г. Вологда |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А44-2558/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 сентября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июня 2018 года по делу N А44-2558/2018 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (место нахождения: 173001, Великий Новгород, улица Великая, дом 10; ОГРН 1145321017918, ИНН 5321173188, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к муниципальному автономному учреждению "Спортивная школа олимпийского резерва N 1" (место нахождения: 173018, Великий Новгород, проспект Александра Корсунова, дом 54; ОГРН 1025300785894, ИНН 5321068049, далее - Школа) о взыскании 4 142 руб. 48 коп. излишне уплаченных средств на выплату страховой пенсии за период с октября 2016 года по май 2017 года.
Решением суда от 22 июня 2018 года исковые требования удовлетворены частично. Со Школы в пользу Учреждения взыскано 517 руб. 81 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что у истца отсутствовали сведения о трудоустройстве Шилиной Р.В. в июле 2016 года.
Школа в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 04.08.2016 Школа предоставила в Пенсионный фонд сведения за отчетный период - июль 2016 года формы СЗВ-М "исходная". Данная отчетность не содержала сведений о застрахованном лице Шилиной Р.В., являющейся получателем страховой пенсии по старости (том 1, листы 9-10).
В связи с тем, что Школа не предоставила 04.08.2016 сведений о застрахованном лице Шилиной Р.В. за июль 2016 года, истцом было принято распоряжение от 23.09.2016 N 308398 о перерасчете страховой пенсии в размере 13 450 руб. 46 коп. с учетом повышения фиксированной выплаты.
Страховая пенсия в указанном размере была выплачена Шилиной Р.В. за период с октября 2016 года по май 2017 года (том 1, лист 13).
Впоследствии, 07.04.2017 ответчиком предоставлены сведения СЗВ-М формы "дополняющая" за июль 2016 года на 10 застрахованных лиц, в том числе и на Шилину Р.В., которая не прекращала работать в Школе в июле 2016 года и не имела права на получение страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера страховой пенсии (том 1, листы 11-12).
В связи с предоставлением дополняющей отчетности СЗВ-М за июль 2016 года Пенсионным фондом принято решение от 30.10.2017 N 1/В о перерасчете страховой пенсии в размере 12 932 руб. 72 коп. (том 1, лист 14).
Пенсионный фонд 08.11.2017 направил в адрес ответчика претензию с требованием о возмещении убытков в размере 4 142 руб. 48 коп. (том 1, лист 7).
Оставление претензионных требований Пенсионного фонда без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Из положений Федерального закона Российской Федерации N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) следует, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Пунктами 2 и 3 названной статьи предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), согласно которым физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу указанных выше норм излишне выплаченную сумму пенсии следует квалифицировать в качестве убытков и взыскивать ее с лица, действия которого повлекли излишнее расходование средств Пенсионного Фонда. Таким образом, положениями Законов N 173-ФЗ и N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Деликтная ответственность в данном случае может наступить только при наличии совокупности следующих условий: факта наступления вреда, противоправного поведения причинителя вреда, причинной связи между поведением и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о суммах начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов, уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов, а также периоды его трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, отражаются в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Тарифы страховых взносов носят регрессивный характер. Размер тарифа зависит от величины базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом размер выплаченного дохода (базы) также формируется нарастающим итогом с начала года. Применение регрессивной шкалы ставок является обязанностью страхователя, а не его правом.
В силу статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Индивидуальные сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Отчетными периодами, за который страхователь представляет в территориальный орган ПФ РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, являются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (абзац тринадцатый статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ).
В пункте 1 части девятой статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" также предусмотрено, что вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным названным пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 17 Закона N 173-ФЗ предусмотрен порядок корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и не учтенных при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 23.09.2016 N 308398 Учреждение произвело перерасчет страховой пенсии в размере 13 450 руб. 46 коп. с 01.10.2016 с учетом сведений, полученных от страхователя 04.08.2016 за июль 2016 года.
Судом установлено, что Школа своевременно предоставила сведения формы СЗВ-М "исходная" за август-декабрь 2016 года и январь-март 2017 года на застрахованных лиц, в том числе и на Шилину Р.В. (том 1, листы 29, 39-81, 86-138).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
То есть, на момент принятия распоряжения от 23.09.2016, истец располагал сведениями об осуществлении пенсионером Шилиной Р.В. трудовой деятельности в Школе и при надлежащем исполнении положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязан был принять решение о перерасчете страховой пенсии в размере 12 932 руб. 72 коп. с ноября 2016 года.
Таким образом, учитывая факт предоставления ответчиком корректировочных индивидуальных сведений персонифицированного учета за июль 2016 года, истец должен был откорректировать размер пенсии Шилиной Р.В.
С учетом принципа возмещения убытков за счет лица, по вине которого они причинены, суд пришел к правильному выводу о том, что с ответчика, как работодателя, обоснованным является взыскание убытков в размере 517 руб. 81 коп., причиненных бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в октябре 2016 года (переплата пенсии за 1 месяц).
Оснований для отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июня 2018 года по делу N А44-2558/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.