г. Чита |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А10-1645/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июня 2018 года по делу N А10-1645/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия ((ОГРН 1020300893249, ИНН 0323048828, место нахождения: 670049, г.Улан-Удэ, ул.Коммунистическая, 45А) к акционерному обществу "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003, место нахождения: 670042, г.Улан-Удэ, ул.Жердева, 12) о взыскании 500 руб. 00 коп. - финансовых санкций за не представление в установленный законом срок индивидуальных сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2016 г., о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд,
(суд первой инстанции - Л.В. Борхонова),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к акционерному обществу "Улан-Удэ Энерго" (далее - заинтересованное лицо, общество, страхователь) о взыскании 500 руб. 00 коп. - финансовых санкций за не представление в установленный законом срок индивидуальных сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2016 г., о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований о взыскании с акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" 500 руб. 00 коп. отказано.
В обосновании суд указал, что в рассматриваемом случае Общество самостоятельно выявило ошибку и предприняло необходимые меры к ее устранению путем направления дополняющих форм СЗВ-М в пенсионный фонд, следовательно, отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.06.2018 по делу А10-1645/2018 полностью и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что обществом 25 апреля 2017 года были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "ДОП") за декабрь 2016 года (срок представления указанных сведений в соответствии с Законом N 27-ФЗ - до 16.01.2017) в отношении застрахованного лица, на которое ранее сведения не представлялись. Следовательно, дополняющая форма СЗВ-М была представлена в отношении нового застрахованного лица, но не в порядке исправления ошибки.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09 января 2017 года Обществом в Фонд представлены сведения о 402 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года. В этих сведениях отсутствовали данные об 1 застрахованном лице, которые были представлены 25.04.2017 г. по форме СЗВ-М (доп).
19.05.2017 Управлением ПФР в городе Улан-Удэ - филиал ОПФР по Республике Бурятия составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 003S18170004657.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Предприятие представило сведения по форме СЗВ-М (тип ДОП) за декабрь 2016 года 25.04.2017, то есть позже срока, установленного законодательством. В результате чего принято решение о привлечении АО "Улан-Удэ Энерго" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о 1 застрахованном лице по СЗВ-М (тип ДОП) за декабрь 2016 г. с применением финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении застрахованного лица.
По результатам рассмотрения акта принято решение от 19.06.2017 N 003S19170005377 применить к АО "Улан-Удэ Энерго" финансовые санкции в размере 500 рублей за непредставление сведений по форме СЗВ-М в установленные законом сроки за декабрь 2016 года.
11.07.2017 Управлением в адрес АО "Улан-Удэ Энерго" выставлено требование N 003S01170151586 об уплате финансовой санкции в размере 500 руб. в срок до 31.07.2017.
Заместителем начальника Управления УПФР в городе Улан-Удэ - филиала Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Никифоровой Е.Л. принято решение от 19.06.2017 N 003S19170005377 применить к АО "Улан-Удэ Энерго" финансовые санкции в размере 500 рублей за непредставление сведений по форме СЗВ-М в установленные законом сроки за декабрь 2016 года.
Основанием для вынесения решения послужило нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде применения финансовых санкций.
11.07.2017 Управлением в адрес АО "Улан-Удэ Энерго" выставлено требование N 003S01170151586 об уплате финансовой санкции в размере 500 руб. в срок до 31.07.2017.
Таким образом, УПФ вправе было обратиться в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций не позднее 31.01.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2008.
Правовые отношения, связанные с организацией индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регламентированы Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ под застрахованными лицами понимаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; под страхователями - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь"; под индивидуальным (персонифицированным) учетом - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; под отчетным периодом - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу части 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Законом N 27-ФЗ сроки для обращения в суд в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций не установлены.
Порядок предъявления к взысканию штрафа во внебюджетные фонды с 01.01.2017 регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктами 3 и 10 статьи 46 Налогового кодекса РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим выплаты застрахованным лицам, на которые начисляются страховые взносы. Следовательно, Общество обязано в установленные сроки представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, определенные частью 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Состав правонарушения по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" определены 3 типа формы отчета СЗВ-М:
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 09 января 2017 года Обществом в Фонд представлены сведения о 402 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года. В этих сведениях отсутствовали данные об 1 застрахованном лице (Доржиевой Э.Г.), которые были представлены 25.04.2017 г. по форме СЗВ-М (доп).
Исходная форма СЗВ-М за декабрь 2016 года была направлена в Пенсионный фонд своевременно, а дополняющая форма на 1 застрахованного лица была представлена позднее установленного срока, на основании чего Пенсионный фонд сделал вывод о представлении Обществом сведений за декабрь 2016 года с нарушением установленного срока.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 действующей в рассматриваемый период Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Таким образом, возможность внести исправления в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок предоставляется страхователю в ранее представленные сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Общество самостоятельно выявило ошибку и подало уточненные индивидуальные сведения на своего работника. Доказательств того, что именно Управление Пенсионного фонда уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент составления акта проверки от 19.05.2017, Общество уже (25.04.2017) представило сведения о начисленных страховых взносах за декабрь 2017 в отношении Доржиевой Э.Г.
Также суд первой инстанции правильно учел, что в рассматриваемый период действовало Письмо ПФ РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", согласно которому Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Довод пенсионного фонда о том, что письмо ПФР от 14.12.2004 не подлежало применению с 29 ноября 2017 года в связи с его отменой письмом ПФР от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004, отклоняются, поскольку указанное письмо от 14.12.2004 в период возникновения спорных отношений, в том числе и на момент подачи страхователем дополняющей формы СЗВ-М за декабрь 2016 года, а также на момент принятия оспариваемого решения (04.08.2017), отменено не было, соответственно позиция, изложенная в нем, подлежала применению.
С 19 февраля 2017 года подлежит применению Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В силу п. 39. указанной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае Общество самостоятельно выявило ошибку и предприняло необходимые меры к ее устранению путем направления дополняющих форм СЗВ-М в пенсионный фонд, следовательно, отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Оценивая доводы пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции также исходит из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Указанные Пенсионным фондом в заявлении и пояснениях к нему подходы и основанные на них доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что его позиция соответствует судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (например, по делам N А04-5748/2017, N А04-5751/2017, N А73-910/2017).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявленные требования о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб. 00 коп. за не представление в установленный законом срок индивидуальных сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2016 г. не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июня 2018 года по делу N А10-1645/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.