г. Москва |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А40-48618/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Д.В. Каменецкого, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу НО "САМТ-Фонд"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2018 по делу А40-48618/18 (92-531), принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению Федеральной службы по аккредитации
к Некоммерческой организации "САМТ-ФОНД" (ИНН 7713141230, ОГРН 1027700018796)
о привлечении к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ на основании постановления об административном правонарушении N 68/2018 от 02.02.2018
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее - заявитель, Росаккредитация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности НО "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве" (далее - ответчик, "САМТ-Фонд") по ст. 14.48 КоАП РФ на основании на основании протокола об административном правонарушении от N 68/2018 от 02.02.2018.
Решением суда от 28.06.2018 ответчик привлечен к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 400 000 руб.
Ответчик не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Стороны в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 14.48 КоАП РФ представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что испытательной лабораторией "САМТ-ФОНД" при выдаче протокола сертификационных испытаний N 2930/223/10/17 от 26.09.2017 не были соблюдены требования, установленные частью 1 статьи 9, частями 1, 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, ГОСТ Р 5100.4-2011, ГОСТ 31894-2012, Критериями аккредитации, РК ИЛ, что свидетельствует представлении испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных и необъективных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом не приняты во внимание ссылки ответчика на наличие грубых нарушений при проведении проверки административным органом; судом не приняты во внимание доводы об отсутствии события и состава вменяемого административного правонарушения, а также о недоказанности его совершения. Заявитель жалобы ссылается также на нарушение судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по контролю за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7).
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений, является основанием для проведения проверочных мероприятий в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ.
Приказом Росаккредитации от 16.10.2017 N 182-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки" (Приказ N 182-П-ВВ) с целью проверки сведений, указанных в обращениях гражданина, направленного в адрес Росаккредитации письмами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также результатов систематического наблюдения за исполнением аккредитованными лицами обязательных требований, инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Некоммерческой организации "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве" ("САМТ-Фонд"), аккредитованной в качестве органа по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте, аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.10MT22 (ОС) и испытательной лаборатории средств механизации и транспорта в строительстве "САМТ-Фонд", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21MT05 (ИЛ).
Согласно пункту 7 Приказа N 182-П-ВВ предметом проверки явилось соблюдение аккредитованным лицом ("САМТ-Фонд") обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 8 Приказа N 182-П-ВВ установлен срок проведения проверки с 19.10.2017 по 16.11.2017.
Пунктом 13 Приказа N 182-П-ВВ установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.
На основании приказа Росаккредитации от 16.10.2017 N 182-П-ВВ должностными лицами Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации были осуществлены выходы по адресу фактического места осуществления деятельности ОС и ИЛ, указанному в Реестре аккредитованных лиц.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки был рассмотрен протокол сертификационных испытаний N 2930/223/10/17 от 26.09.2017, выданный ИЛ "САМТ-Фонд" и подтверждающий соответствие транспортного средства марки Hyundai, типа LT, категории N1 с устройством вызова экстренных оперативных служб модели "FORT-l 12EG", Правил ЕЭК ОНИ N 10-05 с целью подтверждения соответствия требованиям пункта 8 Приложения 2 технического регламента Таможенного союза TP ТСО18/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, в части соответствия Правилам ЕЭК ООН 10-03 (доп. 1) по показателям устойчивости к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитной совместимости, и распространяющего действие на транспортные средства и их шасси марки Hyundai типа LT, HD-VT (35) категории N1 с устройством вызова экстренных оперативных служб модели "FORT-l 12EG".
Протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) N 2930/223/10/17 от 26.09.2017 подписан специалистом ИЛ СМТС (испытателем) Трегубовым О.Ю., утвержден Заместителем руководителя ИЛ СМТС Белашом В.В.
В ходе проверки "САМТ-Фонд" также было представлено Руководство по качеству ИЛ "САМТ-Фонд" (РК ИЛ СМТС 01-07-2017, далее - РК ИЛ), утвержденное 01.08.2017 директором САМТ-Фонд Гриффом М.И. и руководителем ИЛ Медведевым В.Ю.
