г. Челябинск |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А47-2194/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А.,Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Феденева Сергея Витальевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2018 по делу N А47-2194/2018 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители:
инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга - Козлова А.А. (доверенность от 30.01.2018 N 03-11/00057).
Индивидуальный предприниматель Феденев Сергей Витальевич (далее - заявитель, ИП Феденев С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным бездействия по сторнированию задолженности на лицевом счете ИП Феденева С.В., об обязании инспекции сторнировать задолженность в размере 305 562 рублей по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) на лицевом счете ИП Феденева С.В.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области в удовлетворении заявления предпринимателю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Феденев С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в связи с рассмотрением дела N А47-7820/2015 и установлением обязанности применения ИП Феденвым С.В. общей системы налогообложения 29.06.2018 им была подана налоговая декларация по НДФЛ за 2013 год, где задекларирован налог к уплате в бюджет в размере 0 рублей, что при проведении камеральной налоговой проверки инспекцией не опровергнуто. Следовательно, по мнению ИП Феденева С.В., в отсутствие обязанности по уплате НДФЛ за 2013 г., установленная судебными актами по делу NА47-7820/2015 задолженность по НДФЛ в размере 305 562 рублей должна быть сторнирована на лицевом счете ИП Феденева С.В. Некорректное отражение действительной задолженности предпринимателя по НДФЛ нарушает его права как налогоплательщика.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, указывает, что представленная ИП Феденевым С.В. в 2016 году налоговая декларация за 2013 год не может служить основанием для сторнирования задолженности по НДФЛ, образовавшейся в результате доначисления НДФЛ на основании решения инспекции от 10.04.2015 N 10-12/33 по результатам выездной налоговой проверки, в том числе, за налоговый период 2013 г. Кроме того, предпринимателем не доказано нарушение его прав бездействием инспекции по несторнированию записи о задолженности по НДФЛ на его лицевом счете.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте суда, представитель заявителя в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, указал о поддержании доводов, изложенных в жалобе.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ИП Феденева С.В. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДФЛ, НДС, ЕНВД за период с 14.08.2012 по 31.12.2013.
По результатам проверки вынесено решение от 10.04.2015 N 10-12/33 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю начислены суммы неуплаченных налогов:
налог на добавленную стоимость - 1 384 141 руб.;
налог на доходы физических лиц - 305 562 руб., пени - 180 569 рублей и начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 168 970 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2015 по делу N А47-7820/2015 ИП Феденеву С.В. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения инспекции от 10.04.2015 N 10-12/33 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Указанными судебными актами был признан правомерным вывод налогового органа о переводе ИП Феденева С.В. на общую систему налогообложения с 4 квартала 2013 года и доначислении НДФЛ в размере 305 562 рублей.
28.06.2016, 13.10.2016 предпринимателем НДФЛ в размере 305 562 рублей уплачен в бюджет (т.1 л.д. 43 - 44).
29.06.2016 заявителем в инспекцию представлена декларация по НДФЛ за 2013 год с суммой налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 0 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам вынесено решение от 02.12.2016 N 818 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (т.1. л.д. 48 - 53).
По мнению заявителя, после принятия инспекцией декларации по НДФЛ за 2013 год с суммой к уплате 0 рублей и подтверждения камеральной проверкой этой суммы, НДФЛ в размере 305 562 рублей должен быть сторнирован с карточки по расчетам с бюджетом, а уплата этой суммы пойдет на задолженность по данному налогу за новые налоговые периоды.
19.09.2017 ИП Феденев С.В. письменно обратился в налоговый орган с просьбой произвести сторнирование НДФЛ в сумме 305 562 рублей, начисленного по результатам выездной налоговой проверки.
По результатам рассмотрения данного обращения ИП Феденеву С.В. направлено письмо от 19.10.2017 N 09-27/12799, где налоговым органом изложены обстоятельства, явившиеся основанием для доначисления НДФЛ в сумме 305 562 рублей, и сделан вывод, что предпринимателем фактически представлена декларация, в которой учтены результаты выездной проверки (т.1, л.д. 14 - 16).
