г. Саратов |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А12-13190/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" октября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "Техноавто" Бужак О.В., действующей на основании протокола N 17 от 03.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноавто" (400057, г. Волгоград, ул. им. Генерала Шумилова, д.9, каб.2, ОГРН 1043400518193, ИНН 3447021694)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2018 года по делу N А12-13190/2018 (судья Л.В. Кострова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техноавто" (400057, г. Волгоград, ул. им. Генерала Шумилова, д.9, каб.2, ОГРН 1043400518193, ИНН 3447021694) к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д.16 "А", ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557)
заинтересованное лицо: администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д.5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
о признании незаконным бездействия; об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техноавто" (далее - ООО "Техноавто", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (далее - Департамент) с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в невыполнении обязанности по уведомлению ООО "Техноавто", как лица, осуществляющего регулярные перевозки по маршрутам N 4К и N 15А, за сто восемьдесят дней до вступления в силу решения о прекращении регулярных перевозок, о принятии распоряжения N720-р от 13.11.2017 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок: по маршруту регулярных перевозок N 4К "7-я больница (Советский район) - ТРЦ "Акварель" (Советский район)", свидетельство серия 342701 N 000199; по маршруту регулярных перевозок N 15А "К/т-р "Юбилейный" (Красноармейский район) - пос. Родниковая Долина (Советский район), свидетельство серия 342701 N 000221; признать недействительным распоряжение Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда N 720-р от 13.11.2017 "Об отмене актов Комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" в части прекращения свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 4К "7-я больница (Советский район) - ТРЦ "Акварель" (Советский район)", свидетельство серия 342701 N 000199; N 15А "К/т-р "Юбилейный" (Красноармейский район) - пос. Родниковая Долина (Советский район), свидетельство серия 342701 N 000221; маршруту регулярных перевозок N 15А "К/т-р "Юбилейный" (Красноармейский район) - пос. Родниковая Долина (Советский район), свидетельство серия 342701 N 000221.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "Техноавто", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании директор ООО "Техноавто" поддержала правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Администрацией Волгограда представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 01 сентября 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Департамента и администрации Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 25.09.2018, объявлялся перерыв до 02.10.2018 до 09 часов 20 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ООО "Техноавто", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Техноавто" обратилось в Комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда (далее - Комитет) с заявлением об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок N 4к "7-ая больница - ТРЦ "Акварель" и муниципального маршрута 15а "К/т-р "Юбилейный" - пос. Родниковая Долина".
Распоряжением Комитета от 09.06.2017 N 69-р "О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" изменен муниципальный маршрут регулярных перевозок "К/т-р "Юбилейный" - пос. Родниковая Долина".
Распоряжением Комитета от 19.04.2017 N 46-р "О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" изменен муниципальный маршрут регулярных N 4к ""7-ая больница - ТРЦ "Акварель".
Пунктом 2 распоряжений внесены изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в части вида и класса транспортных средств маршрута N 15а, 4к. Признана недействительной маршрутная документация муниципального маршрута N 15а, 4к (пункт 3 распоряжения).
Пунктом 4 распоряжения ООО "Техноавто" поручено представить в Комитет согласованную с уполномоченными органами маршрутную документацию, сведения о наличии подвижного состава на праве собственности или на ином законном основании для осуществления транспортного обслуживания населения на маршруте регулярных перевозок, в эксплуатацию нового подвижного состава
Пункт 8 распоряжений обязал ООО "Техноавто" до 01.05 2017 принять меры по информированию населения Волгограда об изменении маршрута регулярных перевозок N 4к с 01.05.2017, открыть движение на маршруте регулярных перевозок до 01.05.2017, а также принять меры по информированию населения Волгограда об изменении маршрута регулярных перевозок N 15а и с 19.06.2017 открыть движение на маршруте регулярных перевозок.
13.11.2017 распоряжением Департамента N 720-р "Об отмене актов комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" (далее - распоряжение N 720-р) отменены распоряжения Комитета N 46-р от 19.04.2018"О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок", N69-р от 09.06.2017 "О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" в связи несоответствием Федеральному закону от 13.07.2015 N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N220-ФЗ), постановлению администрации Волгограда от 29.04.2016 N610 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы"; прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N4к N"7-ая больница -ТРЦ "Акварель" и муниципальному маршруту 15а "К/т-р "Юбилейный" - пос. Родниковая Долина".
Ссылаясь на незаконность данного распоряжения N 720-р и не уведомление общества о принятии данного распоряжения, ООО "Техноавто" обратилось в суд с изложенными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии необходимых условий для признания незаконными действий и распоряжения Департамента в обжалуемой части.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Согласно статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения уполномоченным органом по осуществлению функций по организации регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград является администрация Волгограда в лице Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 29.06.2016 N 45/1331.
Уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания осуществляет следующие полномочия:
а) разрабатывает документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград (далее - документ планирования регулярных перевозок);
б) принимает решение об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам в форме распоряжений и организует по ним регулярные перевозки;
в) принимает решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок и уведомляет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту;
д) оформляет, переоформляет, выдает свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута;
е) ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Разделом 4 постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 определен срок отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок N 4к с 30.04.2017 и N 15а с 15.04.2017.
Согласно частей 3,4 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 2.21 Положения муниципальный маршрут регулярных перевозок отменяется уполномоченным органом, в случае если документом планирования регулярных перевозок, утвержденным постановлением администрации Волгограда, предусматривается отмена муниципального маршрута регулярных перевозок.
Постановлением администрацией Волгограда от 29.04.2016 N 610 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город - герой Волгоград на 2016 - 2020 годы (далее - Документ планирования).