Нарушения, выявленные в ходе рассмотрения указанных материалов, отражены в Акте проверки от 17.11.2017 N 176-АВП и заключаются в следующем.
Пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее также - Федеральный закон N184-ФЗ) устанавливает, что исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Исходя из содержания части 7 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 помимо Критериев аккредитации также утвержден перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Перечень документов в области стандартизации).
Пунктом 17 Критериев аккредитации предусмотрено наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 критериев аккредитации.
Пунктом 23 Критериев аккредитации предусмотрено наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Пунктом 18 Критериев аккредитации определена обязанность испытательной лаборатории соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Согласно пункту 23.7 Критериев аккредитации система управления документацией (правил документооборота) испытательной лаборатории в том числе должна включать в себя правила учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила формирования и внесения изменений в протоколы исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию таких протоколов.
В Перечень документов в области стандартизации, в том числе включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009).
Для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным Критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (испытательная лаборатория) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в Перечень документов в области стандартизации. Таким образом, ИЛ "САМТ-Фонд" способно обеспечить в своей деятельности соответствие Критериям аккредитации при условии соблюдения требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.
Необходимость соблюдения ИЛ требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, в том числе, обусловлена наличием ссылки на него в разделе 2 "Нормативные ссылки" РК ИЛ.
Пунктом 1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предусмотрено, что данный стандарт устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией.
Пункт 4.13.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 регулирует правоотношения, связанные с содержанием технических записей.
В соответствии с подпунктом 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 записи о первичных наблюдениях, производные записи и достаточный объем информации должны храниться в течение установленного времени в лаборатории для того, чтобы установить аудиторское заключение, записи о калибровке, записи о персонале и копии каждого протокола испытаний или выданного сертификата о калибровке. Записи о каждом испытании или калибровке должны содержать достаточно информации, чтобы обеспечить, по возможности, выявление факторов, влияющих на неопределенность, и проведение повторных испытаний или калибровки в условиях, максимально приближенных к первоначальным. Записи должны содержать сведения о персонале, ответственном за отбор образцов, проведение каждого испытания и/или калибровки и контроль результатов.
Примечанием 2 к подпункту 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 уточнено, что технические записи представляют собой сумму сведений (перечислены в пункте 5.4.7 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009) и информации, являющихся результатом проведения испытаний и/или калибровки и указывающих, достигнуты ли установленные показатели качества или параметры процессов.
Подпунктом 4.13.2.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предписано, что наблюдения, данные и вычисления должны регистрироваться во время их проведения и идентифицироваться с конкретной задачей.
Подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что правильность и надежность испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, определяют следующие факторы: человеческий фактор (пункт 5.2); помещения и условия окружающей среды (пункт 5.3); методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик (пункт 5.4); оборудование (пункт 5.5); прослеживаемость измерений (пункт 5.6); отбор образцов (пункт 5.7); обращение с объектами испытаний и калибровки (пункт 5.8).
Пункт 5.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 содержит в себе подпункт 5.4.7 "Управление данными".
Согласно подпункту 5.4.7.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 расчеты и передачи данных следует систематически проверять.
Протокол сертификационных испытаний N 2930/223/10/17 от 26.09.2017 в разделе 5 "Результаты испытаний при установившемся режиме работы двигателя на испытательном стенде" содержит выводы, составленные по итогам проведения анализа технической документации и ранее проведенных испытаний.
Заключение, содержащееся в протоколе испытаний, содержит следующую информацию:
"При испытаниях (экспертизе технической документации и результатов испытаний) транспортного средства марки Hyundai типа LT категории N1 ИЛ СМТС "САМТ-Фонд" установила, что транспортные средства и их шасси марки Hyundai типа LT, HD-VT (35) категории N1 соответствует требованиям пункта 8 Приложения 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) (Правила ЕЭК ООН 10-03, доп. 1) в отношении требований к устойчивости к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитной совместимости."
Однако протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) N 2930/223/10/17 от 26.09.2017 не содержит в себе результатов испытаний, полученных непосредственно ИЛ при проведении испытаний в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 10 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости.".
