г. Киров |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А29-13018/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Ахмадуллиной Т.В., по доверенности от 14.07.2018, Еременко Н.В., по доверенности от 06.07.2018, Земсковой М.А., по доверенности от 16.07.2018,
ответчика - Соловьева А.А., по доверенности от 25.01.2018, Тимофеевой Н.П., по доверенности от 01.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд", ИНН 1102055018, ОГРН 1071102001695
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2018 года по делу N А29-13018/2015, принятое судом в составе судьи Суслова М.О.
по иску муниципального унитарного предприятия "Ухтаводоканал" муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН 1102028818 ОГРН 1021100740495)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (ИНН 1102055018 ОГРН 1071102001695)
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ухтаводоканал" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (далее - Общество, ответчик, заявитель) 4 044 581 руб. 37 коп. задолженности по договору холодного водоснабжения на общедомовые нужды от 12.01.2015 N 43/1 (далее - Договор) за апрель-июль 2015 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Предприятия основаны на статьях 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что истец в спорный период самостоятельно производил обслуживание систем холодного водоснабжения и водоотведения МКД, расположенных на территории МОГО "Ухта" и находящихся под управлением Общества, что подтверждается, в том числе, решением по делу А29-2461/2016, из чего следует, что между сторонами сложились отношения по оказанию соответствующих услуг, регулируемые главой 39 ГК РФ. На территории МОГО "Ухта" сложилась практика, в соответствии с которой, обслуживанием внутренних сетей водоснабжения и водоотведения, а также ремонтом, в том числе, капитальным в спорный период занималось Предприятие, в связи с чем ответственность за ненадлежащее содержание и ремонт сетей водоснабжения в виде обязанности оплатить потребленный на общедомовые нужды ресурс с превышением норматива лежит на истце. На истце лежала обязанность обеспечить надлежащее содержание и ремонт внутридомовой системы водоснабжения, выявить несанкционированное подключение и внедоговорное потребление коммунальных услуг, соответственно, именно истец несет ответственность за сверхнормативное потребление коммунального ресурса. Заявитель не согласен с расчетом задолженности по следующим позициям:
- расчеты по квитанциям: расчет суммарного потребления объема ХВС по МКД выполнен истцом не в соответствии с объемом ХВС выставленным в квитанциях. Это несоответствие возникает, когда потребителями не передаются показания ИПУ и в течение нескольких месяцев производится начисление по среднему, таким образом происходит искусственное увеличение сверхнорматива, то есть при расчете по ИПУ учитывается не весь объем выставленный потребителям. По данному несоответствию необоснованно предъявлен объем ХВС, равный 7359,01 м3, на сумму 329 008 руб. 81 коп.
- не применение повышающего коэффициента: не применение Предприятием при начислении объема индивидуального потребления в случае не предоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета более шести месяцев, что предусмотрено пунктом 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N354). По данному несоответствию необоснованно заявлен объем ХВС, равный 2326,74 м3, на сумму 103 782 руб. 09 коп.
- не соблюдение расчетного периода: при анализе полученных от Предприятия документов (копии квитанций, счетов-фактур, детализации и детализированного расчета) выявлено, что расчетный период, предложенный истцом для расчета, по некоторым квартирам не соблюдается. Корректировка произведена истцом только на часть выявленного объема, а на объем, равный 100,43 м3, корректировка истцом не выполнена.
- необоснованный перерасчет: Обществом выявлены некоторые квартиры, перерасчет по которым произведен истцом при отсутствии документов, дающих основание для перерасчета. По данному несоответствию необоснованно предъявлен объем ХВС, равный 433,61 м3, на сумму 19 102,3 руб.
- по количеству зарегистрированных граждан: ответчиком выявлено расхождение по количеству зарегистрированных граждан по 35 квартирам. По данному несоответствию необоснованно предъявлен объем ХВС, равный 237,41 м3, на сумму 10 580,41 руб.
- по временно отсутствующим гражданам: неполное предъявление истцом объема ХВС на индивидуальное потребление при отсутствии документов, подтверждающих причину отсутствия потребителей. По данному несоответствию необоснованно предъявлен объем ХВС, равный 1522,54 м3, на сумму 67 666,96 руб.
- недоначисленный объем: при анализе копий квитанций Обществом отмечено, что в некоторых случаях при начислении по нормативу потребителям выставляется платежный документ - на 0 м3. По данному несоответствию истцу необходимо допредъявить потребителям объем, равный 1037,93 м3, на сумму 46 138,55 руб.
- в представленных истцом квитанциях отсутствуют начисления, по данному несоответствию необоснованно предъявлен объем ХВС равный 1218,76 м3 на сумму 54 154,69.
- отсутствуют квитанции: по некоторым адресам истцом не представлены квитанции. По данному несоответствию необоснованно заявлен объем равный 61,24 м3 на сумму 2 612,95 руб.
