город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2018 г. |
дело N А32-4064/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "ИнжГео" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2018 по делу N А32-4064/2018 по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "ИнжГео" к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), г. Москва; Управлению Росреестра по Краснодарскому краю; Государственному инспектору по использованию и охране земель в Краснодарском крае Крючковой Ю.А., третье лицо: Администрация муниципального образования г. Краснодара о признании предписания недействительным принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "НИПИ "ИнжГео" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), г. Москва, к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, г. Краснодар, к государственному инспектору по использованию и охране земель в Краснодарском крае Крючковой Ю.А., г. Краснодар о признании предписания государственного земельного надзора Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Управления Росреестра по Краснодарскому краю об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27.10.2017 по делу N 98 недействительным.
Решением суда от 17.05.18г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что общество при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304007:7 не нарушены требования действующего законодательства в области охраны собственности и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. Отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, установлено вступившими в законную силу решением Первомайского районного суда города Краснодара от 11.09.2017 г., подтверждено решением Краснодарского краевого суда от 14.11.2017 г. по делу N 12-4042/17, а постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель о назначении административного наказания по делу N 98 от 03.05.2017 г. признано незаконным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2018 г. по делу N А32- 17489/2017 г. Оспариваемое предписание государственного земельного надзора Управления об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27.10.2017 г. по делу N 98 недействительно по причине того, что обществом при использовании земельного участка кадастровым номером 23:43:0304007:0007 не нарушены требования действующего законодательства в области охраны собственности, что установлено в ходе судебных разбирательств. Соответственно действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, управление известило суд о возможном рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем на основании ч.ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
От общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено, поскольку суд учел пределы рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, раскрытие участвующими в деле лицами в суде первой инстанции доказательств по делу, а также предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации обязательные условия, необходимые для отложения дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением управления о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 13.10.2017 N 12-7706-р в отношении общества проведена проверка с целью установления выполнения обществом предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 19.04.2017 по делу N 98, расположенном по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. им. Володи Головатого д. 585, кадастровый номер 23:43:0304007:7, вид разрешенного использования - эксплуатация нежилого сооружения.
27.10.2017 по итогам проведения проверки управлением составлен акт проверки, в котором указано, что согласно предписанию об устранении нарушения земельного законодательства от 19.04.2017 N 117 общество обязано в срок до 19.10.2017 устранить допущенные нарушения требований ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в самовольном занятии обществом", при использовании земельного участка с кадастровым номером 13.43:0304007:7, части земельного участка площадью 227 кв. м, относящейся к территории общего пользования, без правоудостоверяющих документов.
Проверкой установлено, что предписание государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель об устранении нарушения земельного законодательства от 19.04.2017 N 117/1 в установленный срок до 19.10.2017 не исполнено, допущенное нарушение, выразившееся в использовании части земельного участка, относящегося к территории общего пользования площадью 227 кв. м без правоудостоверяющих документов не устранено.
27.10.2017 по итогам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором указывается что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ и выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27.10.2017 по делу N 98.
Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения обществу предписано устранить вышеуказанные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 27 04 2018.
03.05.2017 управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 98, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии и использовании части земельного участка относящегося к территории общего пользования площадью 227 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:43:0304007, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1. КоАП РФ.
Решением от 11.09.2017 Первомайского районного суда города Краснодара по жалобе генерального директора общества Кошелева А.В. постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель Рудиянова Александра Алексеевича от 19.06.2017 по делу N 147 об административном правонарушении Кошелева А.В., предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, отменено. Производство по административному делу в отношении генерального директора ЗАО "НИПИ "ИнжГео" Кошелева А.В. прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решением Краснодарского краевого суда от 14.11.2017 решение Первомайского районного суда города Краснодара от 11.09.2017 оставлено без изменения, жалоба представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Также решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17489/2017 от 15.01.2018 постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель о назначении административного наказания по делу N 98 от 03.05.2017 признано незаконным и отменено.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, общество полагая, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27.10.2017 по делу N 98 является незаконным обжаловало его в суд.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении заявления общества ввиду следующего.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 71 ЗК РФ, подпункта 3 пункта 1 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и подп. 5 п. 9 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать обязательные для исполнения предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных в результате проверок земельного законодательства нарушений, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона и не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в результате проведенной от 19.04.2017 плановой выездной проверки установлено, что обществом используется часть земельного участка относящегося к территории общего пользования площадью 227 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 24:43:0304007.
По данному факту государственным инспектором по использованию и охране земель Управления в отношении общества составлен протокол от 19.04.2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1. КоАП РФ за самовольное занятие земельных участков.
03.05.2017 заместителем главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель Управления Росреестра Краснодарского края вынесено постановление по делу N 98 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17489/2017 от 15.01.2018 постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель о назначении административного наказания по делу N 98 от 03.05.2017 признано незаконным и отменено.
Признавая постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель о назначении административного наказания по делу N 98 от 03.05.2017 незаконным суд исходил из следующего.