В соответствии с содержанием пункта 6 раздела II "Определения" TP ТС 018/2011 "сертификационные испытания" - испытания репрезентативного образца (образцов) транспортного средства или компонента транспортного средства, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям настоящего технического регламента типа транспортного средства или типа компонента транспортного средства, объединяющего модификации, включенные в техническое описание, представляемое заявителем при проведении сертификационных испытаний.
В силу абзаца второго пункта 24 раздела V "Оценка соответствия" TP ТС 018/2011 необходимые испытания проводят испытательные лаборатории, компетенция которых соответствует требованиям стандарта ISO 17025, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованные испытательные лаборатории).
Согласно пункту 31 TP ТС 018/2011 аккредитованная испытательная лаборатория на основании решения органа по сертификации проводит экспертизу представленных заявителем технических описаний, идентификацию образцов транспортных средств и их испытания, оформляет протоколы испытаний, организует их регистрацию и учет. При включении в заявку нескольких модификаций транспортного средства (шасси) испытания проводятся в отношении модификаций транспортных средств, как правило, с ожидаемыми наихудшими показателями. В протоколе испытаний отражается возможность распространения их результатов на другие модификации транспортных средств, включенные в заявку
Испытания проводятся в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, Глобальными техническими правилами, а в случае их отсутствия - в соответствии со стандартами, включенными в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. В случае отсутствия указанных стандартов применяются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза.
В силу содержания абзаца второго и третьего пункта 32 TP ТС 018/2011 аккредитованная испытательная лаборатория по результатам проведенных испытаний и технической экспертизы представленных документов оформляет протокол идентификации и результатов испытаний комплектного транспортного средства и передает его в орган по сертификации.
Оформление протокола идентификации и результатов испытаний комплектного транспортного средства обязательно при проведении испытаний для целей оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), кроме выдаваемых в соответствии с пунктами 35, 59 и 65 указанного технического регламента.
Пунктом 3.4 ГОСТ Р 51000.4-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий" установлено следующее определение: "Испытательная лаборатория: лаборатория, которая проводит испытания". Пунктом 2.3.4 ГОСТ 31894-2012 "Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе" установлено: "испытательная лаборатория (центр) (в рамках Таможенного союза): Проводящая испытания организация (ее часть), аккредитованная в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) и включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.".
Пунктом 3.10 ГОСТ Р 51000.4-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий" определено: "Испытание: техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.".
При этом установлено, что ИЛ не хранит документы, содержащие первичные технические записи, информацию о полученных результатах и условиях проведения испытаний, что не позволяет установить факт проведения ИЛ испытаний.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки руководителем ИЛ Медведевым В.Ю. дано объяснение о том, что первичные записи ведутся сотрудниками ИЛ на отдельных листах "в достаточном объеме для оформления протокола испытаний", а после оформления результатов испытаний в протокол технические записи уничтожаются.
Поскольку документы, содержащие первичные технические записи, содержащие информацию о полученных результатах испытаний, ИЛ "САМТ-Фонд" не представлены, установить факт проведения испытаний и контроля параметров окружающей среды в каждый из дней периода проведения испытаний, а также достоверность и объективность полученных в ходе испытаний результатов, невозможно.
Отсутствие записей о первичных результатах испытаний, свидетельствует об отсутствии системы обеспечения прослеживаемости испытаний и измерений, что не позволяет подтвердить наличие предусмотренного ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 фактора, гарантирующего правильность и надежность испытаний, установить объективность и достоверность результатов, полученных в ходе проведения испытаний, факт их проведения.
Таким образом, заключение, сделанное ИЛ о соответствии продукции требованиям TP ТС 031/2012 без фактического проведения испытаний свидетельствует о предоставлении ИЛ недостоверных результатов и необъективного заключения о соответствии продукции установленным требованиям.
Пунктом 21 Критериев аккредитации установлено требование к наличию по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованной испытательной лаборатории в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц."
