город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2018 г. |
дело N А53-7961/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колпаковым В.Н.,
при участии:
от Колхоза им. С.М. Кирова: представитель Попова Н.М. по доверенности от 25.05.2016, представитель Стешенко В.Н. по доверенности от 02.04.2018;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области: представитель Пустовалова Ю.А. по доверенности от 12.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2018 по делу N А53-7961/2018 по заявлению Колхоза им. С.М. Кирова (ОГРН 1022304009903, ИНН 2335005438) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N24 по Ростовской области (ОГРН 1096162000571, ИНН 6162500008) о признании недействительными решений, принятое в составе судьи Ширинской И.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Колхоз им. С.М. Кирова (далее также - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее также - инспекция, налоговый орган) об уплате налога, пени, штрафа, процентов N 071S01170030552, N 071S01170030560 от 09.01.2017, решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области N 19959, 19960 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках а также электронных денежных средств от 03.07.2017.
Решением суда от 12.07.2018 признаны недействительными выставленные Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области требования N 071S011170030552 и N 071S011170030560 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2017 как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Признаны недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области от 03.07.2017 N 19959 и N 19960 как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от Колхоза им. С.М. Кирова через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Колхоза им. С.М. Кирова поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий на администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговой инспекции 28.02.2017 передано сальдо расчетов по страховым взносам колхоза имени Кирова по состоянию на 01.01.2017.
Налоговой инспекцией были сформированы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2017 N 071S011170030552 на уплате пени в сумме 762266,20 руб. за период с 2002 по 2009 и N 071S011170030560 на уплату пени в сумме 102571,42 руб. за период с 2002 по 2009.
Данные требования были направлены заявителю для исполнения, срок добровольного исполнения требований 27.06.2017 года.
Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области в связи с неисполнением требований, в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса приняты решения от 03.07.2017 N 19959 и N 199560 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика на суммы 762266,20 руб. и 102571,42 руб.
Колхоз не согласился с выставленными требованиями и принятыми решениями от 03.07.2017 и подал апелляционную жалобу в УФНС России по Ростовской области.
Заместитель руководителя УФНС России по Ростовской области принял решение от 22.12.2017 N 15-15/5019. Указанным решением жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель считает, что требования, выставленные по состоянию 09.01.2017 и решения от 03.07.2017 N 19959, N 19960 являются недействительными, а также нарушают его права и указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (статья 19 Закона N 250-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.01.2017, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным указанным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Исходя из пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам (пени) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом.
Как установлено судом и подтверждено письмами ГУ УПФР России в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону от 23.05.2018 N ОПУи ВС-1322 и от 01.06.2018 N ОПУ и ВС-1412 пенсионным фондом в 2012 году заявителю выставлялось требование N 256 от 27.12.2012 об уплате пени в сумме 864837,62 руб. за период 20022009 годов.
Дальнейшее взыскание пени во внесудебном порядке произведено Пенсионным фондом РФ. В материалы дела представлено постановление от 30.08.2013 N 78 о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика и постановление от 02.09.2013 N 205256/13/26/61 судебного пристава-исполнителя Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону о возбуждении исполнительного производства.
Одновременно представлен акт об изменении места совершения исполнительных действий от 21.12.2015 подтверждающий направление исполнительного документа для исполнения по территориальности в Кореновский РОСП.
Пенсионный фонд в письмах от 23.05.2018 и от 01.06.2018 указал, что требования от 09.01.2017 N 071S01170030552, N 071S01170030560 внесены Управлением в программный комплекс ПФР "технически" для корректной передачи остатков (сальдо) на 01.01.2017 в налоговый орган.
Суд проанализировал представленные документы и пришел к правильному выводу, что налоговым органом повторно выставлены требования на пени, которые были взысканы во внесудебном порядке пенсионным фондом в 2012 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 70 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 4 ст. 70 НК РФ), при этом требование об уплате налога (пени, штрафа) должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В силу статьи 71 Налогового кодекса в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
При этом изменение обязанности, а также возникновение и прекращение согласно статье 44 Кодекса связано с наличием оснований, установленных Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В частности, в силу положений пунктов 2, 3 статьи 44, а также пунктов 2, 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование, отзывать ранее выставленное требование с направлением нового, а также выставлять повторное требование об уплате налога.
При таких обстоятельствах, суд перовой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания для выставления задолженности по требованиям N 071S01170030552, N 071S01170030560 по состоянию на 09.01.2017 отсутствуют ввиду того, что данные требования выставлено повторно.
Поскольку налоговая инспекция не представила доказательства изменения обязанности по уплате пени по страховым взносам за период с 2002 по 2009, оспариваемые требования не относятся к числу уточненных в порядке статьи 71 Налогового кодекса РФ. Кроме того, подтверждено, что Пенсионным фондом РФ соблюден внесудебный порядок взыскания оспариваемой пени.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование, отзывать ранее выставленное требование с направлением нового, а также выставлять повторное требование об уплате налога, поэтому оснований для взыскания пени по данному требованию не имеется.
Кодекс регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки (пункт 9 статьи 46 НК РФ).
Из правовых норм, содержащихся в статьях 46, 72, 75 Кодекса, следует, что обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога (страховых взносов) следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что налоговым органом незаконно выставлены требования об уплате пени на страховые взносы и приняты решения о взыскании налогов, налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя.
Довод подателя жалобы о том, что Межрайонной ИФНС N 24 по Ростовской области направлено заявление о признании должника банкротом, заявление принято к производству в рамках дела N А32-25662/2017, и это обстоятельство влияет на бесспорное взыскание задолженности по спорным требованиям и решениям, не имеет правового значения.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 01 июля 2018 года по Делу N А53-25662/2017 Федеральной налоговой службе в лице Управления ФНС России по Ростовской области отказано во введении наблюдения в отношении Колхоза им. С.М. Кирова (ИНН 2335005438, ОГРН 1022304009903).
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2018 по делу N А53-7961/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7961/2018
Истец: КОЛХОЗ ИМ. С.М. КИРОВА
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N24 по Ростовской области