25.10.2016 Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар обществу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304007:0007, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Володи Головатого, 585.
Согласно приложению к данному разрешению на строительство "Требования к застройщикам до начала основных работ по строительству Объекта" общество обязано выполнить работы по установке защитно-охранного ограждения территории строительства.
В связи с чем, обществом в целях обеспечения безопасности граждан при производстве строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 23-43-0304007:0007 был оборудован вдоль строительной площадки крытый переход для граждан, который обеспечивает их защиту от проезжающего автотранспорта, так как расположен в непосредственной близости от автодороги.
Данные факты также установлены вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда города Краснодара от 11.09.2017, оставленным без изменения решением Краснодарского краевого суда от 14.11.2017 по делу N 12-4042/17.
Согласно материалам дела, в соответствии с распоряжением органа государственного надзора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Управления Росреестра по Краснодарскому краю о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 13.10.2017 N 12-7706-р в отношении общества проведена проверка с целью установления выполнения обществом предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 19.04.2017 по делу N 98, расположенном по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. им. Володи Головатого д. 585, кадастровый номер 23:43:0304007:7, вид разрешенного использования - эксплуатация нежилого сооружения.
По итогам проведения проверки органом государственного надзора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Управления Росреестра по Краснодарскому краю 27.10.2017 составлен акт проверки, в котором указано, что согласно предписанию об устранении нарушения земельного законодательства от 19.04.2017 N 117 ЗАО "НИПИ "ИнжГео" обязано в срок до 19.10.2017 устранить допущенные нарушения требований ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в самовольном занятии ЗАО "НИПИ ИнжГео", при использовании земельного участка с кадастровым номером 13.43:0304007:7, части земельного участка площадью 227 кв. м, относящейся к территории общего пользования, без правоудостоверяющих документов.
Единый государственный реестр недвижимости содержит запись о праве собственности ЗАО "НИПИ "ИнжГео" (запись регистрации права 23-23-01/339/2005-359 от 14.11.2005) на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304007:7 площадью 1664 кв. м (погрешность измерений 14 кв. м), категория земель: земли населенных пунктом, с разрешенным видом использования - для эксплуатации нежилого сооружения, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. им. Володи Головатого, 585.
Единый государственный реестр недвижимости содержит запись о зарегистрированном праве собственности ЗАО "НИПИ "ИнжГео" на проверяемый земельный участок (запись регистрации права 23-23-01/339/2005-359 от 14 11 2005).
Исходя из визуального осмотра и фотоматериалов установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304007:7 огорожен металлическим забором, забор установлен со смежным земельным участком 23:43:0304007:11 (территория школы) на земельном участке располагается объект незавершенного строительства. На земельном участке был произведен обмер границ земельного участка геодезической спутниковой аппаратурой.
Согласно обмеру границ земельного участка установлено, что площадь земельного участка с учетом фактического использования составляет 2477 кв. м, а также установлено, что ЗАО "НИПИ "ИнжГео" при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304007:7 выступает за границы земельного участка, относящегося к территории общего пользования, путем установки ограждения, площадью 227 кв. м.
Таким образом, предписание государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель об устранении нарушения земельного законодательства от 19.04.2017 N 117/1 в установленный срок до 19.10.2017 не исполнено, допущенное нарушение, выразившееся в использовании части земельного участка, относящегося к территории общего пользования площадью 227 кв. м без правоудостоверяющих документов не устранено.
ЗАО "НИПИ "ИнжГео" при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304007:7, продолжает использовать часть земельного участка, относящегося к территории общего пользования, площадью 227 кв. м без правоудостоверяющих документов.
Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
По итогам проверки в отношении ЗАО "НИПИ "ИнжГео" составлен протокол об административном правонарушении от 27.10.2017, в котором указывается что в действиях ЗАО "НИПИ "ИнжГео" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ и выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27.10.2017 по делу N 98.
Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения ЗАО "НИПИ "ИнжГео" предписано устранить вышеуказанные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 27 04 2018.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Положения статей 8, 8.1, 131, 262, 264 ГК РФ, статей 15, 22 - 26, 39.9, 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливают обязанность лица фактически использующего земельный участок документально оформить соответствующее право (предусмотренное законодательством Российской Федерации) на владение, пользование и (или) распоряжение земельным участком, так как земельный участок в силу прямого указания в законе является недвижимой вещью, права на которые возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и подлежат государственной регистрации в силу требований вышеуказанных нормативных правовых актов.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Согласно ч. 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 ст. 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 264 ГК РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из статей 40, 41, 43 ЗК РФ, статей 262, 264 ГК РФ право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником.
К таким лицам, статьи 5, 41 ЗК РФ относят землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу ч. 3 ст. 5 ЗК РФ, общество не является правообладателем спорного земельного участка - собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором, обладателем сервитута, в силу отсутствия у общества документов, подтверждающих или удостоверяющих возникновение и наличие какого-либо из предусмотренных главами III и IV ЗК РФ прав на земельный участок (которые подлежат обязательной государственной регистрации в силу ст. ст. 8.1, 131 ГК РФ и ст. ст. 25, 26 ЗК РФ) как на самостоятельный объект недвижимости.