Пунктом 14 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательны требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации техническом регулировании относится к сфере государственного регулировании обеспечения единства измерений.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-Ф "Об обеспечении единства измерений" установлено: "средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений". Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-Ф "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулировании обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерении утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениям настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдении установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единств измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательны: требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условия эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно частям 1, 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ средств; измерений, предназначенные для применения в сфере государственной регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
В силу вышеуказанных нормативных положений надлежащим доказательством исполнения испытательной лабораторией императивного требования критерии аккредитации о наличие по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц, на праве собственности или на ином законное основании, предусматривающем право владения и (или) пользования испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, являются результаты поверки средств измерений, удостоверенные знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельных указаны методики испытаний и оборудование.
При этом в силу пункта 5.5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки).
Согласно пункту 5.6.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 все средства измерений, используемые для испытаний и/или калибровочных работ, включая средства для вспомогательных измерений (например, для контроля параметров окружающей среды), имеющих значительное влияние на точность и достоверность результатов испытания, калибровки или отбора образцов, должны быть калиброваны перед вводом в эксплуатацию.
Из вышеизложенного однозначно следует, что правильность и надежность проводимых испытательной лабораторией испытаний (исследований) может быть обеспечена только при условии соблюдения аккредитованной испытательной лабораторией требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации, в том числе требований об использовании при проведении испытаний необходимых в соответствии с такими документами оборудования и средств измерений, которыми, в свою очередь, аккредитованная испытательная лаборатория должна располагать по месту осуществления деятельности на праве собственности или ином законном основании. Проведение испытательной лабораторией испытаний в соответствии с требованиями указанных в области аккредитации документов в отсутствие испытательного оборудования и средств измерений, обязательность использования которых установлена соответствующими документами, применяемыми испытательной лабораторией для проведения испытаний, однозначно влечет за собой необъективность (ненадежность) результатов таких испытаний.
Учитывая вышеизложенные выводы и установленные Актом проверки от 17.11.2017 N 176-АВП обстоятельства, результаты испытаний, проведенных ИЛ "САМТ-Фонд" по местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц и отраженные в протоколе испытаний N 2930/223/10/17 от 26.09.2017, являются недостоверными и необъективными, не отвечающими критериям правильности и надежности.
Изложенные фактические обстоятельства с учетом вышеприведенных нормативных положений свидетельствуют о том, что испытательной лабораторией "САМТ-ФОНД" при выдаче протокола сертификационных испытаний от 26.09.2017 N 2930/223/10/17 не были соблюдены требования, установленные частью 1 статьи 9, частями 1, 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ, N 102-ФЗ, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, Критериями аккредитации, РК ИЛ, что свидетельствует представлении испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных и необъективных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.48 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 14.48 КоАП РФ, представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок, связанный с требованиями по проведению исследований и предоставлению результатов таких исследований.
Объективная сторона правонарушения, выражается в представлении испытательной лабораторией для целей оценки (подтверждения) соответствия заведомо необъективных результатов исследований.
Субъект административного правонарушения: Некоммерческая организация "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве" ("САМТ-Фонд"), ОГРН 1027700018796, ИНН 7713141230, адрес места нахождения юридического лица: Карельский бульвар, д. 21, корп. 1, г. Москва, 127411; адрес места осуществления деятельности: Подсосенский пер., д. 7, стр. 4, г. Москва, 105062.
По данному факту, в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении Ответчика был составлен протокол об административном правонарушении от 02.02.2018 N 68/2018.
Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Требования ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителем ответчика к административной ответственности, судом не установлено.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).
Представленные заявителем доказательства подтверждают факт совершения ответчиком вменяемого административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.48 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, суд правомерно установил ответчику меру административной ответственности в виде штрафа, установленного ст. 14.48 КоАП РФ, в размере 400 000 руб.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, материалами дела не установлено.
Довод ответчика о нарушениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки судебной коллегией не принимается, поскольку в силу п. 29 ч. 4 ст. 1 в сфере федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц установлены особенности организации, проведения и согласования проведения внеплановых выездных проверок.
В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 27 Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также по такому основанию, как поступление в национальный орган по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений.
Таким образом, получение Росаккредитацией соответствующих Общероссийской общественной организации "Общественный контроль России", направленных письмами ФСБ Российской Федерации, является в силу вышеуказанных положений основанием для проведения внеплановой проверки.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении сроков проверки не соответствует обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2018 по делу А40-48618/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.