- многоквартирные дома с подпитанными отдельностоящими зданиями и многоквартирные дома с одним вводом и подключенными двумя общедомовыми приборами учета: заявитель оспаривает начисление и предъявление к оплате стоимости поставленной холодной воды по показаниям общедомовых приборов учета по многоквартирным домам, к которым присоединены отдельно стоящие здания (ларьки, магазины, торговые павильоны и т. п.), а также многоквартирные дома, в которых установлены два общедомовых приборов учета, в том числе: Ленина 40, пр. Космонавтов 16/29, Ленина 24, Ленина 61, Ленина 37/1, Интернациональная 45, пр. Ленина 27, Ленина 45, Сенюкова 55, Ленина 49, 30 лет Октября 16, Интернациональная 37, ул. Крымская 1, Сенюкова 20, ул. Юбилейная 17, ул. Юбилейная 25, ул. Юбилейная 3, Интернациональная 43, Сенюкова 16, Строителей 5, Строителей 7, Ленина 37/2, Строителей 8, Куратова 4, Строителей 21, Строителей 24, Куратова 3, Куратова 16, Строителей 14, Социалистическая 1, ул. Юбилейная 13. По данному несоответствию необоснованно предъявлен объем ГВС, равный 8467,20 м3, на сумму 376 225,42 руб. (подпитаны отдельно стоящие здания), 2409,56 м3 на сумму 103 412,3 руб. (при одном вводе установлено 2 прибора учета).
- по применению тарифа при выставлении счета-фактуры за июль 2015 года: в связи с изменением тарифа на холодное водоснабжение с 01 июля 2015 года ответчик настаивает на расчете стоимости поставленной холодной воды за июль 2015 года с учетом применения за фактический период потребления с 23.06.2015 по 30.06.2015 тарифа, действующего в июне 2015 года, а за период с 01.07.2015 по 24.07.2015 тарифа, действующего с 01 июля 2015 года. Разница составляет 19 473,93 руб. Кроме того, письмом от 28.02.2018 ответчик сообщил, что 24 504,56 руб., полученные им от собственников на ОДН перечислены истцу, указанная сумма также подлежит исключению из размера задолженности. Итого 1 510 135,65 руб. необоснованно предъявлены к взысканию.
Истец в отзыв просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2018 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
12.01.2015 Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили Договор (в редакции протокола разногласий от 06.02.2015), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту через коммерческий общедомовой прибор учета от присоединенной водопроводной сети из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду для обеспечения предоставления абонентом коммунальных услуг холодного водоснабжения на общедомовые нужды потребителям, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилыми или нежилыми помещениями в многоквартирном доме, потребляющем коммунальные услуги напрямую от организации ВКХ на основании публичного договора (приложение N 1, договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению собственникам (нанимателям) жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета (Приложение N 2) и договора холодного водоснабжения и водоотведения (для нежилых помещений в многоквартирном доме (приложение N3).
В соответствии с приложением N 4 к Договору (т. 1 л.д. 29-35) объектами водоснабжения на момент его заключения являлись 462 многоквартирных дома (с учетом исключения трех общежитий в соответствии с протоколом разногласий), расположенные в г. Ухта и находящиеся под управлением ответчика.
Объем водоснабжения на общедомовые нужды при наличии общедомового прибора учета определяется следующим образом: из объема холодной воды, определенного по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период вычитаются объемы холодной воды, предъявленные потребителям организацией ВКХ в нежилых и жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, и в жилых и нежилых помещениях, оборудованных приборами учета (пункт 5.1 Договора).
Объем водоснабжения на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета определяется по нормативам водопотребления, рассчитанных на 1м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, в соответствии с приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.05.2013 N 28/9 "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа "Ухта" (пункт 5.2 Договора).
Согласно пункту 7 Договора расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду в объеме потребления холодной воды в течение 10 дней на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией ВКХ, в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным. Счет-фактура направляется абоненту вместе с отчетом о реализации водоснабжения на ОДН по каждому МКД за отчетный период (Приложение N 5).
Договор вступает в силу с 01.01.2015 и заключается на срок до 31.12.2015 (пункты 32 и 33 Договора).
Во исполнение условий договора истец в спорный период осуществлял поставку холодной воды на объекты ответчика и выставил для оплаты счета-фактуры на общую сумму 4 543 301 руб. 06 коп. (от 31.05.2015 N 8037 на сумму 1 279 047 руб. 64 коп.; от 30.06.2015 N 9292 на сумму 1 449 335 руб.; от 31.07.2015 N 1112 на сумму 1 054 936 руб. 58 коп.; от 31.08.2015 N 12380 на сумму 759 981 руб. 84 коп.