Согласно ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ч. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль над размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем, согласно п. п. 6.2.2, 6.2.3 Постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2001 N 2862), производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. При этом места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения.
В соответствии с п. 1.1 "ГОСТ 23407-78. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия" (введен Постановлением Госстроя СССР от 13.12.1978 N 232), ограждения по функциональному назначению подразделяются на:
защитно-охранные - предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территории и участки с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства;
защитные - предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территории и участки с опасными и вредными производственными факторами;
сигнальные - предназначенные для предупреждения о границах территорий и участков с опасными и вредными производственными факторами.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута является новым институтом земельного законодательства, введенным Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (ч. 2 ст. 39.33 ЗК РФ). В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (ч. 3 ст. 39.33 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.34 ЗК РФ, разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 39.34 ЗК РФ, определен Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Нормативным документом, непосредственно определяющим стандарты, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) по предоставлению администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги по выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности является административный регламент Постановление администрации МО город Краснодар от 02.03.2015 N 1897 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Таким образом, земельным законодательством установлен особый порядок использования земельных участков (их частей), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ.
Юридическим фактом, с момента которого граждане или юридические лица имеют право на использование соответствующего земельного участка государственной или муниципальной собственности, является получение разрешения от уполномоченного органа.
Согласно ч. 3 ст. 39.34 ЗК РФ и п. 11 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешения уполномоченный орган направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.
Административный орган не располагает сведениями и заявителем при проведении проверки, а также производстве по делу об административном правонарушении не представлено документальных подтверждений о выданном разрешении на использование части земельного участка территории общего пользования, площадью 227 кв. м, в кадастровом квартале 23:43:0304007.
Как установлено судом первой инстанции, правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на владение и пользование спорным земельным участком по иным правовым основаниям, общества, не представлено.
Судом первой инстанции верно учтено, что разрешение на строительство, выдаваемое в соответствии со ст. 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации и разрешение на использование земельного участка государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, являются различными ненормативными актами, имеющими отличную друг от друга правовую природу и порождающие различные правовые последствия.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что приложение к разрешению на строительство "Требования к застройщикам до начала основных работ по строительству Объекта", которым на общества возлагались обязанности выполнить работы по установке защитно-охранного ограждения территории строительства, исключает необходимость последующего оформления факта использования части земельного участка в установленном законом порядке.
Как следует из представленного в материалы дела письма от 20.04.2018 исх. N 9066.26 Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар, сведения об издании муниципального правового акта и заключении соответствующего договора в отношении указанных земель отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что признание решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17489/2017 от 15.01.2018 постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель о назначении административного наказания по делу N 98 от 03.05.2017, которым обществу вменялось самовольное занятие части земельного участка, незаконным, само по себе не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности совершить действия, направленные на получение в установленном порядке разрешения уполномоченного органа на использование части спорного земельного участка, в целях, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае оспариваемое предписание от 27.10.2017 по делу N 98 - ненормативный правовой акт - решение, носящее индивидуально-разовый, индивидуально определенный характер и выданное уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного земельного надзора в целях устранения выявленного в результате проверки нарушения норм действующего земельного законодательства (в данном случае - нарушения требований статьи 25, 26 ЗК РФ).
Согласно ч.ч.. 7, 8 ст. 71 ЗК РФ, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития от 26.12.2014 N 851 "Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации", установлена форма предписания.
Оспариваемое предписание от 27.10.2017 N 98 полностью соответствуют утвержденной форме.
Между тем, в оспариваемом предписании установлено конкретное нарушение, которое подлежит устранению, не указание конкретных действий, которые необходимо совершить лицу, не влечет его неисполнимость. При этом указание конкретных действий, которые необходимо совершить, означало бы вмешательство контролирующего органа в хозяйственную деятельность общества.
Кроме того, рассматривая вопрос исполнимости оспариваемого предписания, суд первой инстанции пришел к выводу, что из содержания самого предписания следует, что текст и смысл в данном конкретном случае является ясно изложенным, понятным и нормативно обоснованным, и, соответственно исполнимым, предоставленное время на устранение допущенных нарушений является достаточным для проведения обязательных мероприятий, установленных действующим законодательством.
Таким образом, оспариваемое предписание управления содержит законные требования и подлежит исполнению обществом.
Судом первой инстанции также правильно указано, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2018 по делу N А32-4064/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4064/2018
Истец: ЗАО "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "ИНЖГЕО"
Ответчик: Государственный инспектор по использованию и охране земель в Краснодарском крае Крючкова Ю.А., Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), г.Москва
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОДАР, Администрация муниципального образования г. Краснодара, КРЮЧКОВА Ю.А., УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО КК, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ РОСРЕЕСТР