Согласно пункту 4 названного Документа планирования подлежат отмене муниципальные маршруты регулярных перевозок, в том числе N 15а - с 15.04.2017, N 4к с 30.04.2017.
Решением Центрального районного суда Волгограда от 13.09.2016 N 2а-8097/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.03.2017, отказано в признании несоответствующим действующему законодательству и недействующим постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгограда на 2016-2020 годы".
07.10.2016 уведомил ООО "Техноавто" об отмене маршрута регулярных перевозок N 15а с 15.04.2017, то есть не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
18.10.2016 Комитет уведомил ООО "Техноавто" об отмене маршрута регулярных перевозок N 4к с 30.04.2017, также не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Таким образом, Комитетом была соблюдена процедура, предусмотренная статьей 12 Федерального закона N 220-ФЗ (в действующей на тот момент редакции), по направлению в адрес ООО "Техноавто" соответствующих уведомлений, следовательно, общество было надлежащим образом уведомлено о прекращении действия спорных маршрутов.
Распоряжением N 720-р прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 4к N "7-ая больница -ТРЦ "Акварель" и муниципальному маршруту 15а "К/т-р "Юбилейный" - пос. Родниковая Долина".
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что распоряжение N 720-р по своему содержанию является решением об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, и прекращает действие свидетельств с даты издания данного распоряжения без учета необходимого срока 180 дней, принято 13.11.2017, то есть в период действия ранее выданных свидетельств, следовательно, уведомления от 07.10.2016 и от 18.10.2016 не являются уведомлениями о принятии решения о закрытии маршрутов, которое принято 13.11.2017 то есть после даты направления уведомлений.
Указанные доводы судебной коллегией отклонятся ввиду следующего.
Как было указано выше, муниципальные маршруты регулярных перевозок N 15а, N 4к отменены Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, утвержденным постановлением администрации Волгограда N 610 от 29.04.2016., соответственно с 15.04.2017, с 30.04.2017.
Распоряжение N 720-р лишь прекращает действие спорных свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд апелляционной инстанции считает, что именно Документ планирования является нормативным правовым актом, который регулирует порядок отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
По смыслу части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ именно данным документом может быть предусмотрена отмена действующих маршрутов и дополнительного принятия отдельного решения не требуется.
Таким образом, распоряжение N 720-р о прекращении действия свидетельств не может подменять Документ планирования, являющейся нормативным правовым актом, регулирующим вопросы об отмене маршрутов регулярных перевозок.
Кроме того, судом учтено, что частью 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено уведомление уполномоченным органом юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Указанная норма закона в рассматриваемом случае соблюдена. Как было указано выше, ООО "Техноавто" было уведомлено об отмене маршрута регулярных перевозок N 15а с 15.04.2017 - 07.10.2016, об отмене маршрута регулярных перевозок N 4к с 30.04.2017 - 18.10.2016.
При этом Федеральный закон N 220-ФЗ не предусматривает уведомление уполномоченным органом вышеперечисленных лиц о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и сроков такого уведомления.
Вместе с тем из материалов дела следует, что распоряжение N 720-р было размещено в свободном доступе на сайте www://volgadmin.ru в разделе "Департамент городского хозяйства администрации Волгограда".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Департамента отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по уведомлению ООО "Техноавто" за сто восемьдесят дней об отмене свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что основанием для изменения муниципального маршрута регулярных перевозок является основанием для изменения муниципальных маршрутов регулярных перевозок являются данные пассажиропотоков, полученные при обследовании, введении в эксплуатацию новых жилых зон и массивов или их сносе, изменении дорожной и градостроительной ситуации, создании либо ликвидации крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и иных социально значимых объектов, а также на основании решения, предусмотренного документом планирования регулярных перевозок.
Инициатором внесение изменений в муниципальные маршруты выступают юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, инициатор представляет в уполномоченный орган заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные пунктами 2.4 и 2.5 Положения (пунктом 2.3 Положения).
Согласно пункту 2.10 Положения уполномоченный орган проводит проверку представленных документов на их соответствие документу планирования регулярных перевозок, полноты и достоверности сведений, содержащихся в них, а также проводит оценку соответствия муниципального маршрута регулярных перевозок требованиям безопасности дорожного движения.
В постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 и распоряжение Комитета от 26.09.2016 N99-р изменения в части исключения из числа отмененных муниципальных маршрутов N 4к, N15а не вносились.
Вместе с тем, не отменяя постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение Комитета от 26.09.2016 N 99- р, были приняты распоряжения N46-р от 19.04.2017 и N 69-р от 09.06.2017, которыми была изменена схема движения, протяженность маршрутов, остановочные пункты, улицы, по которым осуществлялось движение автобусов по отмененным муниципальным маршрутам регулярных перевозок N4к и N15а.
В нарушение порядка, установленного частями 2 и 4 статьи 19, статьей 21 -24 Федерального закона N 220-ФЗ, без проведения открытого конкурса были распоряжением комитета выданы ООО "Техноавто" свидетельства об организации регулярных перевозок по отмененному муниципальному маршруту N 4к, N 15а со сроком действия до апреля 2022 года.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при вступлении в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок.
Учитывая, что документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение Комитета от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок" не отменены и не оспорены в установленном порядке, Департамент правомерно отменил распоряжение Комитета от 13.04.2017 N 31-р "О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" и прекратил действие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 15а, N 4к.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. При этом в нем должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
С учетом выше установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае Департамент, отменяя распоряжение Комитета от 13.04.2017 N 31-р и прекращая действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 4к, 15а, действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение N 720-р в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2018 года по делу N А12-13190/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноавто" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.