Объем поставленного ресурса на ОДН определен истцом в соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Договора, а именно, при наличии общедомового прибора учета из объема холодной воды, определенного по показаниям прибора учета за расчетный период, вычтены объемы холодной воды, предъявленные конечным потребителям Предприятием, а при отсутствии общедомового прибора учета объем поставленной холодной воды определен по нормативам водопотребления, рассчитанных на 1м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, в соответствии с приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.05.2013 N 28/9 "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа "Ухта".
Сведения об установке общедомовых приборов учета, об их поверке, а также показания общедомовых приборов учета, используемые при расчетах, представлены истцом в материалы дела (т. 3 л.д. 1-22).
Расчет стоимости поставленной холодной воды с применением норматива потребления произведен истцом в отношении 56 домов (т. 3 л.д. 25).
Из пояснений представителей истца и отчета о реализации за услуги водоснабжения (т. 56 л.д. 40-126) следует, что фактический период поставки холодной воды с 25.03.2015 по 24.07.2015.
С учетом частичной оплаты ответчиком стоимости поставленной холодной воды путем зачета встречных однородных требований, сумма долга, по расчету истца, составила 4 249 235 руб. 54 коп.
Претензией от 09.10.2015 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
С учетом уточненных требований задолженность за спорный период составила 4 044 581 руб. 37 коп. (т. 56 л.д. 110-126).
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец в спорный период производил поставку холодной воды в управляемые ответчиком многоквартирные дома.
В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161, пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Исходя из положений пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее также - Правила N 124), Компания является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Следовательно, управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса. Иное толкование данной нормы противоречило бы статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13, отказ во взыскании задолженности за коммунальный ресурс с организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения между гражданами возможны только при выборе непосредственного способа управления.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что многоквартирные дома, в которые Предприятием поставлялась холодная вода, находились в управлении Общества.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. При этом объектом, присоединенным к сетям теплоснабжения, является многоквартирный жилой дом, а не какое-либо отдельное помещение в нем.
Весь объем коммунального ресурса, поступающий в спорные МКД, находившиеся в управлении управляющей организации, приступившей к выполнению функций предоставления коммунальных услуг потребителям в спорный период, приобретался именно управляющей компанией для целей оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилом доме, и именно она, как исполнитель коммунальных услуг, несет обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации поставленного в спорный период коммунального ресурса.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из пункта 40 Правил N 354, следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что ответственность за ненадлежащее содержание и ремонт сетей водоснабжения в виде обязанности оплатить потребленный на общедомовые нужды ресурс с превышением норматива лежит на истце, несостоятелен. Предметом спора является задолженность за ресурс, поставленный на общедомовые нужды, сверхнормативный объем ответчику не предъявляется.
Заявитель, ссылаясь на пункт 82 Правил N 354 полагает, что истцом неправомерно при расчетах не применяется повышающий коэффициент.
Подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354 определено, что в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса (абзац 2 пункта 60 Правил N 354).
В силу пункта 82 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Пунктом 84 Правил N 354 предусмотрено, что при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 Правил проверку и снять показания прибора учета.
Согласно пункту 60(2) Правил N 354 при недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Из толкования пунктов 60, 60(2), 82 и 84 в их системной взаимосвязи следует, что непредставление в течение 6 месяцев показаний приборов влечет необходимость применения нормативов потребления на период до проведения соответствующей проверки и снятия показаний прибора учета, при этом только недопуск 2 и более раз в занимаемое потребителем помещение при условии составления соответствующего акта должно влечь для потребителя неблагоприятные последствия в виде применения расчета по нормативам потребления с применением повышающих коэффициентов.
Поскольку в материалах дела не имеется актов об отказе потребителей в допуске к прибору учета, оснований для применения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению с учетом повышающих коэффициентов у истца не имелось, в связи с чем данный довод ответчика подлежит отклонению.
Довод заявителя о расчете Общества по копиям квитанций несостоятелен.
Истец при проведении расчетов холодного водоснабжения на ОДН использует период с 23-его по 25-е число месяца в соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354.
Правильность такого расчета подтверждается позицией Верховного Суда российской Федерации, выраженной в апелляционном определении АПЛ14-507.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В целях формирования платежных документов и предоставления их потребителям не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим, подпункт "е" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя обязанность снимать показания общедомового прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и фактически реализует требования приведенной нормы кодекса. Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющих большую юридическую силу и устанавливающих иные сроки снятия показаний общедомовых приборов учета, не имеется.
Исчисление размера платы за коммунальные услуги на основании показаний общедомового прибора учета, снятых в установленные подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 сроки, является стоимостным выражением расчетного периода, равного календарному месяцу, которое не может расцениваться как изменение этого периода.
