город Омск |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А70-4236/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Петроком" на резолютивную часть решения Арбитражного суда Тюменской области от 28.05.2018 по делу N А70-4236/2018 (судья Коряковцева О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Петроком" (ОГРН 1037811010401, ИНН 7805004441)
к Северно-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1027200853316, ИНН 7202022112)
о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2018 N 043-09-2018 о привлечении к административной ответственности,
апелляционная жалоба рассмотрена без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петроком" (далее - ООО "Петроком", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление Ростехнадзора, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 N 043-09-2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.05.2018 (резолютивная часть) по делу N А70-4236/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение в полном объеме не изготовлено.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Петроком" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу N 043-09-2018 новый судебный акт, освободив ООО Петроком" от административной ответственности связи с малозначительностью совершенного правонарушения, либо снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, ее податель указывает на то, что примененная мера ответственности за установленные проведенной проверкой нарушения в виде наказания в форме штрафа в размере 100 000 руб., несоразмерна общественной опасности и характеру выявленных нарушений, которые по утверждению Общества являются малозначительными. В данном деле, по убеждению подателя жалобы, из материалов дела усматривается наличие смягчающих вину Общества обстоятельств, поскольку отсутствуют любые негативные последствия, кроме того, правонарушение устранено на дату рассмотрения административного дела, однако суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание указанные обстоятельства и не снизил размер штрафа.
Отзыв на апелляционную жалобу Управление Ростехнадзора не представило.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании извещения о начале строительства от 07.11.2017 N 1 капитального строительства издано распоряжения Северо-Уральского Управления Ростехнадзора от 04.12.2017 N 57/13218 в отношении заявителя была проведена выездная проверка по объекту капитального строительства: "строительство ПП 500 кВ Тобол с заходами ВЛ 500 кВ. Этапы строительства I, IV, VI, VII, VIII, IV, этап", расположенного по адресу: РФ, Тюменская область, м.р. Тобольский.
В ходе проведения проверки административным органом выявлены следующие нарушения:
1) не ведется раздел 5 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора - нарушение пункта 3, 8.5, 9 РД-11-05-2007 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 N 7 (далее - РД-11-05-2007);
2) не ведется раздел 6 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора, не ведется - нарушены пункты 3, 8.6, 9 РД-11-05-2007;
3) выполнение работ по строительству объекта капитального строительства не обеспечивается специалистами лица, осуществляющего строительство, включенными в национальный реестр специалистов в области строительства, а именно: акт освидетельствования скрытых работ от 12.07.2017 N 4/408 на бурение лидерных скважин; акт освидетельствования скрытых работ от 12.07.2017 N 5/408 на погружение свай С35.8-1 для опоры N 408 в количестве 48 штук и т.д. подписаны лицами, не состоящими в национальном реестре специалистов в области строительства - нарушение требований части 2 статьи 52, пункта 3 части 5 статьи 55 5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); подпункта "г" пункта 5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положения о проведении строительного контроля); пункт 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.20009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ);
4) ведется производство строительно-монтажных работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, без совместного освидетельствования предшествующих видов работ - нарушение части 1, 4 статьи 53 ГрК РФ; пункта 3 части 1 статьи 39 Закона от 30.12.20009 N 384-ФЗ; пункт 10 Положения о проведении строительного контроля; пункт 5.3 РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков, сетей инженерно технического обеспечения".
Результаты проверки, в том числе выявленные нарушения, отражены в акте проверки от 12.01.2018 N 72-10-11-17-С.
По факту выявленных нарушений в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2018 N 043-09-2018 по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом вынесено постановление от 28.02.2018 N 043-09-2018, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.05.2018 Арбитражным судом Тюменской области принята резолютивная часть решения, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, состоит, в том числе, в осуществлении строительства с нарушением обязательных требований проектной документации, стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства.
В силу положений части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Такое лицо согласно положениям части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Следовательно, субъектами ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являются лица, осуществляющие строительство, застройщики, заказчики строительства и иные лица, на которых законодательством возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований технических регламентов и иных обязательных требований к зданиям и сооружениям.
Согласно разрешению на строительство объекта капитального строительства от 18.09.2017 N 72-515-099-2017 ООО "Петроком" является застройщиком объекта капитального строительства "строительство ПП 500 кВ Тобол с заходами ВЛ 500 кВ. Этапы строительства I, IV, VI, VII, VIII, IV, этап".
Общество является подрядной организацией ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФЙСК ЕЭС"), непосредственно осуществляет строительные работы на вышеназванном объекте капитального строительства.
Следовательно, именно ООО "Петроком" является лицом, на которое в соответствии с вышеназванными нормами градостроительного законодательства возложена обязанность по осуществлению строительного контроля при осуществлении строительства объекта.
Как установлено судом апелляционной инстанции, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем, ООО "Петроком" является застройщиком объекта капитального строительства "строительство ПП 500 кВ Тобол с заходами ВЛ 500 кВ. Этапы строительства I, IV, VI, VII, VIII, IV, этап", в связи с чем обязано соблюдать требования проектной документации, технических регламентов, а также обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий, и является субъектом ответственности по статье 9.4 КоАП РФ.
В ходе проведения проверки административным органом выявлены нарушения положений РД-11-05-2007 "Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 года N 7, статей 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009.
Принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предоставленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о наличии фактической возможности выполнения обязанностей по соблюдению требований градостроительного законодательства, однако обществом не были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения.
Каких-либо объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность обеспечения соблюдения требований законодательства в области строительства, апелляционный суд из материалов дела не усматривает, в связи с чем, поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность, что свидетельствует о наличии вины ООО Петроком".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку представленными в материалы рассматриваемого спора доказательствами факт совершения Обществом вменяемого ему в вину административного правонарушения подтвержден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Общества сводятся, в том числе, к тому, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, поскольку не повлекло за собой негативных последствий, было устранено на дату рассмотрения административного дела, в связи с чем, суд первой инстанции неправомерно не снизил штраф ниже низшего предела не применив нормы статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения норм статьи 2.9, 4.1 КоАП РФ апелляционным судом не усматривается.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано исключительными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Кроме того, выявленные нарушения, как утверждает сам податель жалобы, были устранены Обществом на дату рассмотрения административного дела, что свидетельствует о том, что устранение выявленных нарушений не требовало длительного времени.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не установил оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы Общества о малозначительности допущенного правонарушения отклоняются ввиду следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Как следствие, довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы для охраняемых общественных отношений, не соответствует действительности и не свидетельствует о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Административное производство возбуждено уполномоченным должностным лицом на основании непосредственного обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и соответствует порядку, установленному частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Наказание обществу назначено административным органом в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в минимальном размере (100 000 руб.).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.05.2018 (резолютивная часть) по делу N А70-4236/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4236/2018
Истец: ООО "Петроком"
Ответчик: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "ФСК ЕЭС"-МЭС Западной Сибири
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8665/18