ИП Феденев С.В. обратился в УФНС России по Оренбургской области с жалобой на бездействие ИФНС России по Центральному району г.Оренбурга, просил отменить письмо от 19.10.2017 N 09-27/12799 и обязать налоговый орган сторнировать НДФЛ в сумме 305 562 рублей.
Решением УФНС России по Оренбургской области от 28.11.2017 N 16-15/19661 жалоба ИП Феденева С.В. оставлена без удовлетворения.
Полагая, что бездействия налогового органа по сторнированию задолженности на лицевом счете ИП Феденева С.В. являются незаконными, нарушают права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований у налогового органа сторнирования задолженности в размере 305 562 рублей по НДФЛ на лицевом счете ИП Феденева С.В., поскольку его действия фактически направлены на преодоление судебных актов по делу N А47-7820/2015, заявителем не доказано нарушение его прав оспариваемым бездействием налогового органа.
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 210 Налогового кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Порядок получения профессионального вычета при исчислении налоговой базы по НДФЛ регулируется пунктом 1 статьи 221, пунктом 3 статьи 210, пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса и предусматривает наличие у налогоплательщика документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
В силу статьи 221 Налогового кодекса при исчислении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль" названного Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А47-7820/2015 при оспаривании заявителем решения налогового органа от 10.04.2015 N 10-12/33 в связи с переводом со специального налогового режима в четвертом квартале 2013 года на общую систему налогообложения определена задолженность по НДФЛ за 2013 г. в размере 305 562 рублей.
Расчет НДФЛ произведен инспекцией исходя из установленного выездной налоговой проверкой размера дохода заявителя, определяемого в порядке, установленном статьями 208 - 210 НК РФ (7 689 670 руб.), от реализации товаров (работ, услуг) за VI квартал 2013 года.
Представленные предпринимателем документы, подтверждающие расходы, осуществленные в VI квартале 2013 года, исследованы инспекцией, в результате чего приняты в полном объеме в размере 5 339 194 рублей.
Инспекцией определена налоговая база по НДФЛ в размере 2 350 476 рублей и исчислен НДФЛ в размере 305 562 рублей ((7 689 670 - 5 339 194) х 13% = 305 562).
Начисление предпринимателю инспекцией НДФЛ в размере 305 562 рублей признано судами правомерным.
29.06.2016 заявитель представил в налоговый орган декларацию по НДФЛ за 2013 год с суммой доходов - 7 693 942,54 руб., расходов - 7693 942,54 руб., которые явились отличными от сумм доходов и расходов, установленных в ходе выездной налоговой проверки предпринимателя за 2013 г. по НДФЛ.
В ответ на требование инспекции от 09.08.2016 N 10890 предприниматель не представил объяснения, первичные документы, подтверждающие фактически понесенные расходы в сумме, отличной от ранее им доказанной в ходе оспаривания решения по выездной налоговой проверке, а именно: 2 354 748,54 рублей (7 693 942,54 - 5 339 194 = 2 354748,54), суд первой инстанции верно квалифицировал его действия, как направленные на преодоление судебных актов по делу N А47-7820/2015.
Согласно пункту 2 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
В связи с тем, что предприниматель не представил доказательства несения дополнительных расходов в 2013 г. на сумму 2 354 748,54 рублей, то у налогового органа не имелось правовых и фактических оснований в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2013 год повторно определять налоговую базу по НДФЛ за налоговый период, ранее проверенный в ходе выездной налоговой проверки.
При таких обстоятельствах, отказ налогового органа сторнировать задолженность по НДФЛ в сумме 305 562 рублей соответствуют действующему законодательству и не нарушает право предпринимателя на правильное отражение состояния расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым ИП Феденевым С.В.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2018 по делу N А47-2194/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Феденева Сергея Витальевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.