Сопоставимость объемов потребления по показаниям общедомового прибора учета с показаниями индивидуальных приборов учета для осуществления расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, обеспечивается, в том числе положениями подпункта "ж" пункта 31 Правил, закрепляющими обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а в случаях, установленных Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Предписаниями подпунктов "е" и "ж" пункта 31 Правил N 354, подлежащими применению в их нормативном единстве и взаимной связи при наличии соответствующего волеизъявления собственников жилых помещений многоквартирного дома, предусматривается снятие показаний со всех приборов учета в многоквартирном доме в одни и те же сроки и обеспечивается расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета в соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что объем ресурса, поставленный в многоквартирные дома с подпитаными, отдельностоящими зданиями и многоквартирные дома с одним вводом и подключенными двумя общедомовыми приборами учета, должен быть исключен из расчета, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
Общество оспаривает начисление и предъявление к оплате ООО "Ухтажилфонд" стоимости поставленной холодной воды по показаниям общедомовых приборов учета по многоквартирным домам, к которым присоединены отдельно стоящие здания (ларьки, магазины, торговые павильоны и т. п.), а также многоквартирные дома, в которых установлены два общедомовых приборов учета, в том числе: пр. Космонавтов д. N 16/29, пр. Ленина д. N 61, пр. Ленина д. N 37/1, пр. Ленина д. N 49, пр. Ленина д. N 45, 30 лет Октября д. N 16, ул. Сенюкова д. N 20, ул. Юбилейная д. N 17, ул. Юбилейная д. N 25, ул. Юбилейная д. N 3, ул. Куратова д. N 4, ул. Юбилейная д. N 13, пр. Ленина д. N 27, пр. Ленина д. N 57, пр. Ленина д. N 24, ул Ленина 40, пр. Космонавтов 16/29, Ленина 24, Ленина 61, Ленина 37/1, Интернациональная 45, пр. Ленина 27, Ленина 45, Сенюкова 55, Ленина 49, 30 лет Октября 16, Интернациональная 37, ул. Крымская 1, Сенюкова 20, ул. Юбилейная 17, ул. Юбилейная 25, ул. Юбилейная 3, Интернациональная 43, Сенюкова 16, Строителей 5, Строителей 7, Ленина 37/2, Строителей 8, Куратова 4, Строителей 21, Строителей 24, Куратова 3, Куратова 16, Строителей 14, Социалистическая 1, ул. Юбилейная 13.
При обращении в суд в первоначальном расчете суммы долга истец предъявил к оплате ответчику стоимость холодной воды, поставленной в присоединенные к жилым домам отдельно стоящие здания (ларьки, магазины, торговые павильоны и т. п.), между собственниками которых и Предприятием были заключены самостоятельные договоры холодного водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела истец уменьшил требования на стоимость поставленной воды в отдельно стоящие здания, а также исключил стоимость потерь на участках сетей от многоквартирного дома до отдельно стоящего здания.
Доказательств поставки холодной воды в отдельно стоящие здания в большем объеме, чем исключено истцом, заявителем не представлено, как не представлено доказательств бездоговорного потребления холодной воды отдельно стоящими зданиями.
Расчет, представленный ответчиком в апелляционной жалобе, документально не обоснован.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел необоснованным исключение из взыскиваемой суммы всего объема холодной воды, определенного общедомовым прибором учета, по домам с присоединенными отдельно стоящими зданиями.
Оснований для исключения многоквартирных домов с установленными и допущенными в эксплуатацию Предприятием двумя общедомовыми приборами учета также не имеется, поскольку доказательств неверного определения данными приборами объема поставленной холодной воды в многоквартирный дом Обществом не представлено.
В отношении довода заявителя о расхождениях при расчетах по количеству зарегистрированных граждан, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что Предприятие при расчете размера платы использует сведения о количестве зарегистрированных граждан по жилым помещениям отдела регистрационного учета граждан МУ "Информационно-расчетный центр" МО ГО "Ухта", который осуществляет регистрационный учет граждан по месту жительства. Начисление платы за услуги водоснабжения и водоотведения по жилым помещениям, в том числе, по помещениям, не оборудованным ПУ, производится основным держателем данной информации МУ "ИРЦ" МОГО "Ухта" без вмешательства сотрудников Предприятия. Информация по количеству зарегистрированных граждан по состоянию на конкретную дату предоставляется МУ "ИР" МОГО "Ухта" по запросу Предприятия на возмездной основе.
Актуальность и достоверность информации по регистрационному учету граждан, которая используется при расчетах Предприятием, подтверждается разъяснительными письмо МУ "РИЦ" МО ГО "Ухта" от 03.07.2017 N 1847, копия которого была направлена ответчику.
Доказательств, опровергающих достоверность указанных сведений, заявителем не представлено.
Истцом в материалы дела представлена развернутая детализация расчета объемов холодного водоснабжения помещений по всем МКД за спорный период индивидуально по каждому помещению в зависимости от фактических показаний, начислений, перерасчетов и дат.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2018 года по делу N А29-13018/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.