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием индивидуального теплового пункта, в связи с тем, что в многоквартирных жилых домах под управлением ответчика организована закрытая система горячего водоснабжения.
Довод ответчика о неприменении истцом в расчете норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, введенного с 1 июня 2017 года, также является необоснованным. В спорный период (январь - август 2017 года) для расчета размера платы граждан применялись нормативы потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, утвержденные постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 28.05.2013 N 4-нп, с учетом Постановления Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 22.12.2016 N 63-НП "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской области", а именно: норматив 0,026 мЗ на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. С 01 июня 2017 года применению подлежал норматив 0,0259 мЗ на 1 кв. м общей площади, в этой связи истцом в октябре 2017 года сделан перерасчет с учетом нового норматива 0,0259 мЗ на 1 кв.м.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд учитывает, что начисляемая единым информационным расчетно-кассовым центром г. Костромы плата гражданам за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах как оборудованных общедомовым прибором учета, так и не оборудованных таким прибором, оплачивается непосредственно исполнителю коммунальных услуг, в данном случае - ООО "Заволжье". С 1 января 2017 года изменился состав услуг по содержанию жилого помещения, в частности, в стоимость содержания жилого помещения включена плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды, следовательно, коммунальные услуги на общедомовые нужды с 01.01.2017 переведены в разряд жилищных услуг. Вместе с тем исполнитель коммунальных услуг должен выполнять обязательства по оплате объема поставленной тепловой энергии в рамках заключенного договора с ресурсоснабжающей организации.
Вопреки возражениям заявителя выводы суда, с учетом установленных обстоятельств настоящего дела не противоречат действующему законодательству и согласуются с правовой позицией, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств оплаты поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно взыскал с Общества задолженность в предъявленном истцом размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.05.2018 по делу N А31-117/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.